Цели урока:
- Расширить и углубить знания учащихся по теме «Озёра».
- Продолжать развивать познавательный интерес к предмету, а также к чтению научно-публицистической и художественной литературы.
- Закрепить знания, умения и навыки по теме «Рациональные числа и действия над ними»: выполнение арифметических действий над рациональными числами, применение знаний при решении задач; закрепить умение составления математических моделей реальных ситуаций.
- Продолжать развивать логическое мышление, математическую речь, умение анализировать, выделять главное, делать выводы.
- Формировать устойчивый интерес к изучению предметов.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, животным и ко всему окружающему миру.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний учащихся по теме.
Наглядное пособие и оборудование: доска основная и вспомогательная с нарисованным кроссвордом, плакаты: тема урока, ребусы, географические данные, названия ветров, птиц, рыб, островов и рек, карточки с вопросами кроссворда, карточки с примерами и кодом ответов к ним, мультимедийный проектор.
План урока
1. Организационный момент
– приветствие;
– определение отсутствующих;
– проверка готовности к уроку;
– организация внимания;
– объявление темы и ознакомление с целями урока.
2. Основная часть
Доклады учителя биологии и учащихся чередуются с выполнением учащимися под руководством учителя математики математических заданий, в ходе выполнения которых учащиеся находят названия ветров, птиц, рыб и т.д.
3. Выступление учащихся с дополнительным материалом, чтение стихов.
4. Заключение
5. Подведение итогов урока
ХОД УРОКА
Учитель биологии:
Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
Учитель математики:
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!
Учитель биологии:
Одним из необычайно богатых природных зон
Сибири является озеро Байкал, расположенное в
горах в центре Азиатского континента, –
удивительное по красоте, объему и качеству воды,
– является национальной гордостью нашей страны.
А.П.Чехов после посещения этого уникального
водоёма написал: «Байкал удивителен, и недаром
сибиряки величают его не озером, а морем. Вода
прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь
неё, как сквозь воздух; цвет у неё
нежно-бирюзовый, приятный для нас. Берега
гористые, покрытые лесами»
На этом необычном уроке мы познакомимся с
природой озера БАЙКАЛ. (Презентация.
Слайд 2)
БАЙКАЛ – это уникальное озеро, одно из
неповторимых чудес природы, поистине природная
святыня не только для россиян, но и всего
человечества. «Байкал – далай» называют его
буряты, что означает «Байкал – море», а якуты
назвали «Байкалом», что означает «богатое
озеро».
Байкал самое старое озеро на земле. Его котловина
начала формироваться 25-30 млн. лет назад. Возраст
современных очертаний берегов – свыше 1 млн. лет.
Это самое глубокое озеро мира, его глубина 1657 м.
Гидрологи обнаружили это место в 1991 году. (Презентация. Слайд 3)
Не существует на Земле озера, в котором вода
прозрачнее и чище байкальской. Белый диск,
опущенный для определения прозрачности воды,
виден на глубине 40 метров.
(Презентация. Слайд 4)
Чистоту Байкала поддерживают микроскопические
рачки – Эпишура длиной 1 мм. Этот малыш, добывая
пищу, неутомимо работает на благо озера, он
фильтрует воду через специальный орган, очищая
ее от различных бактерий и водорослей. За 1 год
«санитары» несколько раз профильтровывают 1500 км3
до 5-10 м./мин., что в 10 раз больше, чем ее попадает из
рек в озеро. Когда озеро замерзает, лед такой
прозрачный, что можно сквозь него увидеть воды
Байкала на глубину 3-4 метра. Вся вода в озере
меняется 1 раз в 383 года.
(Презентация. Слайд 4)
Озеро содержит 20% запасов пресной воды на земном
шаре (в его котловину можно влить 92 таких моря как
Азовское и одно Байкальское, хотя оно в 8 раз
больше по площади Байкала). Запасы воды в озере
составляет 23000 км3. Этих запасов хватило бы,
чтобы напоить людей в 10 млн. раз больше, чем
сейчас живет на Земле, если считать, что 0,5 л. воды
надо человеку в день. Люди всей Земли могли бы
прожить 40 лет, используя только один источник
воды – Байкал.
Учитель математики:
Действительно прекрасно по своей природе озеро Байкал, а тот факт, что озеро содержит 20 % мирового запаса пресной воды, сам по себе поразителен. Но еще интересней было бы узнать, каков мировой запас пресной воды. Зная, что запасы воды в озере равны 23000 км3 и это составляет 20 % всего мирового запаса, можно ли вычислить мировой запас пресной воды, и, если можно, как? (Отвечают ученики)
Решение: (2-3 мин) (Один ученик оформляет решение на доске)
23000 км3 – 20 %
х км3 – 100% х = (23000 . 100) : 20 = 115000
км3
Ответ: мировой запас на земном шаре равен 115000 км3.
