Цели: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина-сказочника, его биографией, учить понимать образные выражения, использованные в произведении; развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности: выразительного чтения, слушания, говорения; навыки коллективной работы, воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина, своей Родине; развивать учебно-коммуникативные умения, т.е. вести диалог.
Оформление: портрет писателя, выставка книг со сказками А.С.Пушкина, выставка рисунков и работ учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
а) Вступительная беседа с учащимися
б) Защита презентации учеником "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"
II. Викторина
1 конкурс
Придумать название командам , связав с темой викторины .
2 конкурс
Угадай героя сказки по приведённому отрывку ( слайд №3-4)
3 конкурс
Задание: Из слогов собрать полное название сказки о Салтане. Учитывается правильность, полнота, быстрота, коллективность работы.
("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".(слайд №5)
Инсценировка отрывка из этой сказки (4 а)
4 конкурс Отгадайте кроссворд (слайд №6)
- Кому служил Балда?
- Какое дерево украшала "златая цепь"?
- Птица-чародей, убитая стрелой царевича.
- Что бросила царевне в руки нищая черница?
- На чём сидел Золотой петушок?
- Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?
Инсценировка отрывка из сказки "О попе и его работнике Балде" (4в)
6 конкурс
Викторина "на листьях". Представители команд по очереди подходят к "волшебному дубу", снимают листочки с заданиями и отвечают на вопросы викторины. За правильный ответ 1 балл, за ответ с помощью команды - 0,5 балла
Вопросы:
1. Сколько сыновей было у царя Дадона (два сына)
2. Какими словами петушок предупреждал царя Дадона об опасности? ("Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку".)
3. Какую работу выполнял Балда на подворье попа? (Повар, плотник, конюх)
4. Как поп должен был с Балдой рассчитываться? (в год по три щелчка по лбу)
5. Что просил себе на обед поп? (вареную полбу). Что это такое? (каша)
6. Работал балда за семерых, а ел...(за четверых)
7. Что "Так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки на сквозь..." (яблоко)
8. Кого спрашивал Елисей о том, где его невеста? (солнце, месяц, ветер)
9. Сколько раз Гвидон отправлялся в царство славного Салтана, и в кого он превращался? (три: муха, комар, шмель)
10. Сколько чудес было на острове Буяне, и какие? (белка, 33 богатыря с ними дядька Черномор, Царевна Лебедь)
11. Вспомните, о чем мечтала каждая из сестриц, сидя под окном "поздно вечерком"? (Одна - "на весь крещеный мир приготовила б я пир", вторая - "на весь мир одна наткала я полотна", третья - "для батюшки-царя родила богатыря")
12. У царевны Лебеди были родные братья. Кто они? (33 богатыря " Эти витязи морские мне ведь братья все родные")
13. Кто совершал все эти чудеса на острове Буяне? (Царевна Лебедь)
14. Как звали царя, подслушавшего мечты трех сестриц? (Салтан)
15. С какими словами обращалась злая царица к зеркальцу? ("Свет, мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румянее и белее?")
16. Какое дерево украшает "златая цепь"? (дуб)
17. Какими словами бранила старуха своего старика в "Сказке о рыбаке и рыбке"? (Дурачина ты, простофиля").
18. Кого спас царевич, убив стрелой Чародея? (Царевну Лебедь).
19 Кто был другом А.С.Пушкина?
20 С кем А.С. Пушкин соревновался в поэтическом турнире в Царском селе, кто выиграл7
21. Предмет, который доставил на остров царицу с сыном? (бочка)
22. Из какой это сказки?
Инсценировка отрывка из сказки А.С. Пушкина " Сказка о золотом петушке" 4 в.
7 конкурс "Сказочные объявления" (слайд №13-18)
1. Предлагаю свои услуги:
- работаю за 7-х. Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес...
2. Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:
- укусы правого и левого глаза;
- волдыри на носу.
Начало ближайших занятий...
3. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес....Обращаться к...
4. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес...
5. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?
Обращаться к...
8 конкурс
Этот конкурс для наших девочек
Перед вами зеркальце. Нужно достоверно похвалить себя словами из произведения Пушкина, при этом нельзя улыбаться...
Выходят 3 девочки с каждого класса вспоминая слова царевны.
"Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее"?
III. Подведение итогов.
- Кто же такой А.С.Пушкин?
- Какие произведения вы сегодня слышали впервые?
- Кому захотелось прочитать Пушкина еще раз? Почему?
I V. Рефлексия. Оцени свою работу!
У каждого из вас на столе лежат смайлики. Вам предстоит оценить свою работу.
- если работали "отлично" - ваш смайлик улыбается;
- если "не очень" - смайлик равнодушен;
- если "плохо" - ваш смайлик грустит.
Ребята выбирают смайлики и размещают их на стенде.