Интегрированный урок математики и географии в 6-м классе "Озеро Байкал и действие с рациональными числами"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Расширить и углубить знания учащихся по теме «Озёра».
  • Продолжать развивать познавательный интерес к предмету, а также к чтению научно-публицистической и художественной литературы.
  • Закрепить знания, умения и навыки по теме «Рациональные числа и действия над ними»: выполнение арифметических действий над рациональными числами, применение знаний при решении задач; закрепить умение составления математических моделей реальных ситуаций.
  • Продолжать развивать логическое мышление, математическую речь, умение анализировать, выделять главное, делать выводы.
  • Формировать устойчивый интерес к изучению предметов.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, животным и ко всему окружающему миру.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний учащихся по теме.

Наглядное пособие и оборудование: доска основная и вспомогательная с нарисованным кроссвордом, плакаты: тема урока, ребусы, географические данные, названия ветров, птиц, рыб, островов и рек, карточки с вопросами кроссворда, карточки с примерами и кодом ответов к ним, мультимедийный проектор.

План урока

1. Организационный момент

– приветствие;
– определение отсутствующих;
– проверка готовности к уроку;
– организация внимания;
– объявление темы и ознакомление с целями урока.

2. Основная часть

Доклады учителя биологии и учащихся чередуются с выполнением учащимися под руководством учителя математики математических заданий, в ходе выполнения которых учащиеся находят названия ветров, птиц, рыб и т.д.

3. Выступление учащихся с дополнительным материалом, чтение стихов.

4. Заключение

5. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

Учитель биологии:

Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
Учитель математики:
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!

Учитель биологии:

Одним из необычайно богатых природных зон Сибири является озеро Байкал, расположенное в горах в центре Азиатского континента, – удивительное по красоте, объему и качеству воды, – является национальной гордостью нашей страны. А.П.Чехов после посещения этого уникального водоёма написал: «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для нас. Берега гористые, покрытые лесами»
На этом необычном уроке мы познакомимся с природой озера БАЙКАЛ. (Презентация. Слайд 2)
БАЙКАЛ – это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес природы, поистине природная святыня не только для россиян, но и всего человечества. «Байкал – далай» называют его буряты, что означает «Байкал – море», а якуты назвали «Байкалом», что означает «богатое озеро».
Байкал самое старое озеро на земле. Его котловина начала формироваться 25-30 млн. лет назад. Возраст современных очертаний берегов – свыше 1 млн. лет. Это самое глубокое озеро мира, его глубина 1657 м. Гидрологи обнаружили это место в 1991 году. (Презентация. Слайд 3)
Не существует на Земле озера, в котором вода прозрачнее и чище байкальской. Белый диск, опущенный для определения прозрачности воды, виден на глубине 40 метров.
(Презентация. Слайд 4) Чистоту Байкала поддерживают микроскопические рачки – Эпишура длиной 1 мм. Этот малыш, добывая пищу, неутомимо работает на благо озера, он фильтрует воду через специальный орган, очищая ее от различных бактерий и водорослей. За 1 год «санитары» несколько раз профильтровывают 1500 км3 до 5-10 м./мин., что в 10 раз больше, чем ее попадает из рек в озеро. Когда озеро замерзает, лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3-4 метра. Вся вода в озере меняется 1 раз в 383 года.
(Презентация. Слайд 4) Озеро содержит 20% запасов пресной воды на земном шаре (в его котловину можно влить 92 таких моря как Азовское и одно Байкальское, хотя оно в 8 раз больше по площади Байкала). Запасы воды в озере составляет 23000 км3. Этих запасов хватило бы, чтобы напоить людей в 10 млн. раз больше, чем сейчас живет на Земле, если считать, что 0,5 л. воды надо человеку в день. Люди всей Земли могли бы прожить 40 лет, используя только один источник воды – Байкал.

Учитель математики:

Действительно прекрасно по своей природе озеро Байкал, а тот факт, что озеро содержит 20 % мирового запаса пресной воды, сам по себе поразителен. Но еще интересней было бы узнать, каков мировой запас пресной воды. Зная, что запасы воды в озере равны 23000 км3 и это составляет 20 % всего мирового запаса, можно ли вычислить мировой запас пресной воды, и, если можно, как? (Отвечают ученики)

Решение: (2-3 мин) (Один ученик оформляет решение на доске)

23000 км3 – 20 %
х км3 – 100% х = (23000 . 100) : 20 = 115000 км3

Ответ: мировой запас на земном шаре равен 115000 км3.

