Впервые понятие природная или экологическая
тропа появилась в США. В начале века лесничий
Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде
“заповедника для пешеходов” – проложить тропу
по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная
тропа через все Аппалачи от штата Мэн на
северо-западе до Джорджии на юго-востоке была
готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она
сделалась любимым местом отдыха и общения с
природой многих американцев Востока США.
Впоследствии подобные тропы стали возникать в
национальных парках Америки: сложные и простые
по прохождению, длинные и короткие. Наиболее
известные из больших троп — Континентальная
тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на
западном побережье США. Такие же тропы стали
создавать в других странах мира: Канаде, Франции,
Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии,
Японии и др. Более 15 лет идет работа по созданию
учебных троп в национальных парках Польской
Народной Республики: Беловежском, Кампиносском,
Бабьегорском и др. Они проходят главным образом
по существующим туристским тропам и являются их
составной частью. Большой популярностью
пользуются учебные тропы в Чехословацкой
Социалистической Республике. Одни проложены по
пещерам окрестностей охраняемой ландшафтной
области “Моравский крас” (“Мацоха”), другие — в
словацких горах “Малой Фатры” (“Стефа-ново —
Нижние и Новые Диеры”, “Разбойничья тропа” и
др.). Интересен также опыт организации троп
природы, накопленный в ГДР. В России еще до
революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака
вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее
называют Голицынской, так как строительство
проводилось по указанию князя Л. С. Голицына.
Тропа проложена таким образом, что посетитель
может ознакомиться с многими природными
объектами исключительной красоты и своёобразия
Широкое распространение учебных и
учебно-познавательных троп на территорий
бывшего СССР началось с начала 60-х годов.
Инициатором их стал Тартуский кружок охраны
природы — первое студенческое природоохранное
объединение в нашей стране, образованное 13 марта,
1958 года под руководством Я. X. Эйларта —
специалиста по вопросам теории и практики охраны
природы, в частности создания учебных троп. К
настоящему времени практически вся территория
Эстонии, включая национальный парк, ландшафтные
заказники, зоны отдыха и просто лесные массивы,
покрыта тщательно спланированной сетью учебных
троп. Широко известны тропы Лахемаа — первого
национального парка, организованного в 1971 году.
Здесь посетители могут ознакомиться с валунными
полями ледникового времени и 200-летними борами
(тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и
камовым рельефом (тропа Вийтна), растительностью
бывших дюн и современных болот (тропа Вирусоо) и
многими другими природными объектами.
Примерно в это же время стали создавать учебные и познавательно- рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях г. Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрослых и детей пользуется “Тропа зверей” с оригинально оформленными, стилизованными под различных животных пунктами-остановками.
Создание учебных троп для нашей страны — дело достаточно новое, но набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообразие форм и методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой круг заинтересованных организаций и широкую общественность. А это, в свою очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии их распространения.
Оформление экотропы
На тропе устанавливаются информационные щиты и знаки. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту. Можно использовать следующие типы информационных текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
- сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
- поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
- экологические дорожные знаки и указатели.
Оборудование экотропы начинается с составления картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на местности. Предварительно обследуется маршрут тропы, выявляются места установки информационных досок, экологических знаков и указателей.
Обугленные пятна кострищ разрушают природную среду. Их особенно много в зонах неорганизованного отдыха. Большинство любителей посидеть у костра не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показательное место отдыха с очагом.
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно - воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению детьми объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущих проектов.
Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению. Сами дети, находясь в природном окружении, практически не мусорят и взрослым надо приложить все усилия для того, чтобы не нарушить социально активную жизненную позиции ребенка.