Продолжительность урока: 45 минут.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: парная, индивидуальная.
Цель урока:
- Дать представление о том, как образуются понятия
- Научить логическому мышлению, решать логические задачи
- Обобщать существенные признаки (свойства, отношения) объектов
Задачи урока:
- Образовательная:
a. Произвести контроль знаний обучающихся по теме прошлого урока “Понятие как форма мышления”, обобщить эти знания.
b. Сформировать у обучающихся знания о том, как образуются понятия.
c. Закрепить на практике образование понятий.
- Развивающая:
a. Развитие способности к самоконтролю, самооценке, анализу и обобщению.
b. Развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, группировать, абстрагировать.
c. Развитие информационной культуры.
- Воспитательная:
a. Воспитание самостоятельности.
b. Воспитание уважения к себе и окружающим.
Глоссарий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Оборудование: рабочие тетради, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: текстовый редактор Microsoft Word 2003, презентация к уроку. (Приложение 1)
Раздаточный материал: бланки для письменного опроса по теме прошлого урока (Приложение 2), задания для практической работы по текущей теме. (Приложение 3)
Этапы урока:
- Организационный момент – 1 минута.
- Контроль знаний – 7 минут.
- Объяснение нового материала – 20 минут.
- Домашнее задание – 1 минута.
- Практическая работа – 14 минут.
- Подведение итогов урока, выставление оценок – 2 минуты.
Таблица урочной деятельности.
Информация на экране.
|
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | время (мин) |
Организационный момент. |
1 |
||
Тема урока. “Как образуются понятия”. (Слайд 1) Цель урока. (Слайд 2) (Приложение 1) |
Приветствие обучающихся. Ознакомление с целью урока. |
Приветствие учителя. Текущие вопросы (при необходимости). |
|
Устный и письменный опрос обучающихся. (Слайд 3,5)
(Приложение 1) |
Проверка знаний. |
7 |
|
Устный опрос. Раздача бланков для проверки знаний письменно. (Приложение 2) Объяснение заданий и критерии оценивания контроля знаний. Ответы на текущие вопросы по заданию. Наблюдение за дисциплиной и работой обучающихся. |
Ответы на устные вопросы. Выслушивание задания, текущие вопросы по заданию.
Выполнение задания на бланках. |
||
Ответы на задания для взаимопроверки. (Слайд 4, 6,
7) (Приложение 1) |
Объяснение взаимопроверки. | Выполнение взаимопроверки. | |
Объяснение нового материала. |
20 |
||
Тема урока “Как образуются понятия”. (Слайд 8) (Приложение 1) |
Напоминание темы урока. | Запись текущей даты и темы урока. | |
Определение понятия “Анализ” (Слайд 9) (Приложение 1) |
Объясняет что такое анализ, приводит примеры. | Слушают, записывают в тетрадь. Приводят свои примеры анализа. | |
Определение понятия “Синтез”. (Слайд 10) (Приложение 1) |
Объясняет что такое синтез, приводит примеры. | Слушают, записывают в тетрадь. Приводят свои примеры синтеза. | |
Определение понятия “Сравнение” (Слайд 11) (Приложение 1) |
Объясняет что такое сравнение, приводит примеры. | Слушают, записывают в тетрадь. Приводят свои примеры сравнения. | |
Определение понятия “Абстрагирование”. (Слайд 12) (Приложение 1) |
Объясняет что такое абстрагирование, приводит примеры. | Слушают, записывают в тетрадь. Приводят свои примеры абстрагирования. | |
Определение понятия “Обобщение”. (Слайд 13) (Приложение 1) |
Объясняет что такое обобщения, приводит примеры. | Слушают, записывают в тетрадь. Приводят свои примеры обобщения. | |
Письменная практическая работа. |
14 |
||
Задание № 1. | Раздает бланки практической работы. Объясняет задание. | Вспоминают логические приемы формирования понятий. Задают вопросы. Выполняют задание № 1. | |
Проверка задания
№ 1 (Слайд 14) (Приложение 1) |
Осуществляет проверку правильности выполнения работы. | Проверяют задание № 1. Исправляют неверные ответы. | |
Задание № 2 | Объясняет задание. | Задают вопросы. Выполняют задание № 2. | |
Проверка задания. № 2 (Слайд 15) (Приложение 1) |
Осуществляет проверку правильности выполнения работы. | Проверяют задание № 2. Исправляют неверные ответы. | |
Задание № 3. | Объясняет задание. | Задают вопросы. Выполняют задание № 3. | |
Проверка задания № 3. (Слайд 16) (Приложение № 1) |
Осуществляет проверку правильности выполнения работы. | Проверяют задание № 3. Исправляют неверные ответы. | |
Задание № 4 | Объясняет задание. | Задают вопросы. Выполняют задание № 4 | |
Проверка задания № 4. (Слайд 17) (Приложение 1) |
Осуществляет проверку правильности выполнения работы. | Проверяют задание № 4. Исправляют неверные ответы. | |
Домашнее задание. |
1 |
||
Домашнее задание.
Страница учебника 38–42. Задание № 4–10 выполнить в тетради. (Слайд 18) (Приложение 1) |
Задает домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник. | |
Подведение итогов урока, выставление оценок. |
2 |
||
Благодарю за внимание! (Слайд 19) (Приложение 1) |
Благодарит обучающихся за работу на уроке. Подводит итоги урока, выставляет оценки в журнал и дневники обучающихся. |