Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся.
Применение данного метода на уроках русского языка в социально - гуманитарной группе помогает осваивать новые формы организации деятельности, способствует расширению и углублению знаний по предмету, что, безусловно, соответствует целям и задачам профильной школы.
Особую трудность, на мой взгляд, составляет проблема выбора темы проекта, так как русский язык - предмет специфический, и задача учителя выбрать правильную мотивацию деятельности учеников. Все участники процесса должны четко знать, в чем состоит их задача и где продукт проекта может быть использован.
Так при изучении в 10 классе темы "Изобразительно - выразительные средства языка" мною был предложен проект, результатом которого стал сборник упражнений для изучения, закрепления знаний. Актуальность данного проекта очевидна: задание по определению художественных средств - одно из самых трудных на выпускном экзамене в форме ЕГЭ. Параллельно решалась проблема "нечтения" старшеклассниками художественной литературы, поскольку материалом для исследования стал роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", и для достижения поставленной цели потребовалось текстуальное его изучение.
При работе над проектом нами были выделены следующие этапы:
1. Составление словаря изобразительных средств романа И.Тургенева. Вывод о творческой манере писателя.
2. Изучение разных видов заданий по анализу языковых средств.
3. Разработка собственных заданий на материале романа "Отцы и дети"
4. Подготовка сборника упражнений по теме
Моя роль изменялась в зависимости от этапов работы. Но на каждом этапе педагог может выступать только как помощник, он не просто передает знания, он должен обеспечивать деятельность ученика.
Наблюдение, которое проводила я как руководитель проекта, позволяло продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и легло в основу моих действий по оценке уровня учащихся - с другой.
Много вопросов возникло вовремя составления словаря изобразительных средств: это и большой объём текста, и обилие художественных средств, и трудности их классификации. На этом этапе необходимо удержаться от подсказок даже в том случае, когда видно, что учащиеся "делают что-то не то".
Учащийся должен научиться самостоятельно оценивать продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности, а также оценивать "чужой" продукт: информацию - с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи - с позиций их правильности.
Работа над данным проектом по русскому языку, кроме практической значимости, имела и большое воспитательное значение: ребята научились выстраивать систему взаимоотношений между людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе, но и о взаимодействии с учителем-консультантом, что позволило освоить еще одну, не менее важную, ролевую позицию.
Задача учителя - увлечь учеников, заразить идеей и помочь им делать свои маленькие, а может, и большие открытия.
Хотя, бесспорно, человека заставить творить невозможно, он сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться.