Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.
В связи с этим, в 1997г. в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности, в которой определялись понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования одаренных детей. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей [12]. В 2001г. Правительство РФ утвердило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требований к системе Российского образования является» формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи» [6, с. 5]. Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности А.А. Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня-забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл» [8, с. 3].
Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями []. Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.
Организация работы с одаренными детьми
Для ответа на вопрос о том, как организуется работа с одаренными детьми в системе Российского образования, обратимся к Рабочей концепции одаренности [12], где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:
- дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);
- общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуального обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучение школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов и т.п. [5];
- система дополнительного образования;
- школы, ориентированные на работу с одаренными детьми (гимназии, лицеи, нетиповые образовательные учреждения).
Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации российского образования [6, с. 11].
Как уже отмечалось выше, одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот некоторые из них:
- Склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;
- Настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений [16];
- Трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми. По словам специалистов, «у многих одаренных детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума» [16].
Анализ перечисленных причин указывает на их преимущественно социальный характер. Одаренные дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одаренные дети приобретут и разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.
Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности. Как известно, социальный заказ влияет на определение цели обучения. В данном контексте при конкретизации цели обучения одаренных детей иностранному языку акценты будут смещаться в сторону социальной компетенции.
Программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию. Участники программы – учащиеся с 5 – го по 9 – й класс
Цель и задачи программы
В связи с социальным заказом цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть определена следующим образом:
- развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;
- Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
- Обогащение социального опыта школьников;
- Помощь личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании
- Формирование готовность и способность личности выполнять систему социальных ролей;
- Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты
Конечным результатом реализации программы должны стать:
- создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;
- сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка;
- формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения;
- ыормирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность.
Основные мероприятия программы
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Принципы выявления одаренных детей
– Опора на методы психодиагностики;
– Комплексность, системность, длительность
отслеживания показателей
психолого-педагогического статуса одаренного
ребенка;
– Принципиальное значение имеет разработка
методов выявления « потенциальной» одаренности,
это:
1) предварительное всестороннее
психодиагностическое обследование в рамках
психологического сопровождения развития
школьника, осуществляемое психологической
службой школы;
2) переплетение диагностических,
психокоррекционных и развивающих методов в
условиях групповой, тренинговой работы
психолога с учащимися.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Содержание программы
В 5-9 классах усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Поэтому в своей работе я широко применяю метод проектов, и в соответствии с Примерными Программами по английскому языку на заключительном уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить проект. Работа над проектом способствует развитию критического и творческого мышления учащихся, ориентирует их на самостоятельную деятельность. Тема проектов, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уровнем языковой подготовки детей. Работать над проектной методикой начинается с 5 класса.
В ходе работы над первым проектом учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом «Творческий проект – это интересно». Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо выбрать проект, который интересен для тебя. Во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы над темой необходимо использовать дополнительную литературу, Интернет. Чтобы успешно защитить проект на уроке, необходимо дома отчитать текст проекта.
В 5-6 классах учащиеся выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме «Экологические проблемы» требует знаний не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, информатике. Работая над проектом, дети учатся мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.
Тема проекта, выбранная в 7 классе, более детально разрабатывается учащимися в 8-9 классах. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики могут быть различны у каждой группы. В 10 классе создается единый проект-обобщение по теме. Например, ежегодные циклы о России включают в себя в 6 классе тему «Моя семья», в 7 классе – «Мой родной город», «Москва», «Достопримечательности», в 8 классе – «путешествие по России», в 9классе – «Известные люди России», а в 10 классе все проектные работы объединяются в обобщающий проект по теме «Россия – моя Родина».
Презентация проектов проходит в виде постеров, докладов или ролевой игры на уроке – Защита знаний по английскому языку, уроке – конференции .
Раскрывая особенности каждой из используемых технологий, можно определить, какие именно способности они развивают у учащихся:
- самоопределенческая – способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;
- коммуникативная – способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;
- имитационного моделирования (игровая) – способность решать жизненно важные проблемы;
- проблемно-поисковая – способность решать проблемы и проблемные ситуации;
- деятельностная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;
- рефлексивная – способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.
Таблица 1.
