Класс: 7
Цель урока:
- знать определение силы упругости и деформации, виды деформаций;
- уметь формулировать закон Гука, рассчитывать силу упругости, изображать графически, выполнять расчетные и качественные задачи, объяснять проявление сил упругости в природе, в быту и производстве;
- формирование навыков работы в группе и индивидуально, аргументированного изложения своих мыслей.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: динамометр, набор грузов, песок в мешочках, картон, эспандер, учебники, задачники.
Ход урока
1. Организационный момент
На доске (эпиграфом урока слова английского ученого Исаака Ньютона)
"Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше".
В начале урока дежурный раздает карточки и тесты.
2. Актуализация опорных знаний
Класс делится на две группы. Каждая группа получает задания:
Задание: Найти правильное соответствие по карточкам (портрет ученого и область его деятельности).
а) Королев Сергей Павлович - конструктор.
б) Вавилов Сергей Иванович усовершенствовал лампы дневного света.
в) Гагарин Юрий Алексеевич - первый летчик космонавт.
г) Ломоносов Михаил Васильевич перевел учебник физики с немецкого языка на русский.
е) Ньютон Исаак - открыл законы движения тел и законы тяготения.
ё) Циолковский Константин Эдуардович разработал проект летательного аппарата ракеты.
ж) Курчатов Игорь Васильевич - русский ученый внесший большой вклад в развитие атомной энергетики.
з) Гагарин Юрий Алексеевич - первый советский летчик-космонавт.
и) Максвелл Джеймс - создал теорию электромагнитного поля и предсказал существование в пространстве электромагнитного излучения.
Задание 2: Прочитайте отрывок из сказки "Снежная королева" - "Санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем! Кай громко закричал - никто его не услышал! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы:".
- Перечислите физические тела, о которых говорится в отрывке.
- Ответьте на вопрос: Что такое физическое тело?
3. Задание: Продолжи предложения:
а) На все тела, находящиеся на Земле, действует сила....
б) На книгу, лежащую на столе, также действует сила....
в) Какая сила изменяет направление движения камня, брошенного горизонтально?
3. Объяснение нового материала.
Работа в парах. Раздаются фронтальные экспериментальные задания (см. <Приложение1>).
Сделаем вывод по фронтальному экспериментальному заданию: на все тела, находящиеся на Земле, действует сила тяжести. Вспомним определение силы тяжести: сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Вопросы к классу:
1. Как направлена сила тяжести? (она всегда направлена вертикально вниз).
2. Единицы измерения силы тяжести?
3. На доске написано: "Сила характеризуется : "
1) модулем
2) направлением
3) точкой приложения.
4. Силу упругости измеряют в тех же единицах, что и силу тяжести?
Опыт №1: Груз подвесили на пружине.
Вопросы к классу:
1. Что произошло с пружиной? (она деформировалась, удлинилась, изменила форму)
2. Что называется деформацией? (изменение формы и размера тела)
3. Какие виды деформаций вы знаете? (деформация бывает двух видов: пластическая и упругая)
4. Почему не упало тело, подвешенное на пружине?
Сделаем вывод по фронтальному эксперименту: По-видимому, сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Кроме силы тяжести направленной вертикально вниз действует другая сила - это сила направлена вертикально вверх. Сила упругости возникает только при деформации тела. Если исчезнет деформация, то исчезнет и сила упругости.
Запишем в тетрадь определение силы упругости.
Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости и обозначается Fупр.
Опыт №2: На доске написано слово эспандер. Приглашаются дети по желанию растянуть эспандер.
Вопрос к классу:
- Кто из трех учащихся сильнее?
- Как вы это установили?
- Для чего служит эспандер? (развивает мускулатуру рук и спины.)
- Английский ученый Роберт Гук установил зависимость силы упругости от деформации пружины. Сообщение о Роберте Гуке "Достижения ученого и его область деятельности" одного из учащихся.
Динамическая пауза:
Мы в ракету дружно сели (дети приседают)
В космос полететь хотели (дети поднимают руки вверх)
С притяжением Земли мы бороться не смогли (дети наклоняются вправо и влево)
Шлем вам всем большой привет (руки вверх, помахать руками)
Опоздавшим ученикам места нет (дети быстро садятся за парты).
Опыт3. К пружине подвесить грузы: 1,2,3. Без груза начальная длина пружины l0. Конечная длина пружины l. Чтобы определить удлинение пружины надо из конечной длины вычесть начальную длину: l = l - l0
При упругих деформациях выполняется закон Гука: Fупр= k · l, отсюда следует
k = Fупр : l и l = Fупр: k.
Модуль силы упругости при растяжении (сжатии) прямо пропорционален изменению длины тела. Коэффициент пропорциональности, жесткость пружины зависит от формы тела, размера тела, вещества тела.
4. Первичное закрепление изученного материала.
- Решение задач по сборнику Лукашика А.В. Задачи решают дети на доске с комментариями: №198, №206.
- Тестирование с взаимопроверкой. После решения задач, каждому ученику дается тест (индивидуальное задание), для закрепления нового материала.
Тест.
1. Единицей какой величины является Ньютон:
а) масса;
б) сила;
в) работа.
2. Какая из приведенных ниже формул выражает закон Гука:
а) F= m a;
б) F= N;
в) F= k l.
3. Чем сильнее прогибается опора, тем больше :
а) сила тяжести;
б) сила трения;
в) сила упругости.
5. Итог урока.
Выставляются всем учащимся оценки (так как все дети работали в парах, группах и индивидуально).
6. Домашнее задание.
- П 25 - 26, устно приготовить ответы на вопросы, №328, №333, №334 - сборник задач.