Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Организационные формы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Цели урока.

  1. Обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.
  2. Научить анализировать, наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения знаний и умений и их применения к практическим заданиям стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
  3. Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развить творческие способности, самостоятельность; организованность; вырабатывать умения отстаивать свою позицию.

Структура урока.

  1. Постановка цели урока.
  2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
  3. Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим, что такое дробь, что показывает числитель дроби, что показывает знаменатель дроби. Вспомним, как сравнить, сложить два числа с одинаковыми знаменателями, какое число называется смешанным числом, какие дроби называются правильными, а какие неправильными, как представить смешанное число в виде неправильной дроби, как решаются задачи на составление выражения, на составление уравнений.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Вспомним необходимые понятия по этой теме (коллективная работа класса):

(На экране вопросы Приложение 1, слайды 2-6)

Что означает запись 2/11?

Как называется число 2?

Как называется число 11?

Что означает черта дроби?

Как называются компоненты при делении?

То есть числитель это … , а знаменатель это …

Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?

Какая дробь называется правильной? Приведите пример.

Какая дробь называется неправильной? Пример.

Как сложить (вычесть) две дроби с одинаковыми знаменателями?

Какое число называют смешанным? Приведите пример.

Как из неправильной дроби выделить целую часть?

Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?

Как складывают и как вычитают смешанные числа?

3.1 Работа по группам.

Задания по карточкам. (Приложение 2)

  1. Выполнить действия со смешанными числами.
  2. Решить уравнения (с обыкновенными дробями).
  3. Решить задачу на нахождение дроби по ее численному значению.
  4. Решить задачу на нахождение дроби от числа.
  5. Записать в виде неправильной дроби число.
  6. Выделить целую часть из дроби.
  7. Сравнить дроби. Указать эти числа на координатной прямой.
  8. Решить задачу на составление выражения (с обыкновенными дробями).
  9. Решить задачу на составление уравнения.

Класс разбивается на три группы. Каждый ряд - это одна группа (дети рассажены по рядам таким образом, что первый ряд занимают ученики с высоким уровнем знаний, второй ряд – со средним уровнем знаний, достаточно мотивированные учащиеся и на третьем ряду сидят учащиеся, слабо занимающиеся по математике). Одновременно от каждой группы к доске выходят по одному человеку и решают задания по карточкам. Первая группа имеет задания высокой сложности, вторая группа – средней сложности, третья группа – базовый уровень. По окончании решения первого задания, ученик садится на место, вместо него по порядку выходит следующий ученик с этого же ряда, выполняет второе задание и т.д. Если возникают затруднения с решением заданий, то помогают дети соответствующего ряда.

3.2 Индивидуальная работа учащихся.

(На экране задания базового, среднего и высокого уровня, слайд 7)

Учитель: Вы знаете, что за выполнение базового уровня вы получите только три балла, за выполнение среднего уровня – четыре балла, за выполнение без ошибок заданий высокого уровня – пять баллов.

Каждый из вас должен оценить свои знания по этой теме и выбрать то задание, которое он сможет выполнить за 10 минут. Прошу вас, выберите задание и приступайте к работе.

Учащиеся первого ряда выполняют задания повышенного уровня. Учащиеся второго ряда выбирают задания высокого или среднего уровня, учащиеся третьего ряда – среднего или базового уровня. Через определенное время ребята обмениваются своими тетрадями с соседями по парте или с теми, кто закончил раньше всех. Проверяют, ставят отметки возле неправильно выполненных заданий, считают количество ошибок. Карандашом выставляют оценки. Учитель проверяет объективность выставленных оценок.

3.3 Устный счет (коллективная работа класса).

(Слайды 8-15)

На экране по щелчку учителя появляются примеры на устное вычисление: сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, приведение смешанных чисел к неправильным дробям, выделение целой части из неправильной дроби. Также по щелчку после ответа ученика появляется правильный ответ на экране.

Далее ребята устно отвечают на вопросы учителя.

  1. Из 40 квартир дома отремонтировали 13. Какая часть квартир отремонтирована? Какую часть осталось отремонтировать?
  2. У Васи было 23 игрушки. 7 игрушек он сломал. Какую часть игрушек сломал Вася?
  3. В саду было 12 деревьев. 1/3 всех деревьев засохла. Сколько деревьев засохло?
  4. На станции от поезда отцепили 8 вагонов, что составляет ? всех вагонов поезда. Сколько вагонов было в поезде?
  5. Какую часть килограмма составляет 13 грамм?
  6. Какую долю составляют сутки от года?
  7. При каких значениях а частное 12: а будет а) натуральным числом, б) неправильной дробью, в) правильной дробью?
  8. Между какими натуральными числами находится дробь 19/12? 355/100? 49/5?
  9. Какая дробь находится правее на координатном луче: 4/10 или 2/5? 9/27 или 12/27? 1/2 или 1/6?

4. Домашнее задание: Учитель раздает детям тест № 13 из тестовых материалов для оценки качества обучения. Математика 5 класс.

5. Подведение итогов урока.

Приложение 1 (Презентация)

Приложение 2

Литература

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика 5 класс. Москва ОАО “Московские учебники”. 2006 г.
  2. А.П. Ершова и В.В. Голобородько. “Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса”. – М.: Илекса, – 2007 г.
  3. З.П. Суворова. “Коллективная, индивидуальная, групповая работа на уроках”. Начальная школа – 1987, №4.
  4. И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова. “Тестовые материалы для оценки качества обучения”. Математика. 5 класс. Москва. “Интеллект-Центр”. 2011 год.