Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведения.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Проблема: отсутствие интереса у большинства школьников к краеведению.
Противоречия:
– между отторжением идеалов старшего
поколения подростками и необходимостью
формировать чувство патриотизма, исторической
памяти у учащихся;
– между прагматизмом, общественной
инфантильностью учащихся и необходимостью
воспитания у них интереса к общеполезной
деятельности.
Ведущая идея опыта:
– активизация познавательной деятельности учащихся через организацию их исследовательской, проектной работы по краеведению и систему патриотического воспитания
Личная концепция автора:
– реализация основ патриотического воспитания
на основе исторического краеведения;
– организация поисковой, исследовательской и
проектной работы учащихся;
– расширение знаний по истории школы, края,
России целом.
Цель: воспитание у детей любви к родным местам, как части Великой России.
Задачи:
- Углубить и расширить знаний учащихся по истории малой родины;
- Способствовать формированию их мировоззрения, развитию личности.
- Воспитывать уважение к культурному наследию края, традициям русского народа.
- Формировать гражданственность и социальную активность.
- Активизировать поисковую, исследовательскую, просветительскую работу.
- Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
- Принять участие в культурно-образовательных мероприятиях школы, района, области.
Принципы, на которых строится опыт:
- целенаправленности процесса образования;
- доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- самостоятельности, активности и сознательности образования;
- наглядности;
- рационального сочетания индивидуального и коллективного образования;
- рационального сочетания требовательности и уважения к ученику.
Основные направления опыта
1. Краеведение на уроках истории и обществознания
Использование краеведческого материала на
уроках значительно облегчает усвоение
систематического курса истории, делает знания
учащихся более прочными и глубокими. Местный
материал может составлять содержание целого
урока или же являться его фрагментом. Поэтому
использую при изучении многих тем: « Советская
страна в годы гражданской войны», «Великая
Отечественная война» и др. Например, урок "
Коллективизация»" в 9 классе был проведен с
использованием краеведческого материала.
Рассказываем о первой Богдановской коммуне на
Устье, первых колхозах, процессе раскулачивания
в районе. При изучении темы «Великая
Отечественная война» обязательно рассматриваем
вопрос «Устьянский район в годы ВОВ». В
зависимости от подготовленности класса применяю
разные методы изучения данного вопроса. Это
может быть экскурсия в районный краеведческий
музей, где подробно рассказывают о нашем крае в
годы войны, устьяках-героях; подготовка
презентаций и сообщений, встреча с ветеранами
ВОВ и т.д.
Ребята с большим интересом слушают данный
материал, когда слышат знакомые названия
населённых пунктов, фамилии, часто задают
вопросы,сами включаются в поиск материалов.
Активизировать познавательную деятельность помогает метод проектов
Данная технология содействует развитию творческих способностей, формированию навыков самообразования и саморазвития. Темы детских проектных работ по краеведению предлагаются заранее. Например, «Моя семья» (трудовая семья, мир увлечений семьи, у моих родителей золотые руки, детство бабушек и дедушек, семейные реликвии), «Моя родословная» (родословное дерево, летопись моей семьи, что означает моё имя, мои прадеды, герб моей семьи), «Там, где мы живём» (из истории посёлков и городов, названия улиц) , мой край в годы Великой Отечественной войны, ими гордятся мои земляки), «Природа и мы» (заповедные места родного края, животный и растительный мир, животные в моём доме), «Живые истоки» (мастера и умельцы моего края, промыслы и ремёсла, культура и традиции).
2. Внеклассная работа по краеведению: кружок, экскурсия, школьный музей.
Интерес к родному краю значительно вырос у учащихся, когда стали заниматься и внеурочной деятельностью: это кружок «Юный краевед», школьный музей (открыт к юбилею школы в 2010 году.).Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в работе над проектами, рукописными книгами, составление викторин, а также участие в различных краеведческих мероприятиях разного уровня.
Школьный музей – одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, он объединяет не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Основные задачи нашего музея – это поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление стендов и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе. Музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы и создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися. Одним из самых интересных и деятельностным является метод проектов. На протяжение ряда лет данный метод используется в нашей школе. Тематика проектов различная: « Пионерское детство моих родителей, бабушек, дедушек», « Моя первая учительница», «Выпускники» и т.д. Работа в этом направление будет продолжена и в дальнейшем.
3. Результативность краеведческой работы школьников в МОУ «ОСОШ №1».
Отряд «Юные краеведы» нашей школы занял 1 место в районном слёте краеведов. Учащиеся активны в районной краеведческой олимпиаде, районном конкурсе «Моё родословие», в окружных исследовательских конференциях: «Я – исследователь», «На пути к открытиям», радуют призовыми местами.
Команда школы в 2011 году приняла участие в областном конкурсе по экскурсионному ориентированию «Ломоносов и Русский Север» и заняла 3 место.
Участвуют ребята и в областной дистанционной олимпиаде по краеведению (4, 5, 6 места в 2010-2011 учебном году).