Планирование кружковой работы по развитию двигательной активности детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время отмечается большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, т.е. детей с различными отклонениями в развитии: интеллектуальном, речевом, эмоциональном, моторно-двигательном, сенсорном.

Показатели в этом отношении, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков, к сожалению, удручающее: число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%, из них 30% детей имеют речевые нарушения разной степени.

Особенно остро проблема развития речи стоит перед педагогами логопедических групп детского сада, в которую входят дети с различными речевыми отклонениями.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность.

Дети с общем недоразвитием речи нуждаются в комплексных лечебно - оздоровительных мероприятиях, таких как: соблюдение режима дня, физическом воспитании, закаливание организма, физиотерапии, водных процедурах, а так же многие из таких детей нуждаются в лечебной гимнастике, массаже и ритмике.

Проблема оздоровления детей - целенаправленная работа всего коллектива ДОУ на длительный период. Всестороннее обследование двигательной сферы детей позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании в физическом развитии. К ним относится гипер- или гиподинамия, нарушение общей и ручной моторики, дискоординация движений, нарушение ориентировки в пространстве, осанки и др.

Коррекция речевых отклонений у детей дошкольного возраста - приоритетное направление деятельности нашего учреждения.

Руководствуясь правилом "здоровый ребенок - успешный ребенок" и особенностей развития детей, посещающих наше ДОУ, был создан физкультурно - оздоровительный кружок "Здоровячок".

Цель работы кружка

- Укрепление и сохранение здоровья детей путем комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.

- Оказание помощи по развитию умения использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья.

Задачи

- Развитие основных двигательных навыков и двигательных качеств.

- Создание необходимых условий для оптимального психофизического развития дошкольников.

- Формирование умения произвольно управлять телом, эмоциями.

- Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

Основные направления работы кружка:

- оздоровительное;

- физическое развитие;

- психоэмоциональное благополучие;

- коррекционное;

- комплексная диагностика.

Коррекционно-оздоровительные виды деятельности кружка:

Дыхательная гимнастика, способствующая выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности у детей с нарушением темпа речи, имеющих дефекты звукопроизношения.

Корригирующая ходьба - для развития координации движений, профилактики плоскостопия.

Логоритмика - для развития речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закрепления двигательных навыков и правильного произношения.

Психогимнастика - для восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, развития и коррекции различных сторон психики.

Пальчиковая гимнастика - для тренировки пальцев и кистей рук, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга.

Артикуляционная гимнастика - для развития функций речедвигательного аппарата, правильного произношения звуков речи.

Самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Этюды - для коррекции эмоциональной сферы ребенка, понимания эмоционального состояния другого человека, развития выразительной моторики.

Оздоровительно-развивающие игры - для решения интересных двигательных задач разной сложности, получения новых ощущений, помогающих освоить различные виды движений.

СУ-ДЖОК терапия - шарик с колючками, прокатывая его между ладонями, дети массируют мышцы руки. В каждом шарике есть "волшебное" колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

Релаксация - для расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного напряжения.

Кинезиологическая гимнастика - для улучшения мыслительной деятельности, развития синхронности работы полушарий, улучшения запоминания, повышения устойчивости внимания, облегчения процесса письма.

Беседы - для формирования убеждений и привычек здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, расширения представления о состоянии собственного тела, здоровья.

Ожидаемые результаты

- Снижение уровня заболеваемости детей.

- Овладение навыками самооздоровления, здорового образа жизни.

- Повышение уровня физической подготовленности детей.

Принцип организации занятий - подгрупповой по 8-10 детей, 2 раза в неделю, по 30 минут.

План работы кружка составлен по лексическим темам (см. Приложение).