Тематика проектов
№ п/п | Тема |
Кол-во часов |
1 год работы (5 класс) | ||
1 | «Привет из Лондона» | 1 |
2 | «Моё любимое домашнее животное» | 1 |
3 | «В зоопарке» | 1 |
4 | «Моя семья» | 1 |
5 | «Мой родной город» | 1 |
6 | «Добро пожаловать на вечеринку» | 1 |
2 год работы (6 класс) | ||
1 | «Одежда моей мечты» «Ты – дизайнер» (по выбору) |
1 |
2 | «Моё любимое время года» | 1 |
3 | «Жизнь в 22 веке» | 1 |
4 | «Мой любимый магазин» | 1 |
5 | «Моя будущая профессия» | 1 |
3 год работы (7 класс) | ||
1 | «Школа моей мечты» «Моя школа» (по выбору) |
1 |
2 | «Доска почета нашего класса» | 1 |
3 | «Экологические проблемы нашего города» | 1 |
4 | «Добро пожаловать в Россию» | 1 |
5 | «Люди, которыми мы гордимся» | |
6 | «Моё свободное время. Хобби» | |
4 год работы (8 класс) | ||
1 | «Добро пожаловать в Британию» | 1 |
2 | «Праздники в России» | 1 |
3 | «Олимпийские игры 2096» | 1 |
4 | «Современная мода» | 1 |
5 год работы (9 класс) | ||
1 | «Литература Британии и России» | 1 |
2 | «Музыка в России» «Газеты и журналы» |
1 1 |
3 | «Привычки моей семьи» | 1 |
4 | «Моя будущая профессия» | 1 |
5 | «Британия в современном мире» | 1 |
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- курсы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах;
- интеллектуальные марафоны.
В соответствии с формами работы с одаренными детьми был разработан элективный курс «Британия и британцы» для учащихся 9-го класса с перспективой работы в 10-11 классах.
Курс «Британия и британцы» направлен на углубление и расширение тем базовой программы предмета «Иностранный язык» и имеет целью предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к предмету, утвердиться в сделанном выборе, а также помочь при подготовке к экзамену по английскому языку. Основными характеристиками этого курса являются его вариативность, долгосрочность, деятельностный и творческий подход, и оригинальность содержания. Курс повышает ответственность, стремление к организации свободного времени, интерес к обучению, коммуникативную компетенцию, мотивацию к самообразованию.
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка, развитие творческих способностей детей, их стремление к познанию окружающего мира посредством общения на иностранном языке, научить детей понимать и выражать свои мысли на иностранном языке, применение информационных технологий при формировании социокультурной компетенции, то есть способность понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволит обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Элективный курс «Британия и британцы» имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- Развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур.
- Развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство общения и образования в области лингвострановедения.
- Расширение кругозора и эрудиции.
- Развитие навыков познавательных интересов и исследовательской работы.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
- Обучить лексическим единицам в соответствии с отобранными темами.
- Развивать навыки оперирования лексическими единицами в коммуникативных целях.
- Совершенствовать умения учащихся в четырех
видах речевой деятельности, а именно:
- в области говорения – обучать, аргументировано выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проводить презентации;
- в области письма – обучать выделять ключевую информацию, делать выписки (тезисы), кратко излагать или расширять текст уметь написать поздравительную открытку;
- в области аудирования – совершенствовать умение воспринимать на слух аутентичные тексты с пониманием общей идеи и детальным пониманием;
- в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с извлечением полной или детальной информации.
В результате прохождения курсов учащиеся
- овладеют лексическими единицами в соответствии с тематикой курса;
- научатся пользоваться разговорными клише адекватно ситуации общения;
- смогут выполнять групповые и индивидуальные задания и выступать с отчетами по ним;
- научатся кратко излагать письменно или устно предложенную информацию;
- смогут работать со справочными материалами на английском и русском языках;
- могут воспользоваться сайтами сети Интернет при работе над проектами;
- научатся готовить презентации на английском языке.
- узнают национальные особенности Великобритании в соответствии с изучаемыми темами;
- научатся обобщать и систематизировать найденную информацию и представить ее в виде коллективных проектов, викторин.
Текущий контроль осуществляется постоянно, параллельно с изучением материала. Особенный акцент делается на умении самостоятельно, осознанно, правильно фонетически и грамматически строить устную речь.
Структура и организация курса
Курс предназначен для учащихся 9 – 11 классов. Курс рассчитан на 9 часов в 9-м классе; на 7 часов в 10-м классе и на 10 часов в 11-м классе. На итоговые занятия отводится по 1 часу в каждом классе. В основе курса лежат следующие методические принципы:
- Интеграция основных речевых умений и навыков.
- Последовательное развитие основных умений и навыков.
- Коммуникативная направленность заданий.
- Контекстуальное введение лексики.
- Применение полученных знаний в ситуациях, приближенных к реальной жизни.
- Соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных умений и навыков проводится по окончании всего курса. Возможен промежуточный контроль на каждом последнем занятии блока. Учащимся могут быть предложены следующие темы рефератов и проектов:
Темы рефератов
- How Does the Geographical Position Influence the People’s Lives?
- An Englishman’s Home Is His Castle.
