Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Цель. Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи.

  • Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • Формировать умение различать слова мужского и женского рода;
  • Вывести алгоритм работы над словами с данной орфограммой, используя знания детей, проблемное содержание урока;
  • Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;
  • Развивать умение работать в группах: распределять работу, представлять результаты, устанавливать очерёдность, уважать мнение товарища и отстаивать своё.

Оборудование.

  • презентация (среда POWERPOINT);
  • учебник русского языка для 3 класса С.В.Иванова. Москва "Вентана-Граф" 2010 года (программа "Начальная школа XXI века")
  • Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса "Пишем грамотно" М.И.Кузнецова. Москва "Вентана-Граф", 2010год (программа "Начальная школа XXI века"
  •  

Ход урока

1. Организационный момент.

- У нас сегодня гости и они с удовольствием будут наблюдать за нашими успехами.

- А сейчас улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи друг другу.

- Итак, мы начинаем наш любимый урок русского языка.

2. Самоопределение к деятельности.

- Чему мы учимся на уроках русского языка (слайд 1)

У - учимся решать орфографические задачи;

Р - развиваем речь, память, навыки письма, внимание; рассуждаем;

О - открываем тайны нашего языка;

К - корректируем.

- Ребята, скажите, что понадобится нам для успешной работы на уроке русского языка? (внимание, активное участие, воображение, уверенность, успех, удовольствие)

- А может и не надо так стараться в изучении русского языка? Объясните это нашим дорогим гостям.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, какую тему мы с вами начали изучать? (имя существительное)

- Что вы знаете об именах существительных?

- Вы уже много знаете и ещё многое вам предстоит узнать. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

4. Чистописание

- И как всегда мы начинаем наш урок с минутки чистописания.

Запишите число, классная работа.

Зачем мы это делаем? (Культура письма - культура человека)

- Посмотрите на доску: И Ж Ш Н Ч Д Щ Ц

- Найдите буквы, которые объединяются одним свойством.

- (Ж ,Ш ,Щ, Ч)

- Что вы знаете об этих буквах?

- Запишите их по 2 раза. А теперь подпишите к ним ь..

А теперь из данных слов выберете имена существительные и запишите их:

Карандаш, свежий, шелестит, снежный, мышь.

- Какие слова вы записали?

5. Сообщение темы урока.

- Как вы считаете, почему именно этими сочетаниями букв мы начали наш урок?(Это тема урока)

"Ь на конце имён существительных после шипящих."

6. Постановка проблемы

- А сейчас проведём небольшой эксперимент: к доске пойдут Даша и Саша и напишут по 2 слова - ДОЧЬ И ЛУЧ , остальные тоже пишут в свою тетрадь..

- Кто из них правильно написал? Мы можем это точно сказать? Почему?( мы не знаем правила)

- Как быть? (вывести необходимое правило)

- Так какую цель мы поставим сегодня на уроке? ( научиться писать мягкий знак в конце существительных после шипящих)

- Работа в парах

- А сейчас вы, как настоящие учёные исследуете слова с данной орфограммой и выведете правило.

(На доске слова: плащ, дочь, печь, луч, сыч, мышь, карандаш, циркач, ночь, рожь)

- Понаблюдайте за словами и разделите их на группы, запишите в тетради.

- Что объединяет слова в 1 столбике? ( без Ь, м.р.)

- Во 2 столбике? (с Ь; ж.р.)

- От чего же зависит написание Ь после шипящих на конце имён существительных?

- Сделайте вывод.

- Итак, какое правило вы сейчас вывели, сформулируйте.

- Давайте проверим наше предположение и прочитаем рубрику "Тайны языка" в учебнике на стр.142 ( чтение про себя и несколько раз вслух)

- Можно ли сказать, что мы были правы?

- Итак, мы узнали правило, что дальше?(нужно научиться его применять)

- Есть предположения, как это сделать? (ответы учащихся)

- Молодцы. Прочитаем на стр.143 Как определять правильность написания слова с шипящим звуком на конце.

Физминутка

- Утром дети в лес пошли
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны

8. Первичное закрепление.

1. Работа на доске. (ученики объясняют)

Смерч...

полночь...

ключ...

речь...

- Нам встретилось слово смерч . Как можно узнать значение этого слова? (посмотреть в словаре или спросить у взрослых)

9. Самостоятельная работа.

- Предлагаю вам поработать самостоятельно, выполнив задание разной сложности.

Ребята, которые в себе не очень уверены, выполняют задание в учебнике на стр.142, упр.2, а те кто более уверен делают другое задание: оно на доске.

Сравните работу с эталоном (слайд)

Гимнастика для глаз: слайд

10. Закрепление полученных знаний.

Запишите рассказ в единственном числе.

На берегу я и мои товарищи поставили шалаши. Ночи были звёздные. Утром лучи солнца осв...тили п...ляну. Мы закинули удоч...ки. Попались ерши, щуки и лещи.

Для тех, кто быстро выполнил работу:

Напишите близкие по значению слова. Укажите род.

  • Трепет -
  • Команда -
  • Сила
  • Призыв -
  • Соревнование -

Слова для справок: клич..., лож..., экипаж..., мощ..., дрож..., матч....

Момент контроля: взаимопроверка

- У кого были допущены ошибки?

11. Рефлексия.

- Вспомните цель урока.

- Что узнали на сегодняшнем уроке?

- А теперь оцените себя?