Главная задача российского образования вообще, и дополнительного образования, в частности, состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами.
Располагая уникальным опытом внешкольного воспитания, прекрасными традициями и высокопрофессиональными специалистами-педагогами, воспитавшими всемирно известных учеников, учреждения дополнительного образования детей еще только становятся центрами “реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства”. На данном этапе вопрос о результативности педагогической деятельности, оценке качества работы педагогических коллективов стоит особенно остро. Управление качеством образования выступает системообразующим компонентом в системе деятельности внешкольных учреждений, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию, а также создание гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ. Управление качеством дополнительного образования реализуется на трех взаимосвязанных уровнях:
– стратегическом: деятельность
директора во взаимодействии с региональными
управленческими структурами по определению
социального заказа и выработке
нормативно-правовой базы;
– тактическом: работа директора и его
заместителей по разработке программ развития
УДО, Устава;
– оперативном: включение, наряду с
руководителями, педагогов дополнительного
образования в реализацию функций управления.
Управленческая деятельность также претерпевает изменения: авторитарное администрирование уступает место демократическому характеру, передаче управленческих полномочий педагогам. Цель и результат управления обращены на ребенка, на создание условий, необходимых для развития творческого потенциала личности педагога.
В самом общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий. Теряя качество, объект становится чем-то другим. Существовать – это и значит обладать качеством. В энциклопедическом словаре качество определяется как объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. По международному стандарту качество является совокупностью свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Количественная характеристика указанных свойств называется показателем качества продукции. Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.
Качество, как понятие относительное, имеет два аспекта:
первый – это соответствие стандартам или
спецификации;
второй – соответствие запросам
потребителя.
Задачей учреждения дополнительного образования будет предоставление возможности учащимся получить качественное с их позиций и позиции их родителей образование, соотнесенное с характером требований к качеству образования будущей организации – потребителя продукции образовательного учреждения.
Таким образом, основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются:
- наличие некоторого набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку учащихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями;
- степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ ктребованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение;
- уровень освоения учащимися выбранных ими специализированных образовательных программ;
- уровень удовлетворенности учащимися результатами обучения.
Область исследования: дополнительное образование в школе.
Объект исследования: управление качеством в системе дополнительного образования.
Цель исследования: исследовать данную проблему (управление качеством образовательной системы в дополнительном образовании), систематизировать полученные знания в результате изучения литературы по этому вопросу и собственного опыта работы в школе.
Задачи исследования:
– исследовать современные подходы к пониманию
термина “качество образования”;
– критерии оценки качества образования в
учреждении дополнительного образования;
– изучить систему мониторинга в системе
дополнительного образования.
Выводы:
Для более эффективного функционирования
системы дополнительного образования области
целесообразно создать на научных принципах
систему управления качеством дополнительного
образования.
Чтобы система дополнительного образования в
области начала действовать более эффективно,
целесообразно создать на научных принципах
систему управления качеством дополнительного
образования в области.
Необходимо включить инновационные методы
контроля качества образования. Научной,
методической и нормативной основой системы
управления качеством образования должны стать
стандарты образования в системе дополнительного
образования.
Учреждения дополнительного образования должны
нести ответственность за мониторинг своего
собственного качества.
Литература:
1. Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в
сфере воспитания: (По итогам научно-практической
конференции) // Внешкольник. – 2006. – № 11.
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика
определения результативности образовательной
деятельности детей / Доп. образование. – 2004 – № 12.
3. Журкина А.Я. Мониторинг качества
образовательной деятельности в учреждении
дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД
ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
4. Кашепов М.В. Критерии результативности в
работе педагога дополнительного образования //
Внешкольник. – 2007. – № 2.
5.Концепция управления качеством образования
//Вестник образования. – М., 1992. – № 6-7. – с. 25-48.
6.Осьминина А.И. Управление качеством
дополнительного образования детей //Проблема
результата и качества деятельности учреждения
дополнительного образования. – Ярославль, 1997.
7.Тряпицына А.П. Образовательный стандарт
как нормативная основа определения критериев
результативности образовательного процесса
//Проблемы результативности образовательной
деятельности. – СПб., 1997.– с.13.