I. Исходное состояние образовательной системы.
Краткая характеристика учебного заведения
Средняя общеобразовательная школа № 7 является муниципальным учреждением образования Островского района. Она располагается в привокзальном микрорайоне районного центра и размещается в одном здании, построенном в 1993 году. В школе имеются: 38 учебных кабинетов, методический кабинет, библиотека, актовый зал, кабинеты внеклассной работы и детской общественной организации, столярно-слесарные мастерские, 2 спортивных зала, кабинеты медицинской, психологической, социальной и логопедической служб.
В настоящее время в школе обучаются в 28 классах-комплектах 608 учеников, в том числе:
173 учащихся в 9 классах первой ступени обучения;
316 учащихся в 14 классах второй ступени обучения;
119 учащихся в 5 классах третьей ступени обучения.
Учебное заведение имеет односменный режим работы.
В школе сформировался профессионально компетентный и работоспособный педагогический коллектив. Из 56 педагогов 11 учителей награждены знаком "Отличник просвещения Российской Федерации и "Почетный работник общего образования Российской Федерации", 19 учителям присвоена высшая квалификационная категория, 20 педагогическим работникам - первая категория, 7 педагогам - вторая. Такой состав педагогического коллектива позволяет успешно решать задачи и проблемы практической деятельности.
В образовательном учреждении действует широкая сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В 21 объединении занимаются 336 школьников. На базе учебного заведения работает филиал детской спортивной школы, занятия в которой посещают 174 учащихся. В учебно-воспитательной работе с учащимися используются возможности расположенных в городе культурно-спортивных учреждений: историко-краеведческого музея, Дома детского творчества, городского центра культуры "Юбилейный", детской школы искусств, районной библиотеки, городского стадиона.
В школе функционирует детская общественная организация "Седьмое измерение".
Основные достижения и проблемы в работе школы
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7" в течение последних лет стала одним из лучших учебных заведений города. Её выпускники ежегодно демонстрируют высокий уровень общеобразовательной подготовки (см. таблицу)
Уч. год |
Выпускники 9-х классов | Выпускники 11-х классов | Количество полученных медалей | |||||
Кол-во | Усп-ть | Кач-во знаний |
Кол-во | Усп-ть | Кач-во знаний |
|||
2002-2003 | 77 | 100% | 35% | 47 | 100% | 43% | 3 сер.
|
|
2003- 2004 |
89 | 99% | 34% | 74 | 99% | 48% | 4 зол., 4 сер. | |
2004- 2005 |
68 | 96% | 32% | 46 | 100% | 52% | 3 зол., 7 сер. |
Они поступают в престижные вузы региона и страны, а затем достойно осуществляют профессионально-трудовую деятельность.
Учебный год | Всего окончили 9 класс | Из них поступили | ||||
в 10 класс | ССУЗ | ПУ | на курсы | на работу | ||
2002/03 | 77 | 56 | 4 | 16 | - | 1 |
2003/04 | 89 | 67 | 9 | 13 | - | - |
2004/05 | 68 | 45 | 6 | 17 | - | - |
Учебный год | Всего окончили 11 класс | Из них поступили | ||||
ВУЗ | ССУЗ | ПУ | на курсы и в армию |
на работу | ||
2002/03 | 47 | 29 | 11 | 4 | 1 | 2 |
2003/04 | 74 | 56 | 13 | 1 | - | 4 |
2004/05 | 46 | 38 | 5 | 3 | - | - |
Среди них руководители и специалисты государственных и муниципальных органов власти, учреждений внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры.
Школа выполняет роль учебно-методического центра подготовки и повышения квалификации педагогических кадров города и района. На её базе проводятся городские, районные, областные конференции, семинары, мероприятия. К числу "сильных" сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно-педагогической поддержки действий учителей по совершенствованию образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе.