Учитель биологии: (Презентация. Слайды 5, 6, 7, 8)
Ледовый панцирь на Байкале держится от 4 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в конце октября, а таять в апреле, но иногда еще в июне есть лёд. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – это полынья длиной 15-20 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в этом месте и положительной температуре. Место располагается в истоке реки Ангара. Здесь зимуют от 8 до 12 тысяч водоплавающих птиц.
Учитель математики:
Удивительно, какое большое количество водоплавающих птиц зимует в истоке этой реки. Название трёх из обитающих здесь птиц вы узнаете, выполнив следующее задание: на доске имеются три табло: первое – для первого ряда, второе – для второго и третье – для третьего ряда. Вычислив значения выражений по карточке, вы получите числа. Затем, заменив числа буквами с помощью кода, расположив их в том порядке, в каком находятся примеры, вы получите названия птиц. Какой же ряд быстрее справится с заданием? (Приложение 1)
Учитель биологии: (Презентация. Слайд 9)
Шаманский камень – порог у южной оконечности Байкала. Скала Шаманка – это примечательное место, где проводились молитвенные обряды, у бурят – шаманов это место считается священным. Шаманский порог – это скалистое основание Приморского хребта на середине, и один из выступов порога выходит из воды – это и есть Шаманский камень. Легенда рассказывает, что этот камень бросил разгневанный Байкал, чтобы задержать любимую дочь Ангару, убегающую к своему возлюбленному Енисею.
В озеро Байкал несут свои воды сотни рек и речушек. Сколько их всего?
Учитель математики: (Презентация, слайд 10)
Ответить на этот вопрос – Сколько рек и речушек впадает в озеро Байкал? – поможет задача.
Задача: В первом баке 840 литров воды, во втором – 4/7 того, что было в первом, а в третьем на 197 литров меньше, чем в первом и во втором баках вместе. Сколько литров в третьем баке?
- – 840 л.
- – 4/7 того, что было в
- – на 197 л. меньше, чем
Решение: (840 + 840 . 4/7) –
197.
Ответ: 1123 литров в третьем баке.
Мы получили число – 1123. Это и есть ответ на наш вопрос.
Учитель биологии:
В озеро Байкал действительно впадает такое большое количество рек – 1123, самые большие из них Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара, а вытекает только одна, но могучая АНГАРА. Она стоит на одном из первых мест по запасам водной энергии и намного превосходит энергетическую мощность Волги, Камы, Дона вместе взятых.
Одной из удивительных особенностей озеро является его поистине уникальный животный мир. Он насчитывает более 1500 видов, причем 75% из них живут только на Байкале. Одних лишь рыб здесь больше, чем в некоторых морях – 49 видов и почти все коренные «байкальцы». Некоторые из них поистине считаются деликатесами. (Презентация. Слайды 11, 12)
Учитель математики: (Приложение 2)
Интересно узнать, с каким деликатесом связана история озера Байкал. Название этого деликатеса спрятано в кроссворде, который вам предстоит разгадать. А для этого нужно знать кое-что из математики. Затем из букв в выделенных клетках нужно составить название этой рыбы.
По горизонтали:
1. Название числа, имеющего только два делителя
– единицу и само это число (простое);
2. Название числа, находящегося над дробной
чертой (числитель).
По вертикали:
1. Равенство двух отношений (пропорция);
2. Поверхность шара (сфера);
3. Геометрическая фигура в виде острого колпака (конус);
4. Отношение длины отрезка на карте к длине
соответствующего отрезка на местности (масштаб).
Деликатес – О М У Л Ь (Отвечают ученики).
Учитель биологии: (Презентация. Слайды 13, 14)
Это действительно омуль. Нет Байкала без омуля – такова местная поговорка. Но помимо омуля здесь водятся голомянка, осётр, налим, сазан и другие.
Осетровые также относятся к деликатесной, красной рыбе. Длина осетра достигает 1-2 метров, а вес до 20 кг. В 1823 году его улов составил 1000 пудов.
Учитель математики:
Раньше, ребята, всё измеряли в саженях, верстах, пудах. Как же сосчитать, сколько килограммов в 1000 пудах, если 1 пуд равен 16 килограммам.
Решение: 16 . 1000 = 16000 кг.
16000 кг. – это огромный улов. Однажды привезли осетра весом 12 пудов. Сосчитайте, сколько килограммов в 12 пудах, и вы узнаете, какой он был «маленький».
(Ответ – 192 кг.)
Учитель биологии:
Для перевоза осетра в дальние районы
использовали КУКАН. Это специальная петля, с
помощью которой рыба, оставаясь живой, от озера
Байкал доставлялась до Ангарска, а оттуда в
Иркутск.
