Тип урока – изучение нового материала.
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 8 класс.
Цели и задачи урока:
Познакомить с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения
гор и равнин. Познакомится с новыми терминами и понятиями. Формировать
представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием
внешних и внутренних процессов. Продолжить работу с географическими картами.
Оборудование: Физическая карта России; картины гор и равнин, атлас, компьютер, проектор, презентация MicrosoftOfficePowerPoint 2007.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие класса.
2. Актуализация знаний.
– На карте (Слайд 1) изображены участки территорий с перепадами
высот, неровностями земной поверхности, как большими, так и небольшими.
– Какой компонент природы соответствует данным участкам территорий?
(Рельеф.) (Слайд 1)
– Что мы будем изучать на уроке? Какая тема урока?
– Цели урока. (Слайд 2).
Запись темы урока в тетрадь.
Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительного и животного мира на жизнь человека
(Слайд 1).
– Рельеф – “каркас природы”. Вспомните, что такое рельеф? (Совокупность неровностей земной поверхности.) (Слайд 1)
Запись определения в тетрадь.
– Под воздействием каких процессов сформировался рельеф? (Слайд 3)
– Какая форма рельефа была образована под воздействием внутренних
процессов, а какая под воздействием внешних процессов? (Слайд 3)
– Так какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.)
– Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.)
(Слайд 3)
– Как различаются равнины по высоте? Используя карту в атласе “Физическая
карта России”, по шкале высот определите какой цвет соответствует какому типу
равнин. (Низменности высотой 0-100м, на карте отмечены зеленым цветом.
Возвышенности – 200–500 м., желтый цвет. Плоскогорья – более 500м, коричневый
цвет.) (Слайд 3, 4)
– В чем различие гор и равнин? (Горы выше, сильнее расчленены, большие
перепады высот. Равнины – слабо расчлененные участки.) (Слайд 4)
– Перенесите схему в тетрадь.
3. Изучение нового материала.
Работа с физической картой России. (Слайд 4)
– Найдите на физической карте основные черты рельефа России (Слайд 4).
– Какая форма рельефа преобладает? Равнины или горы?
(Равнины занимают более половины площади России, 70%.)
– Где в России расположены равнины? (На западе и насевере.)
– А где расположены горы? (На юге и востоке.)
– Какая самая высокая точка России? (Гора Эльбрус на Кавказе.)
– Самая низкая отметка России? (-28 м – уровень Каспийского моря.)
– В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны?
Определите по направлению течения рек.
(Общий уклон на север, т. к. крупнейшие реки текут на север.)
– Найдите и покажите крупные равнины России (для показа равнин необходимо направить мышь и нажать на ту равнину, которую надо показать, где представлена краткая информация о равнинах, Слайд 4):
а) Русская (Восточно-Европейская) (Слайд 5);
б) Среднерусская возвышенность (Слайд 8);
в) Смоленско-Московская возвышенность (Слайд 9);
г) Приволжская возвышенность (Слайд 10);
д) Северные Увалы (Слайд 11);
е) Валдайская возвышенность (Слайд 16);
ж) Тиманский кряж (Слайд 15);
з) Прикаспийская низменность (Слайд 14);
и) Северо-Сибирская низменность (Слайд 18);
к) Яно-Индигирская низменность (Слайд 19);
л) Колымская низменность (Слайд 20).
– Найдите и покажите на физической карте горы (для показа гор необходимо направить мышь и нажать на ту горную систему, которую надо показать, где представлена краткая информация, Слайд 4):
а) Кавказ (Слайд 12);
б) Урал (Слайд 13);
в) Верхоянский хребет (Слайд 22);
г) хребет Черского (Слайд 23);
д) Саяны (Слайд 28,29);
е) Алтай (Слайд 30);
ж) Становой хребет (Слайд 25);
з) Становое нагорье (Слайд 31);
и) Алданское нагорье (Слайд 24);
к) Сихотэ-Алинь (Слайд 27);
л) Хребет Джугджур (Слайд 32);
м) Чукотское нагорье (Слайд 37);
н) Горы Бырранга (Слайд 34);
о) плато Путорана (Слайд 21);
п) Яблоновый хребет (Слайд 33);
р) Срединный хребет (Слайд 26).
– Почему рельеф России так разнообразен? Используя карту в атласе “Физическая карта России”и “Тектоническая карта”, текст учебника тема “Рельеф России”, работая в парах найдите причину такого разнообразия. (Слайд 40)
Рельеф зависит от строения земной коры. Вспомним теорию литосферных плит. При столкновении плит образуются…..(горы).
Горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного возраста. На древних участках – устойчивых, жестких платформах -расположены крупные равнины.
– На какой карте есть информация о строении земной коры? (Тектонической.) (Слайд 40)
4. Закрепление изученного.
Вопросы на закрепление (класс работает с физической картой России, учащиеся свои ответы сопровождают показом объектов на карте у доски)(Слайд 4):
– Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера
на юг и раньше назывались “камень”. (Уральские.)
– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем
течении Верхоянский.)
– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)
– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют
“Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)
– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)
– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)
– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.
(Саяны.)
– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)
– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)
– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского
путешественника. (Хребет Черского.)
Дополнительные задания для любознательных.
Найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?
– г. Победа (хребет Черского);
– г. Ледяная(Корякское нагорье);
– г. Тардоки-Янги (Сихотэ-Алинь);
– г. Народная (Урал);
– г. Белуха (Алтай);
– г. Казбек (Кавказ);
– г. Кызыл-Тайга (Западные Саяны);
– г. Базардюзю(Кавказ);
– г. Мунку-Сардых(Саяны);
– г. Эльбрус (Кавказ);
– Что общего у гор и холмов, и какие между ними различия?
5. Подведение итогов урока.
(Слайд 39)
– Какая форма рельефа преобладает в России?
– Где в России расположены крупнейшие равнины?
– Почему именно здесь?
– Где расположены горы?
– Почему именно на юге и востоке?
– Определите общий уклон.
– Высшая точка России – это гора….
– Внутренние процессы, формирующие рельеф, это….
– Горные сооружения соответствуют….
Самое-Самое-Самое. (Слайд 38)
– Самая длинная горная цепь России…..
– Самые высокие горы России……
– Самые молодые горы России……
6. Домашнее задание.
(Слайд 41)
Задание по контурным картам: на контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины:
а) равнины: Русская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность , Северо-Сибирская низменность, Северные Увалы, Валдайская возвышенность, Приволжская возвышенность, Смоленско-Московская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Колымская низменность, Яно-Индигирская низменность;
б) горы: Кавказ (г. Эльбрус 5642 м), Уральские (г, Народная), Алтай
(г.Белуха), Саяны (Западный и Восточный), горы Бырранга;
хребты: Верхоянский, Черского, Сихотэ-Алинь, Становой, Джугджур,
Срединный, Яблоновый;
нагорья: Чукотское, Алданское, Становое.