В последние годы администрация и педагоги учебного заведения направляют усилия на обновление и совершенствование практики обучения и воспитания детей. Педагогами школы совместно с учеными и практическими работниками из других образовательных учреждений разрабатываются и апробируются такие аспекты инновационной деятельности, как:
- моделирование и построение воспитательной системы класса;
- проектирование общешкольной и классных моделей ученического самоуправления;
- развитие инициативы и самодеятельности детей посредством педагогической поддержки их участия в работе детских и юношеских общественных объединений и организаций;
- использование тестовых технологий в учебно-воспитательном процессе;
- организация предпрофильной подготовки учащихся.
Применение инновационных и традиционных форм и способов организации учебно-воспитательного процесса детерминирует положительные изменения в процессе и результатах образовательной деятельности:
- растет общественная активность учащихся, их включенность в подготовку и проведение социально значимых дел;
- расширяется спектр возможностей для проявления и развития индивидуальности и самореализации личности школьников;
- формируются отношения гуманистического и демократического характера между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
- значительная часть педагогов испытывает потребность в осуществлении инновационных преобразований, направленных на повышение качества образования;
- наблюдается ежегодный рост удовлетворенности детей и взрослых жизнедеятельностью в школе.
Однако не все в образовательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения устраивает педагогов, учащихся и родителей. Родители отмечают, что педагоги не всегда учитывают индивидуальные особенности детей. Учащиеся не в полной мере удовлетворены отношениями, сложившимися с некоторыми учителями. Педагоги обращают внимание на недостаточный уровень сформированности нравственного потенциала учеников. Всех участников образовательного процесса не устраивает обустройство школьного здания. Остаются нерешенными и важные проблемы научно-методического характера, такие как создание системы мониторинга за развитием учащихся, использование индивидуальностно - ориентированных форм и способов работы классного руководителя, применение новых приемов и методов анализа, оценки и учета личностных достижений учащихся.
Необходимо отметить и то, что инициатива и самодеятельность школьных активистов сочетается с пассивностью значительной части учащихся, с неумением последних планировать, организовывать, анализировать и оценивать индивидуальную и совместную деятельность. В образовательном учреждении еще не сложилась целостная, охватывающая как воспитание, так и процесс обучения система, направленная на формирование у учащихся способностей к самопознанию, самоопределению и самореализации.
II. Проектируемый замысел образовательной системы
Осмысление накопленного опыта, достижений и проблем в работе школы детерминировало формирование образа будущего образовательного учреждения. Будущее учебного заведения школьное сообщество связывает с инновационной деятельностью по моделированию и построению образовательной системы Школы самореализации учащихся.
Школа самореализации учащихся - это учебное заведение, в котором целью является содействие развитию социально успешного человека, отчетливо представляющего свои возможности и умело реализующего их в индивидуальной и совместной деятельности.
Школа самореализации учащихся - это учебное заведение, в котором высоко ценятся инициатива, самодеятельность, творчество, нравственные формы и способы самореализации и самоутверждения.
Школа самореализации учащихся - это учебное заведение, в котором образовательная система рассматривается как благоприятная среда и важнейший фактор раскрытия, развития и реализации задатков и способностей детей.
Школа самореализации учащихся - это учебное заведение, в котором главными критериями результативности работы выступают субъектность ребенка и успешность его поиска в жизнедеятельности школы и класса своей ниши для самореализации и самоутверждения.
III. Объект, предмет, цель и задачи инновационной деятельности.
Объектом инновационной деятельности избран образовательный процесс в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7", а предметом - создаваемые в нем возможности для самореализации учащихся.
Под самореализацией понимается процесс и результат осуществления личностью своих возможностей, раскрытия задатков и способностей.
Целью инновационного проекта является моделирование и построение образовательной системы Школы самореализации учащихся.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- определить необходимые условия для реализации интеллектуальных и других возможностей детей в процессе обучения;
- создать воспитательные системы классов и школы, стимулирующие развитие у учащихся потребности в самореализации и самоосуществлении;
- выявить и использовать потенциал детских общественных организаций и объединений по интересам для успешной самореализации учащихся в индивидуальной и коллективной деятельности;
- обеспечить укрепление связей и отношений социального партнерства с целью расширения пространства для самоопределения и самореализации детей;
- разработать диагностический инструментарий для изучения эффективности функционирования образовательной системы Школы самореализации учащихся.