Но уже в 1918 году запас осетров в озере сократился,
и в 1919 году принимается решение об искусственном
разведении осетровых рыб, что приводит к резкому
увеличению этой рыбы.
В 1930 г. было принято решение о запрете лова
осетровых, стали создаваться заказники. В 1935 г.
был разрешен лов осетра с 1 августа до 1 мая.
В годы войны был разрешен лов рыбы сетями, что
нанесло большой урон осетровым, так как в сети
попадала молодь. Потребовалось много лет и
усилий, чтобы возобновить разведение осетровых.
То же самое произошло с деликатесной рыбой –
омулем.
На озере насчитывается 30 скальных островов, все они невелики. Только остров ОЛЬХОН, который располагается почти на середине озера, протянул в длину 73 км. и в ширину 11 км. (Презентация, слайд 15)
Учитель математики:
К сожалению, мы себе мысленно не можем
представить, насколько велик или мал этот остров.
Поэтому предлагаю сравнить его площадь с
площадью г. Абакана. Площадь г. Абакана равна 70 км2,
но чтобы сравнить их площади, необходимо знать
площадь острова.
Как найти площадь острова Ольхон? (Длину
умножить на ширину)
Решение: S = 73 . 11 = 803 км2
Как узнать, во сколько раз площадь острова Ольхон больше площади г. Абакана? (Площадь острова разделить на площадь города)
Решение: 803 : 70 = 11,5 раз.
Это значит, что 11,5 городов, таких как Абакан, может расположиться на острове. Этот остров расположен почти на середине озера. Во сколько же раз площадь озера больше площади острова?
Решение: 31500 : 803 = 39,23
Почти в 40 раз озеро больше острова Ольхон.
Учитель биологии:
На островах есть растительность, хоть и небольшая, где могут гнездоваться птицы. На всех островах, кроме Ольхона, любые формы хозяйственной деятельности запрещены. Но в начале нашего века Ольхон едва не стал огромной тюрьмой. Генерал-губернатор Селиванов Д.Ю. доносил царю Николаю ??: «Весьма подходящим местом для водворения политических ссыльно-поднадзорных мог бы послужить Ольхон. С поселением на острове преступных элементов население Сибири было бы ограждено от влияния ссыльных, а надзор за ними был бы упрощён». Однако большие затраты помешали сбыться этому проекту.
Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен в штормах. Особенно свиреп ветер, который налетает с северо-запада со скоростью 60 метров в секунду. (Презентация. Слайд 16)
Учитель математики: (Приложение 3)
Это задание для настоящих эрудитов:
Разгадать вам ребус нужно,
Чтоб узнать название ветра.
Приступайте к делу дружно
И смекалку не забудьте!
(Учащиеся разгадывают ребус, в котором скрыто название ветра)
Верно, есть такой северо-западный ветер, название которому – САРМА.
Учитель биологии:
Сарма действительно самый свирепый ветер на
Байкале. Были случаи, когда он срывал с домов
крыши, сбрасывал скот с берега в озеро. К местным
ветрам относятся также баргузин, верховник,
култук.
К сожалению, в связи с развитием промышленности в
Сибири, в том числе в районах, прилегающих к
Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий,
зачастую с крупными нарушениями экологической
обстановки, над уникальным озером нависла
смертельная угроза. На Байкале был построен
целлюлозно-бумажный комбинат (Презентация.
Слайд 17). Это самый крупный загрязнитель озера. Он
дает 95% загрязнения. Уже много лет ведется борьба
экологов о закрытии комбината.
А сейчас учащиеся нашего класса зачитают
приготовленные для нас сообщения и стихи.
Давайте послушаем их.
(Подготовившиеся учащие читают сообщения и стихи)
Учитель математики:
На этом уроке вы узнали много интересного об
озере Байкал, о его природе и животном мире, а
также вспомнили действия над рациональными
числами (нахождение числа по его дроби,
нахождение части от числа, умножение десятичных
дробей, решение пропорции, сравнение величин,
перевод величин из одних единиц измерения в
другие) и потренировались в вычислительных
навыках.
Вашему вниманию предлагается «байкальский
трофей», который покажет, что из сегодняшнего
урока вам запомнилось больше всего. Я буду
показывать вам карточки, а вы должны сказать, о
чём или о ком идет речь.
Рефлексия: показываются карточки с названием рек, острова, ветров, рыб, с географическими данными.
– Закончить наш урок мне хочется стихом – призывом к бережному отношению к окружающему миру: (Презентация. Слайд 18)
Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь – Ангара удалая
Свой путь начинает с этого края,
А с нею три сотни речушек и рек
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтобы его воды не «целлюлозило»,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море – священный Байкал!
Учитель биологии:
– Наш урок подошел к концу и итог урока таков: (объявляются оценки за урок).
– Всем спасибо за внимание и участие. До свидания!