Учитель биологии: (Презентация. Слайды 5, 6, 7, 8)

Ледовый панцирь на Байкале держится от 4 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в конце октября, а таять в апреле, но иногда еще в июне есть лёд. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – это полынья длиной 15-20 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в этом месте и положительной температуре. Место располагается в истоке реки Ангара. Здесь зимуют от 8 до 12 тысяч водоплавающих птиц.

Учитель математики:

Удивительно, какое большое количество водоплавающих птиц зимует в истоке этой реки. Название трёх из обитающих здесь птиц вы узнаете, выполнив следующее задание: на доске имеются три табло: первое – для первого ряда, второе – для второго и третье – для третьего ряда. Вычислив значения выражений по карточке, вы получите числа. Затем, заменив числа буквами с помощью кода, расположив их в том порядке, в каком находятся примеры, вы получите названия птиц. Какой же ряд быстрее справится с заданием? (Приложение 1)

Учитель биологии: (Презентация. Слайд 9)

Шаманский камень – порог у южной оконечности Байкала. Скала Шаманка – это примечательное место, где проводились молитвенные обряды, у бурят – шаманов это место считается священным. Шаманский порог – это скалистое основание Приморского хребта на середине, и один из выступов порога выходит из воды – это и есть Шаманский камень. Легенда рассказывает, что этот камень бросил разгневанный Байкал, чтобы задержать любимую дочь Ангару, убегающую к своему возлюбленному Енисею.

В озеро Байкал несут свои воды сотни рек и речушек. Сколько их всего?

Учитель математики: (Презентация, слайд 10)

Ответить на этот вопрос – Сколько рек и речушек впадает в озеро Байкал? – поможет задача.

Задача: В первом баке 840 литров воды, во втором – 4/7 того, что было в первом, а в третьем на 197 литров меньше, чем в первом и во втором баках вместе. Сколько литров в третьем баке?

  1. – 840 л.
  2. – 4/7 того, что было в
  3. – на 197 л. меньше, чем

Решение: (840 + 840  .  4/7) – 197.
Ответ: 1123 литров в третьем баке.

Мы получили число – 1123. Это и есть ответ на наш вопрос.

Учитель биологии:

В озеро Байкал действительно впадает такое большое количество рек – 1123, самые большие из них Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, а вытекает только одна, но могучая АНГАРА. Она стоит на одном из первых мест по запасам водной энергии и намного превосходит энергетическую мощность Волги, Камы, Дона вместе взятых.

Одной из удивительных особенностей озеро является его поистине уникальный животный мир. Он насчитывает более 1500 видов, причем 75% из них живут только на Байкале. Одних лишь рыб здесь больше, чем в некоторых морях – 49 видов и почти все коренные «байкальцы». Некоторые из них поистине считаются деликатесами. (Презентация. Слайды 11, 12)

Учитель математики: (Приложение 2)

Интересно узнать, с каким деликатесом связана история озера Байкал. Название этого деликатеса спрятано в кроссворде, который вам предстоит разгадать. А для этого нужно знать кое-что из математики. Затем из букв в выделенных клетках нужно составить название этой рыбы.

По горизонтали:

1. Название числа, имеющего только два делителя – единицу и само это число (простое);
2. Название числа, находящегося над дробной чертой (числитель).

По вертикали:

1. Равенство двух отношений (пропорция);
2. Поверхность шара (сфера);
3. Геометрическая фигура в виде острого колпака (конус);
4. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности (масштаб).

Деликатес – О М У Л Ь (Отвечают ученики).

Учитель биологии: (Презентация. Слайды 13, 14)

Это действительно омуль. Нет Байкала без омуля – такова местная поговорка. Но помимо омуля здесь водятся голомянка, осётр, налим, сазан и другие.

Осетровые также относятся к деликатесной, красной рыбе. Длина осетра достигает 1-2 метров, а вес до 20 кг. В 1823 году его улов составил 1000 пудов.

Учитель математики:

Раньше, ребята, всё измеряли в саженях, верстах, пудах. Как же сосчитать, сколько килограммов в 1000 пудах, если 1 пуд равен 16 килограммам.

Решение: 16 .  1000 = 16000 кг.

16000 кг. – это огромный улов. Однажды привезли осетра весом 12 пудов. Сосчитайте, сколько килограммов в 12 пудах, и вы узнаете, какой он был «маленький».

(Ответ – 192 кг.)

