Организационные формы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Цели урока.
- Обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.
- Научить анализировать, наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения знаний и умений и их применения к практическим заданиям стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развить творческие способности, самостоятельность; организованность; вырабатывать умения отстаивать свою позицию.
Структура урока.
- Постановка цели урока.
- Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
- Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Постановка цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим, что такое дробь, что показывает числитель дроби, что показывает знаменатель дроби. Вспомним, как сравнить, сложить два числа с одинаковыми знаменателями, какое число называется смешанным числом, какие дроби называются правильными, а какие неправильными, как представить смешанное число в виде неправильной дроби, как решаются задачи на составление выражения, на составление уравнений.
2. Актуализация опорных знаний.
2.1. Вспомним необходимые понятия по этой теме (коллективная работа класса):
(На экране вопросы Приложение 1, слайды 2-6)
Что означает запись 2/11?
Как называется число 2?
Как называется число 11?
Что означает черта дроби?
Как называются компоненты при делении?
То есть числитель это … , а знаменатель это …
Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Какая дробь называется правильной? Приведите пример.
Какая дробь называется неправильной? Пример.
Как сложить (вычесть) две дроби с одинаковыми знаменателями?
Какое число называют смешанным? Приведите пример.
Как из неправильной дроби выделить целую часть?
Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
Как складывают и как вычитают смешанные числа?
3.1 Работа по группам.
Задания по карточкам. (Приложение 2)
- Выполнить действия со смешанными числами.
- Решить уравнения (с обыкновенными дробями).
- Решить задачу на нахождение дроби по ее численному значению.
- Решить задачу на нахождение дроби от числа.
- Записать в виде неправильной дроби число.
- Выделить целую часть из дроби.
- Сравнить дроби. Указать эти числа на координатной прямой.
- Решить задачу на составление выражения (с обыкновенными дробями).
- Решить задачу на составление уравнения.
Класс разбивается на три группы. Каждый ряд - это одна группа (дети рассажены по рядам таким образом, что первый ряд занимают ученики с высоким уровнем знаний, второй ряд – со средним уровнем знаний, достаточно мотивированные учащиеся и на третьем ряду сидят учащиеся, слабо занимающиеся по математике). Одновременно от каждой группы к доске выходят по одному человеку и решают задания по карточкам. Первая группа имеет задания высокой сложности, вторая группа – средней сложности, третья группа – базовый уровень. По окончании решения первого задания, ученик садится на место, вместо него по порядку выходит следующий ученик с этого же ряда, выполняет второе задание и т.д. Если возникают затруднения с решением заданий, то помогают дети соответствующего ряда.
3.2 Индивидуальная работа учащихся.
(На экране задания базового, среднего и высокого уровня, слайд 7)
Учитель: Вы знаете, что за выполнение базового уровня вы получите только три балла, за выполнение среднего уровня – четыре балла, за выполнение без ошибок заданий высокого уровня – пять баллов.
Каждый из вас должен оценить свои знания по этой теме и выбрать то задание, которое он сможет выполнить за 10 минут. Прошу вас, выберите задание и приступайте к работе.
Учащиеся первого ряда выполняют задания повышенного уровня. Учащиеся второго ряда выбирают задания высокого или среднего уровня, учащиеся третьего ряда – среднего или базового уровня. Через определенное время ребята обмениваются своими тетрадями с соседями по парте или с теми, кто закончил раньше всех. Проверяют, ставят отметки возле неправильно выполненных заданий, считают количество ошибок. Карандашом выставляют оценки. Учитель проверяет объективность выставленных оценок.
3.3 Устный счет (коллективная работа класса).
(Слайды 8-15)
На экране по щелчку учителя появляются примеры на устное вычисление: сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, приведение смешанных чисел к неправильным дробям, выделение целой части из неправильной дроби. Также по щелчку после ответа ученика появляется правильный ответ на экране.
Далее ребята устно отвечают на вопросы учителя.
- Из 40 квартир дома отремонтировали 13. Какая часть квартир отремонтирована? Какую часть осталось отремонтировать?
- У Васи было 23 игрушки. 7 игрушек он сломал. Какую часть игрушек сломал Вася?
- В саду было 12 деревьев. 1/3 всех деревьев засохла. Сколько деревьев засохло?
- На станции от поезда отцепили 8 вагонов, что составляет ? всех вагонов поезда. Сколько вагонов было в поезде?
- Какую часть килограмма составляет 13 грамм?
- Какую долю составляют сутки от года?
- При каких значениях а частное 12: а будет а) натуральным числом, б) неправильной дробью, в) правильной дробью?
- Между какими натуральными числами находится дробь 19/12? 355/100? 49/5?
- Какая дробь находится правее на координатном луче: 4/10 или 2/5? 9/27 или 12/27? 1/2 или 1/6?
4. Домашнее задание: Учитель раздает детям тест № 13 из тестовых материалов для оценки качества обучения. Математика 5 класс.
5. Подведение итогов урока.
Приложение 1 (Презентация)
Литература
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика 5 класс. Москва ОАО “Московские учебники”. 2006 г.
- А.П. Ершова и В.В. Голобородько. “Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса”. – М.: Илекса, – 2007 г.
- З.П. Суворова. “Коллективная, индивидуальная, групповая работа на уроках”. Начальная школа – 1987, №4.
- И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова. “Тестовые материалы для оценки качества обучения”. Математика. 5 класс. Москва. “Интеллект-Центр”. 2011 год.