Цель. Создание условий для музыкально-творческой работы в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи.
- Учить видеть красоту в природе, музыке, литературном слове.
- Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной деятельности.
- Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности.
Дидактический материал: фонограммы; ленты голубого, синего цвета; игрушка Слоненок; раздаточный материал: пособие “Море”(карточки, передающие различное состояние моря); индивидуальный фланелеграф
Ход занятия
Под весёлую музыку дети входят в зал. Музыкальный руководитель показывает яркий конверт и говорит, что его послал к нам слонёнок из Африки. Он приглашает к себе в гости на день рождение.
- Вы хотите побывать в гостях у слонёнка?
- Ребята, а знаете где эта Африка? А хотите узнать? (Вносит глобус)
- Что это такое?
- А что такое глобус?
- Посмотрите, где Африка,
- А где живем мы? (показывает Средний Урал)
- Смотрите, как далеко нам добираться
- Что означает синий цвет на глобусе? (Вода).
- Да, ребята, Африка окружена океанами и морями.
- А что означает зелёный и желтый цвет? (Леса и горы)
- Посмотрим, как будет пролегать наш путь: через леса, горы, моря (показывает путь на глобусе).
- Дети, а вы не боитесь, что он будет тяжёлым, длинным?
- Ну, тогда смело отправляемся в путешествие!
Ритмопластика “Песня Красной шапочки”
(А.И.Буренина Ритмическая мозаика)
- Ну, вот мы и добрались до синего моря.
- Ребята, как думаете, каким бывает море? (Спокойным, волнующим, бушующим, успокаивающимся).
- Посмотрите, как художники изобразили море красками
- А композиторы чем могут передать характер моря? (Звуками).
- А ещё как можно передать характер, настроение моря? (Танцуя, движением).
- Ребята, давайте попробуем сами передать характер и настроение моря в танце.
Муз. И.Штраус “Дунайские волны”
упражнение с лентами, импровизация
- Молодцы, красивые у вас получились волны.
- А сейчас приглашаю вас пройти на корабль и занять места.
(Стульчики стоят, изображая контур корабля, сиденьями внутрь)
Воспитатель.
- А пока наш корабль выходит в открытое море, мы с вами вспомним, кто ещё проживает со слонёнком в Африке?
Дети называют животных, читают стихи Владимира Степанова.
Лев Грозный лев с огромной гривой
Воду пьёт неторопливо.
Лев гривастый - царь зверей,
В джунглях зверя нет храбрейНосорог Носорог без лишних слов
В драку броситься готов.
Он не даст себя в обиду,
Неуклюж он только с виду.Жираф Узнать жирафа просто,
Знать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.Шимпанзе Шимпанзе на двух ногах
В жарких селится лесах.
То подпрыгнет, то замрёт,
То душистый плод сорвёт.Бегемот Бегемот лежит в реке,
Как в огромном гамаке:
-Покачайте кто-нибудь,
Не могу никак уснуть.
Музыкальный руководитель Ребята, а вот и наступила ночь (закрыли глазки) море мы не видим, а только слышим, как шумят волны за бортом, послушаем какое оно?
Слушание “Море”.
Н. Римского-Корсакого - фрагмент из вступления к опере “Садко”.
- Что вы услышали?
- А теперь попробуйте передать состояние моря на фланелеграфах карточками.
Звучит фонограмма песни “Африка”, дети выходят на середину зала.
Музыкальный руководитель:
- Ну, вот мы и приплыли.
- Ребята, а без чего не ходят на День рождения?
- А мы забыли про подарки, да вот же магазин “Музыкальных инструментов.
- Зайдем, выберем подарки для Слоненка?
- А берете тот инструмент, звучание которого вы узнали.
Дидактическая игра “Узнай инструмент”
Звучит фонограмма песни “Африка”, дети идут дальше, пританцовывая, подыгрывая на инструментах.
- А вот и слоненок нас встречает, давайте его поздравим, споем песенку?!
Дети поют песню “Это День рождения” муз. Казенина
Слоненок:
– О, какая хорошая песенка, спасибо вам, а вы еще знаете какие-нибудь песенки? Спойте, пожалуйста.
“Песенка о жирафе” муз. Ю.Чичкова
(на проигрыш дети играют на инструментах)
Музыкальный руководитель:
– Слоненок, а ещё мы можем с тобой поиграть, поиграем, ребята?
Игра “Кроко, Роко, Коко, Дил”.(Т.Э.Тютюнникова)
(речевая игра с инструментами (журнал “Музыкальная палитра” №4 2007г. стр. 4)
Слоненок:
– А я тоже знаю игру “Ищи” называется, хотите, поиграем?
Игра “Ищи” муз. Т. Ломовой
(Ребёнок, стоящий внутри круга, держит в руках игрушку-слонёнка).
Слоненок :
- Ой, как с вами весело, ребята, спасибо, что вы приехали, я хочу вас порадовать! (угощает бананами)
Музыкальный руководитель:
- Спасибо, слоненок, а нам пора возвращаться в детский сад, до свидания!
- Занимаем свои места на корабле, и отправляемся в путь.
Звучит спокойная музыка.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что понравилось больше всего?
- Хотите еще куда-нибудь отправиться попутешествовать?
- Отлично, нас Умка приглашает к себе на Северный Полюс полюбоваться северным сиянием, хотите поехать? Дети, обсуждая, уходят из зала.