Учитель биологии:

Для перевоза осетра в дальние районы использовали КУКАН. Это специальная петля, с помощью которой рыба, оставаясь живой, от озера Байкал доставлялась до Ангарска, а оттуда в Иркутск.
Но уже в 1918 году запас осетров в озере сократился, и в 1919 году принимается решение об искусственном разведении осетровых рыб, что приводит к резкому увеличению этой рыбы.
В 1930 г. было принято решение о запрете лова осетровых, стали создаваться заказники. В 1935 г. был разрешен лов осетра с 1 августа до 1 мая.
В годы войны был разрешен лов рыбы сетями, что нанесло большой урон осетровым, так как в сети попадала молодь. Потребовалось много лет и усилий, чтобы возобновить разведение осетровых. То же самое произошло с деликатесной рыбой – омулем.

На озере насчитывается 30 скальных островов, все они невелики. Только остров ОЛЬХОН, который располагается почти на середине озера, протянул в длину 73 км. и в ширину 11 км. (Презентация, слайд 15)

Учитель математики:

К сожалению, мы себе мысленно не можем представить, насколько велик или мал этот остров. Поэтому предлагаю сравнить его площадь с площадью г. Абакана. Площадь г. Абакана равна 70 км2, но чтобы сравнить их площади, необходимо знать площадь острова.
Как найти площадь острова Ольхон? (Длину умножить на ширину)

Решение: S = 73 .  11 = 803 км2

Как узнать, во сколько раз площадь острова Ольхон больше площади г. Абакана? (Площадь острова разделить на площадь города)

Решение: 803 : 70 = 11,5 раз.

Это значит, что 11,5 городов, таких как Абакан, может расположиться на острове. Этот остров расположен почти на середине озера. Во сколько же раз площадь озера больше площади острова?

Решение: 31500 : 803 = 39,23

Почти в 40 раз озеро больше острова Ольхон.

Учитель биологии:

На островах есть растительность, хоть и небольшая, где могут гнездоваться птицы. На всех островах, кроме Ольхона, любые формы хозяйственной деятельности запрещены. Но в начале нашего века Ольхон едва не стал огромной тюрьмой. Генерал-губернатор Селиванов Д.Ю. доносил царю Николаю ??: «Весьма подходящим местом для водворения политических ссыльно-поднадзорных мог бы послужить Ольхон. С поселением на острове преступных элементов население Сибири было бы ограждено от влияния ссыльных, а надзор за ними был бы упрощён». Однако большие затраты помешали сбыться этому проекту.

Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен в штормах. Особенно свиреп ветер, который налетает с северо-запада со скоростью 60 метров в секунду. (Презентация. Слайд 16)

Учитель математики: (Приложение 3)

Это задание для настоящих эрудитов:

Разгадать вам ребус нужно,
Чтоб узнать название ветра.
Приступайте к делу дружно
И смекалку не забудьте!

(Учащиеся разгадывают ребус, в котором скрыто название ветра)

Верно, есть такой северо-западный ветер, название которому – САРМА.

Учитель биологии:

Сарма действительно самый свирепый ветер на Байкале. Были случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал скот с берега в озеро. К местным ветрам относятся также баргузин, верховник, култук.
К сожалению, в связи с развитием промышленности в Сибири, в том числе в районах, прилегающих к Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий, зачастую с крупными нарушениями экологической обстановки, над уникальным озером нависла смертельная угроза. На Байкале был построен целлюлозно-бумажный комбинат (Презентация. Слайд 17). Это самый крупный загрязнитель озера. Он дает 95% загрязнения. Уже много лет ведется борьба экологов о закрытии комбината.
А сейчас учащиеся нашего класса зачитают приготовленные для нас сообщения и стихи. Давайте послушаем их.

(Подготовившиеся учащие читают сообщения и стихи)

Учитель математики:

На этом уроке вы узнали много интересного об озере Байкал, о его природе и животном мире, а также вспомнили действия над рациональными числами (нахождение числа по его дроби, нахождение части от числа, умножение десятичных дробей, решение пропорции, сравнение величин, перевод величин из одних единиц измерения в другие) и потренировались в вычислительных навыках.
Вашему вниманию предлагается «байкальский трофей», который покажет, что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего. Я буду показывать вам карточки, а вы должны сказать, о чём или о ком идет речь.

Рефлексия: показываются карточки с названием рек, острова, ветров, рыб, с географическими данными.

– Закончить наш урок мне хочется стихом – призывом к бережному отношению к окружающему миру: (Презентация. Слайд 18)

Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь – Ангара удалая
Свой путь начинает с этого края,
А с нею три сотни речушек и рек
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтобы его воды не «целлюлозило»,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море – священный Байкал!

Учитель биологии:

– Наш урок подошел к концу и итог урока таков: (объявляются оценки за урок).

– Всем спасибо за внимание и участие. До свидания!