Цель: дать ребятам представление о важности права на имя, довести до сознания идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; формировать навыки общения; воспитывать уважение к окружающим; коррекция высших психических функций: речь, память, мышление.
Материалы и оборудование: фломастеры, карандаши, свидетельство о рождении, фото детей, рисунки ребят "мое имя", "моя визитная карточка".
Предварительная работа: обыгрывание ситуации "знакомства", рисунки детей, чтение худ. литературы Е.Чарушин "Почему Тюпу прозвали Тюпой", игры "Назови ласково", "Отгадай по голосу", подготовка слайдов.
Ход занятия
I. Организационный момент: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие, вы уже заметили, что у нас гости! Присаживайтесь.
II.Введение в тему: Ребята что вы видите? Что это?
- Это ваши имена.
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
- О именах, но не просто о именах, а о праве каждого человека на имя. У каждого из вас есть имя. Как вы думаете: зачем нам нужны имена? Зачем люди дают друг другу имена? А каким может быть имя: полным, ласковым, грубым:Ласковым именем называют чаще всего где? И кто? (мама, папа, семья). А грубым можно и обидеть человека.
- Сейчас давайте немножко поиграем. Перед вами будут появляться фотографии, а вы называйте полное имя того, чья будет фотография.(слайды с фотографиями и полными именами детей)
- Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, могут ли имена повторяться? Как называют людей с одинаковыми именами? (тезками) Как можно отличать таких людей? (по фамилии, отчеству)
III. Появление сказочного персонажа. Интересно, какой это мальчик к нам пришел и одет как-то странно?! Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?
Домовенок: Я домовенок, а как меня зовут я не знаю, имя мне никто не давал.
- Ребята, разве может так быть, чтобы не было имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении. Когда рождается человек ему дают имя и вписывают в первый документ "свидетельство о рождении" (показ документа), здесь указывается имя, фамилия, отчество, дата рождения, и город в котором ты родился.
Домовенок: А я сказочный герой, и имя мне никто не дал!
- Домовенок, не расстраивайся, мы с ребятами придумаем тебе имя.
Придумывается имя.
- Ну вот, а теперь ты можешь познакомиться и с нашими ребятами. Ребята, познакомьтесь с Кузей, называя себя ласково.
- Знаешь Кузенька, ведь у каждого есть свой документ, подтверждающий его имя - "свидетельство о рождении", а раз у тебя не было имени, значит и документа тоже нет. Ребята сейчас создадут для тебя твой документ, а ты выберешь самый красивый и мы впишем тебе твое имя.
- Ну вот Кузя, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад! Пойду покажу это свидетельство своим друзьям! До свиданья, ребята!
- Приятно, что наш домовенок ушел довольный? А мы с вами еще немного поиграем. В сумке лежали карточки с вашими именами, но кто-то пришел и все испортил, порезал карточки и я ничего не могу собрать. Давайте вы по-одному, будете доставать карточку и пытаться собрать имя.
IV. Дидактическая игра: "Почтальон" собери имя.
V. Подведение итогов: Ну вот и наше занятие заканчивается, у вас у каждого есть смайлики, а на доске написаны ваши имена: полные и сокращенные, вы сейчас поочереди подоидите к доске и приклейте своего улыбающегося смайлика к тому варианту, как бы вы хотели чтобы мы вас называли.
Молодцы! Постарайтесь запомнить и называйте друг друга именно так. Чтобы наши имена всегда произносились с удовольствием и доставляли радость себе и другим!
Спасибо!