Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ТДЦ
- Обучающая: обобщить и систематизировать знания о правописании Н и НН в разных частях речи.
- Развивающая: создать мотивационную основу для обобщения учебного материала, развивать умение самостоятельно работать с текстом; работать в паре; оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнёра; развивать диалогическую и монологическую речи обучающихся (работа над связным высказыванием на лингвистическую тему); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
- Воспитывающая: вырабатывать внимательность и собранность, аккуратность и добросовестность, ответственность за результаты своего труда, воспитывать чувство прекрасного.
Обучающие задачи для учащихся:
Знать:
- условия выбора Н и НН в разных частях речи.
Уметь:
- определять части речи;
- различать отыменные и отглагольные прилагательные, отглагольные прилагательные и страдательные причастия;
- использовать слова на изученную орфограмму в своей речи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Садитесь, ребята. Посмотрите,
всё ли готово у вас к уроку. А теперь посмотрите
на меня, улыбнитесь. Готовы ли вы сегодня
сотрудничать со мной?
– Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ.
2. Актуализация опорных знаний
В суматохе дней, в суматохе ночей мы порою не
видим,
Как прекрасна земля, как прекрасен ручей
После долгой зимы вьюжной…
– А зима!? Какое это прекрасное время года!
Замечаете ли вы, ребята, удивительное в зимней
немногоцветной природе?
– Давайте обратимся к «зимним» словам.
1) Орфографическая разминка
Цель: вспомнить правила правописания Н и НН в
разных частях речи
Задание: объясните написание данных на слайде
слов с Н и НН (устно)
Серебря(н, нн)ый иней, запороше(н, нн)ые снегом,
скова(н, нн)а льдом, околдова(н, нн) невидимкой,
окута(н,нн) меховым одеялом. Приложение
1 (ключ – слайд 2)
– На какие правила даны слова?
2) Формулировка темы и целей урока совместно с
детьми. (Слайд 3, 4)
(запись даты, темы)
3) Обращение к обобщающей таблице «Н и НН в разных частях речи» (на столах учащихся)
Н и НН в прилагательных, отглагольных прилагательных, страдательных причастиях прошедшего времени; причастиях, которые перешли в разряд прилагательных
Н |
НН |
|
Прилагательные, образованные от существительных | 1) -ин-, -ан-, -ян- журавлиный глиняный кожаный искл.: оловянный 2) краткая форма: |
1) -онн-, -енн- экскурсионный соломенный искл.: ветреный, но 2) основа на Н + суф. Н 3) краткая форма: |
Отглагольные прилагательные | 1) от глаголов несов. вида вязаный (вязать) 2) нет приставки вязаный 3) нет зависимого слова вязаный шарф 4) нет – -ова-, -ева-, -ирова- вязаный |
_______________ |
Страдательные причастия прошедшего времени | 1) краткая форма связан |
1) полная форма (от глаголов сов. вида) связанный (связать) 2) есть приставка покрашенный 3) есть зависимое слово (от глаголов несов. вида) вязанный спицами шарф 4) есть – -ова-, -ева-, -ирова- маринованный асфальтированный |
Причастия, которые перешли в разряд прилагательных | ___________ |
1) полная форма рассеянная девочка 2) краткая форма |
Запомнить !!!
Жёваный, кованый, смышлёный, незваный, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный.
– Вывод о правописании Н и НН в разных
частях речи.
– Чтобы не ошибиться в правописании Н и НН в
разных частях речи, нужно сначала определить
часть речи, а затем применить правила
правописания, которые, как вы видите, у каждой
части речи свои.
4) Работа с алгоритмом «Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях» (на столах учащихся).
5) Повторение способа действия для разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий.
Девочка рассеянна и невнимательна.
(Рассеянна – можно заменить полным
прилагательным рассеянная.
Следовательно, это краткое прилагательное, в
котором пишется столько Н, сколько в полной
форме)
Семена рассеяны по полю. (Рассеяны
– сказуемое, его можно заменить глаголом рассеяли.
Следовательно, это краткое причастие, в котором
всегда пишется Н)
Он рассеянно смотрел по сторонам. (Смотрел
как? – обстоятельство образа действия,
выраженное наречием; его можно заменить наречием
невнимательно. Следовательно, рассеянно
– наречие, в котором пишется столько Н,
сколько в слове, от которого оно образовано.)
3. Обобщение и систематизация материала
1) Тренировочные упражнения
– Сейчас выполним ряд упражнений на совершенствование знаний.
Карточка №1
А) Работа в паре.
Цель: отличать отглагольные прилагательные от причастий.
Задание: списать, раскрыв скобки, обосновывая свой выбор. У1 – по цифрой 1, У2 – под цифрой 2; обменяться тетрадями, произвести взаимопроверку и взаимооценку по ключу.
1) Косить – коше(н,нн)ый луг, скоше(н, нн)ая трава,
трава не скоше(н, нн)а, невыкоше(н, нн)ый луг,
некоше(н,нн)ый луг.
2) Золотить – золочё(н, нн)ая брошь, позолоче(н,
нн)ая рама, рама позолоче(н, нн)а.
