Класс: 8
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: изучить новый материал “Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них”
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с новой темой.
- Развивающие: развивать творческую самостоятельность учащихся; коммуникативные и исследовательские навыки.
- Воспитательные: воспитать инициативно-активную коммуникативную личность,
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: проектно-поисковая
Формы обучения:
- обучение в сотрудничестве
- игровые формы: эвристические, деловые, организационно-деятельностные.
Оборудование: Компьютеры, соединенные локальной сетью; проектор, экран и переносные ноутбуки и USB-носители.
Метод: проблемно-эвристическое исследование
Ход урока
I. Организационный момент
Начало урока:
- приветствие,
- назначается из числа учащихся оператор - это помощник учителя, у него на рабочем столе – ноутбук, подключенный к проектору,
- учитель предлагает групповое сотрудничество (учащиеся создают временные мини-группы по 5-6 человек, выбирают менеджера своего объединения)и дочимуеты и рекомендацииокуа, каждая группа имеет компьютер, находящийся в локальной сети, переносной ноутбук и USB-носитель.
II. Целеполагани
- Хочется урок начать с китайской мудрости, которая гласит так Презентация №1 (слайд №1):
Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь.
Как Вы понимаете эти слова?
Зачем эти слова дала в начале урока?
- Конечно, в первую очередь необходимо самому освоить деятельность, тогда легко будет вам добывать знания, чем мы и займемся на уроке. Уберите учебники, они нам пригодятся в конце урока.
Тема занятия “Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них” (слайд №2)..
Тема новая. Не забудьте про листы самооценки.
III. Погружение в тему урока
Задание № 1 группам:
Учитель: Уметь спрашивать – значит обладать мощным оружием, которое делает человека успешным в современном мире. Вопрос – это тоже форма ответа. Придумайте своему учителю вопросы по новой теме урока. Не забудьте, что существует триада вопросов Что? Как? Почему? Вопросы могут начинаться так:
- Какие бывают виды…..?
- Какую функцию выполняют........?
- На что влияет...........?
- Как влияет............?
- Что произойдет, если...........?
- Как это может повлиять на..........?
- Что ты сделаешь, если.............?
- Можно ли считать окончательно, что............?
- Что следует понимать под………?
- Где мы можем столкнуться……….?
- Как мы охарактеризуем понятие ……?
Вопросы могут быть интенсивными – направлены “вглубь” темы; экстенсивными– направлены “вширь” темы, ориентированы на межпредметные связи; креативные вопросы – это вопросы, углубляющие заданную тему и, одновременно, затрагивающие смежную тему, и даже тему другого предмета. (на слайде №3, 4).
Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.
Выступление групп.
Возможный вариант ответа учащихся по составлению проблемных вопросов:
- Что такое вводные слова?
- Являются ли они членами предложения или не являются?
- В какой части предложения они могут находиться?
- Выделяются ли они знаками препинания?
- Меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова?
- В каких частях предложения могут находиться вводные слова?
- Что они выражают?
- Как выделяются на письме?
- Какие бывают группы вводных слов т предложений?
- Какую функцию выполняют вводные слова т предложения?
Учитель: У кого возникли трудности в составлении вопроса? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооцеки.
Задание № 2 группам:
Учитель: А теперь Вы исследователи, тема вашей научной работы “Вводные слова и предложения”. Попытайтесь определить цели, задачи, гипотезу и объект исследования (слайд №5). Совет учителя: работать в парах, обсудить в группе.
Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.
Слушаем менеджеров, спорим, корректируем, определяемся.
Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.
Задание № 3 группам:
Учитель: Объект исследования – “Вводные слова и предложения.”.Предлагаю сконструировать свой поиск знаний по теме урока, т.е. выбрать свою индивидуально – групповую образовательную траекторию или план действий.
Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.
Выступление групп.
Возможный вариант ответа учащихся:
1.Дать определение понятием “Вводные слова и предложения”.
2. Определить, являются ли они членами предложения или не являются.
3. Установить, в какой части предложения они могут находиться.
4.Узнать, выделяются ли они знаками препинания.
5. Определить, что они выражают.
Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.
Задание № 4 группам:
Учитель: Вы наметили дальнейший план работы по нашей теме. Вам предлагается 15 предложений с вводными словами и предложениями, знаки препинания расставлены. Рассмотрите предложения, сделайте выводы по плану.