IV. Этапы и содержание инновационной деятельности.
Построение образовательной системы Школы самореализации учащихся возможно осуществить лишь за длительный промежуток времени, поэтому в данный момент целесообразно определить содержание деятельности на ближайшие этапы работы.
Первый этап - проектный.
(сентябрь 2005 г. - июнь 2006 г.)
Анализ и оценка состояния и эффективности функционирования образовательной системы учебного заведения.
Создание инициативной группы для разработки инновационного проекта.
Установление научно-методических контактов с преподавателями и методистами Псковского областного ИПКРО.
Формирование в школьном сообществе детей и взрослых образа будущего школы.
Составление и экспертиза инновационного проекта.
Ознакомление обучающихся и их родителей с замыслом проектируемых преобразований в жизнедеятельности школы.
Проведение работы по разъяснению социальным партнерам идей инновационного проекта и формированию у них желания оказать помощь школьному коллективу в разработке и внедрении новшеств.
Второй этап - экспериментально-поисковый.
(август 2006 г. - июнь 2007 г.)
Составление программы развития образовательного учреждения на период с 2006 по 2010 год.
Проведение занятий психолого-педагогического семинара и методических объединений учителей по теме "Развитие у детей способностей к самореализации и самоосуществлению".
Организация опытно-экспериментальной деятельности учителей-предметников по выявлению условий и технологическому обеспечению формирования субъектности ребенка и реализации его потенциальных возможностей в учебной деятельности.
Определение путей и способов усовершенствования системы обучения лидеров и членов детских общественных организаций и объединений.
Проектирование моделей воспитательных систем школы и ее структурных подразделений, стимулирующих развитие у учащихся потребности в самореализации и самоосуществлении.
Подбор психолого-педагогических методик диагностики эффективности образовательной системы Школы самореализации учащихся.
Оперативная рефлексия процесса и результатов инновационной деятельности на заседаниях творческих групп (лабораторий) и МО учителей.
Третий этап - преобразовательный
(август 2007г. - июнь 2009 г.)
"Погружение" в теорию и методику педагогической деятельности, содействующей актуализации и развитию у детей способностей к самопознанию, самоопределению, самореализации и самоосуществлению.
Построение воспитательных систем классов и школы.
Разработка и использование комплексных форм воспитательной работы, стимулирующих процесс становления и проявления индивидуальности ребенка посредством наиболее полного раскрытия его задатков и способностей.
Педагогическое обеспечение направленности деятельности детских общественных организаций и объединений на создание условий для самореализации и самоутверждения их членов. Усовершенствование системы ученического самоуправления.
Формирование информационно-методического фонда разработок, полученных в ходе реализации инновационного проекта.
Обновление нормативно-правовой базы функционирования образовательного учреждения.
Отслеживание результативности учебно-воспитательного процесса.
Четвертый этап - рефлексивно-обобщающий.
(август 2009 г. - март 2010 г.)
Коллективная рефлексия педагогов, обучающихся и их родителей процесса и результатов осуществления инновационного проекта.
Обобщение и презентация результатов инновационной деятельности за пятилетний период.
Внешняя экспертиза учебно-воспитательной практики и жизнедеятельности в школе.
Определение перспектив в дальнейшем развитии образовательной системы Школы самовыражения учащихся.
V. Предполагаемые результаты инновационной деятельности.
Прогнозируется получение следующих результатов инновационной деятельности:
- разработанные теоретические и методические основы функционирования образовательной системы Школы самовыражения учащихся;
- созданные и реально действующие воспитательные системы классов и школы, стимулирующие развитие у детей потребности в самореализации и самоосуществлении;
- апробированные программы деятельности детских общественных организаций, направленных на самореализацию и самоутверждение личности школьников;
- составленные методические рекомендации "Самореализация школьников в жизнедеятельности образовательного учреждения";
- рост удовлетворенности обучающихся, педагогов и родителей работой и жизнью учебного заведения.
Перечисленные результаты будут несомненно способствовать повышению качества образовательного процесса, улучшению нравственно-психологического климата в школьном сообществе, росту конкурентоспособности учебного заведения и его воспитанников.