- Land of Traditions.
Темы проектов
- Welcome to Britain!
- East or West, Home is Best
- Those Mystifying British People
Целесообразно познакомить учащихся с темами рефератов и проектов на первом уроке, чтобы они могли накапливать материал постепенно. Учащиеся сами выбирают формы представления проектов и защиты рефератов. Роль учителя заключается в организации обсуждения содержания и формы представляемой работы, а также роли каждого учащегося в групповой или индивидуальной работе. Образовательный продукт может быть представлен также в форме диалога (полилога), ролевой игры, презентации, слайд-шоу, постера, рекламы, афиши, личного или делового письма, поздравительной открытки, тезисов лекций, таблиц, etc.
Таблица 2.
Содержание курса
№ | Тема занятия | Кол-во час. |
9 КЛАСС | ||
1 | Вводное занятие. Цели, задачи, основное содержание курса. | 1 ч. |
2 | Распространение английского языка в мире. | 1 ч. |
3 | Кто такие британцы: англичане, шотландцы, валлийцы. Цветные граждане Великобритании. | 1 ч. |
4 | На каких языках говорят в Соединенном Королевстве. | 1 ч. |
5 | Правда и мифы о британской погоде. | 1 ч. |
6 | Школьное образование в Британии. История британских школ. | 1 ч. |
7 | Высшее образование в Англии. | 1 ч. |
8 | Крупнейшие британские университеты: Оксфорд, Кембридж. | 1 ч. |
9 | Итоговое занятие. | 1 ч. |
10 КЛАСС |
||
1 | Средства массовой информации в Великобритании. | 1 ч. |
2 | Музеи Лондона. | 1 ч. |
3 | Ливерпуль – родина “Биттлз”. | 1 ч. |
4 | Крупнейшие театры в Великобритании. | 1 ч. |
5 | Британский кинематограф. | 1 ч. |
6 | Крупнейшие британские писатели и поэты: Шекспир, Бернс, Диккенс, Шоу, Дойл. | 1 ч. |
7 | Итоговое занятие. | 1 ч. |
11 КЛАСС | ||
1 | Религия в Соединенном Королевстве. Церковь в современной жизни Британии. | 1 ч. |
2 | Праздники и фестивали в Великобритании. Привычки и обычаи британцев. | 1 ч. |
3 | Национальный характер британцев. Британский юмор. | 1 ч. |
4 | Знаменитые здания в Лондоне. | 1 ч. |
5 | Британские дома. Что означает для англичанина дом. | 1 ч. |
6 | Британская кухня. Английский чай. Фаст-фуд: за и против. | 1 ч. |
7 | Национальные виды спорта в Англии. Календарь спортивных событий в Великобритании. | 1 ч. |
8 | Олимпийские игры в Лондоне. | 1 ч. |
9 | Озерный район в Англии. | 1 ч. |
10 | Итоговое занятие. | 1 ч. |
Список литературы
1. Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И.,
Караковский Е.С., Концепция воспитания
учащейся молодёжи в современном обществе., – М.,
1991.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация
профессионального образования:
Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как
результативно-целевая основа компетентностного
подхода в образовании. Авторская версия. М.:
Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2004.
5. Компанеева Л.Г. Преподавание иностранных
языков одаренным детям. – http://pn.pglu.ru.
6. Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года. – М., 2004.
7. Козырева В.А. Компетентностный подход в
педагогическом образовании. СПБ.: Изд-во РГПУ им.
А. И. Герцена, 2005.
8. Лосева А.А. Психологическая диагностика
одаренности. – М., 2004.
9. Полат Е.С. Метод проектов на уроке
иностранного языка//Иностранные языки в школе. –
2000. – №2 – с. 3-10.
10. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в
школе. – Екатеринбург, 2004.
11. Савенков А.И. Развитие детской
одарённости в образовательной среде // Развитие
личности. – 2002. – №3. – с. 113-146.
12. Федеральная целевая программа «Одаренные
дети». Рабочая концепция одаренности. http://www.sakhitti.ru
13. Шишова И.Е. Проблема развития социальной
компетенции одаренных детей на уроке
иностранного языка// Иностранные языки в школе. –
2007. – №3 – с. 27-33.
14. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в
обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.:
Издательский центр « Академия», 1999. – 288с.
15. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых
детей. – М.: Издательство Московского
психолого-социального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 366с. – (Серия
«Библиотека психолога»)
16. Юркевич В.С. Главная цель работы психолога
с одаренными детьми. – http://www.psyparents.ru.
17. Юркевич В.С. Одаренность – дар или
наказание? Или основные проблемы одаренных
детей. – http://www.mgppu.ru/ru/practice/departments/sectors/secodaren/statya.php.