1.К счастью, никто меня не заметил (Т.).2.Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). 3.Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л. Т.).4. В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.).5. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (Т.).6.По окончании игры спорили, как водится, довольно громко (Г.).7. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей (Дост.).8. Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.).9.Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову (П.).10.Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.). 11. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка (Сим.).12. Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Л.);13.Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины... (М. Г.).14. Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.).15. Она была красивая и, что еще важнее, умная женщина.
Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран. Демонстрация образовательной продукции. Систематизация полученной продукции. Оператор демонстрируют презентации групп. Менеджеры презентируют продукт совместной деятельности группы.Учителем организуется общее обсуждение предложенных вариантов, учащиеся вносят дополнения, корректируют свои направления, записывают новые вопросы исследования.
IV.Демонстрация учебной образовательной продукции. Работа с культурными аналогами
Учитель: А теперь откройте Учебники русского языка. Что мы еще не выяснили? Все ли так сказали?
Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.
V.Коррекция собственных выводов. Составление советов и методов по изучению теоретического и практического материала
Задание № 5 группам:
Учитель: Вспомните весь урок. Составьте советы по изучению теоретического и практического материала.
Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.
Демонстрация образовательной продукции. Систематизация полученной продукции. Оператор демонстрируют презентации групп. Менеджеры презентируют продукт совместной деятельности группы.
Учителем организуется общее обсуждение предложенных вариантов, учащиеся вносят дополнения, корректируют свои направления, записывают новые советы исследования.
VI. Работа с культурными аналогами
Учитель: Существует метод эвристического исследования (слайд №6). Сравните с нашими составленными советами по изучению теоретического и практического материала. Так же ли у нас? Что добавить?
Метод эвристического исследования:
- выбери объект исследования,
- определи цели исследования,
- составь план работы,
- собери некоторые сведения об объекте,
- выполни практические опыты,
-запиши новые факты, возникшие вопросы и проблемы, версии ответов, гипотезы, выводы.
Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.
VII. Итог урока. Рефлексивная деятельность
Учитель: Посмотрите на вопросы, на все ли получили ответ? Попрошу вас продолжить предложение (слайд №7):
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
VIII. Домашнее задание по выбору учащихся (слайд №8)
- Сделать презентацию “ Вводные слова и предложения”, включая теоретический и практический материал.
- Изучите материал учебника, выполнить упражнение №364.
- Составить эвристическое задание по теме “ Вводные слова и предложения”.
- Пройти тренажер. Презентация №2.
Учитель: Большое спасибо за урок! Сдайте листы оценок (слайд №9).
Карта урока
Комментарий хода урока | Время (мин) |
Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | ||
I. Организационный момент. | 2 | Внимание | |
II. Целеполагание. | 3 |
Внимание Память |
Активное слушание Любознательность Аналитичность Аргументированность Рефлексивность Коммуникативная культура Точность, уместность речи |
III. Погружение в тему урока. | 15 | Внимание Память |
Активность Самостоятельность Целеустремленность Ответственность Системность Глубина рассуждений Аналитичность Рефлексивность Аргументированность Точность, уместность речи Коммуникативная культура |
IV. Демонстрация учебной образовательной продукции. Работа с культурными аналогами. | 5 | Внимание Память |
Гибкость Любознательность Глубина рассуждений Аргументированность Системность Аналитичность Рефлексивность Целеустремленность Точность, уместность речи |
V. Коррекция собственных выводов. Составление советов и методов по изучению теоретического и практического материала. | 5 | Внимание Память |
Гибкость Любознательность Глубина рассуждений Аргументированность Системность Аналитичность Рефлексивность Точность, уместность, выразительность речи |
VI. Работа с культурными аналогами. | 5 | Внимание Память |
Гибкость Любознательность Глубина рассуждений Аргументированность Системность Аналитичность Рефлексивность Целеустремленность Точность, уместность речи |
VII. Итог урока. Рефлексивная
деятельность. Итог урока. Подводим итоги поиска |
3 | Внимание Память |
Активность Глубина рассуждений Аналитичность Рефлексивность Точность речи |
VIII. Домашнее задание по выбору
учащихся. Определение учащихся в выборе домашнего задания Предлагается дифференцированное домашнее задание |
2 | Внимание | Активное слушание Любознательность Гибкость |
Моя работа на уроке
- 14-15 баллов – “5”
- 10-13 баллов – “4”
- 7-9 баллов – “3”
№ Задание Набранное количество баллов 1 №1 2 №2 3 №3 4 №4 5 №5 ВСЕГО баллов
Отметка за урок
Критерии оценивания:
- Я активно работаю над заданием – 3 балла
- Я работаю и иногда предлагаю идеи – 2 балла.
- Я слушаю внимательно – 1 балл.