(Слайд 5)
Вывод о правописании Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Карточка №2
Б) Самостоятельная работа
Цель: уметь определять части речи; различать краткие отглагольные прилагательные, причастия и наречия.
Задание: списать, раскрыть скобки, определить часть речи, обосновать свой выбор, произвести самопроверку и самооценку по ключу. (Слайд 6)
- Дело чрезвычайно запута(н,нн)о.
- Ответ звучал запута(н, нн)о и непродума(н, нн)о.
- Все детали операции были тщательно продума(н, нн)ы.
- Его ответы были точны и продума(н, нн)ы.
- На столе стояла глиня(н, нн)ая фигурка обезьянки.
Вывод о правописании Н и НН в отыменных прилагательных, кратких отглагольных прилагательных, причастиях, наречиях.
В) Просмотр картин, устное рисование с
использованием систематизированных правил.
(Слайды 7-11)
– Давайте прикоснёмся к искусству, рассмотрим репродукции картин И.И.Шишкина, мастера пейзажной живописи, который очень любил северную природу и написал много картин о разных временах года.
2) Работа по разноуровневой карточке.
Карточка №3
Разноуровневая карточка
Задания по выбору.
1 уровень
Цель: уметь определять части речи, применять
правила правописания Н и НН в разных частях речи.
Задание: списать, вставить Н или НН, определив
часть речи. Самопроверка по ключу.
Величаво и торжестве..о возвышается
могучее, гордое дерево. Тяжёлый, сверкающий снег,
схожий с богато украше..ой ризой свяще..ика,
прогибает нижние ветки, похожие на натруже..ые,
изможде..ые руки, почти до земли. Лу..ый свет
освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые
безбрежные дали, облака, серебрит первозда..ый
снег на сосне и вокруг.
Полное замороже..ое безмолвие. Кажется тьма
тяжелее света, она сгущается и оседает в
пропасти. Лишь одинокая сосна-«мечтательница»,
грезит о другом, светлом и радостном мире. (Слайд
12)
2 уровень
Цель: различать отыменные и отглагольные
прилагательные, отглагольные прилагательные
и страдательные причастия,
наречия.
Задание: используя данные ниже словосочетания,
составьте предложения; обоснуйте выбор Н и НН.
Величестве(н,нн)ая сосна; таинстве(н,нн)о мерцающий снег; небо таинстве(н,нн)о; заснеже(н,нн)ая скала; тень дли(н,нн)а; ствол укута(н,нн)ый, облепле(н,нн)ый снежными хлопьями; укута(н,нн)ы, придавле(н,нн)ы снегом; медле(н,нн)о, со(н,нн)о проплывают; лу(н,нн)ый свет.
3 уровень
Цель: использовать данную орфограмму в
речи.
Задание: составьте текст по заданному началу,
объясните написание Н и НН в словах разных частей
речи.
Смотрю на картину Шишкина «На севере диком…» и чувствую морозную свежесть, головокружение от этой звонкой тишины и спокойствия. Я испытываю неопределе(н,нн)ое, загадочное желание оказаться там, внутри…
4. Контроль и коррекция знаний
Тест. Н и НН в различных частях речи (задания части А (А12)
1. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?
А) ути...ые истории
Б) чище...ая морская рыба
В) проштампова...ое письмо
Г) колено раздробле…о
2. На месте каких цифр в предложениях пишется две буквы НН? Необразова(1 )ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во времени. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.
А) 2, 3, 5
Б) 1, 2, 3
В) 1, 2, 3, 4, 5
Г) 1, 2, 3, 5
3. В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых пишется НН?
На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были
изображе(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на льня(5)ой
скатерти, тка(6)ой шёлком, была поставле(7)а
китайская ваза.
А) 2, 4
Б) 1, 4, 6
В) 3, 4, 7
Г) 1, 4, 5
– Самопроверка, самооценка по ключу. Ответ: 1 – В, 2 – Г, 3 – Б (слайд 13)
5. Выводы по уроку, рефлексия, оценки (Слайд 14)
– Закончить урок хочу на лирической ноте, прочитав строчки, напетые мне нашей природой:
В нашем заснеженном краю,
Где каждая берёзка – королева,
Где кедры, сосны, ели, как в раю,
Нам настежь открывают свои двери,
Мне хочется творить, любить и верить.
– Я желаю вам успехов, творчества, запишите домашнее задание.
6. Информация о домашнем задании (Слайд 15)
1) Выучить таблицу
2) На выбор: составить словарный диктант на
обобщённое правило, составить предложения или
связный текст на тему «Северная зима» или
сочинить стих.
При подготовке к учебному занятию использована следующая литература и Интернет-ресурсы:
1. http://rus.lang-gimn6.edusite.ru/p14aa1.html
2. http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0112/p0112.htm
3. http://www.museum-online.ru/P%85/Ivan_Ivanovich_Shishkin/Preview/27
4. https://urok.1sept.ru/articles/566646/
5. Г.А Богданова. Уроки русского языка в 9 классе:
Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
– 159 с.