Внеклассное мероприятие по биологии. Школьная викторина "Что? Где? Когда?"

Разделы: Биология


Цели:

- обобщить, углубить и систематизировать знания полученные при изучении курса ботаники;

- развитие творческих способностей и познавательного интереса, креативного мышления;

- развивать логическое мышление;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание чувства товарищества, коллективизма.

Подготовительный этап

Формируются команды по 6-7 человек. Остальные школьники выступают в роли болельщиков. На обдумывание одного вопроса дается 1 минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы, например, болельщикам каждой команды предлагается за 1-2 минуту вспомнить и исполнить по одному куплету песен, в которых упоминаются растения. Приготовить черный ящик.

Вопрос 1.

В “черном ящике” лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусству Аполлону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово “лауреат”. Что за растение лежит в черном ящике? Где оно используется в настоящее время?

Ответ.

Это – лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа, благодаря их пряному аромату.

Вопрос 2.

Что общего у таких растений как: картофель, томат, смородина, брусника?

Ответ.

У всех этих растений многосемянный плод ягода.

Вопрос 3

Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти ягоды снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же ягода лежит в черном ящике?

Ответ.

Огурец.

Вопрос 4

Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это за напиток? Из чего он приготовлен?

Вопрос 5

В “черном ящике” лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит к классу двудольных. Дикие его предки растут на Кавказе. Плоды полезны, содержат железо.

Ответ.

Яблоки.

Вопрос 6

На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть изображенного органа?

Ответ

На рисунке изображен поперечный срез корня в зоне всасывания. Через корневые волоски в корень поступают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос 7

В “черном ящике” лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что его запах предохраняет от заболеваний. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной.

Ответ.

Луковица

Вопрос 8

Перед вами три комнатных растения: узамбарская фиалка, алоэ, бегония. Определите по внешнему виду этих растений, в какой климатической зоне находится их родина. Ответ обоснуйте.

Ответ.

Узамбарская фиалка имеет опушенные листья – приспособление к уменьшению испарения. Родина ее места с сухим климатом. Алоэ – листья мясистые и сочные, в них запасается вода, происходит из мест с сухим и жарким климатом. Бегония – крупные листья, испаряют много влаги и защищают растение от перегрева, ее предки жили в местах с жарким и влажным климатом.

Вопрос 9

Кто и когда открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений?

Ответ.

Сергей Гаврилович Навашин, русский ботаник 1898 год.

Вопрос 10

Что изображено на рисунках?

Ответ.

На рисунках изображена пыльца растений.

Вопрос 11

Рассмотрите растения. Почему данные растения можно объединить в одну группу? Назовите не менее 3-х общих признаков.

Ответ.

Береза, клен, тополь. Все эти растения деревья, многолетние, их семена распространяются ветром, класс двудольные.

Вопрос 12

В “черном ящике” лежит лакомство, созревающее на хорошо известном растении Его родина Мексика. Относится к классу двудольных, околоплодник легко отделяется от семени. Про него писали: “Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям, можно получать из него масло. Что же лежит в черном ящике?

Ответ.

В “черном ящике” лежат семечки. Это плоды подсолнечника.

Вопрос 13

Назовите растения, семена которых находятся в трех коробочках. Как называются плоды этих растений? Почему эти растения имеют большую хозяйственную ценность?

Ответ.

В коробочках лежат семена гороха, фасоли, бобов.

Плоды этих растений называют бобами, они обогащают почву азотом.

Вопрос 14

Картофель, морковь, лук. Что объединяет их и почему морковь в этой компании можно считать лишней?

Ответ.

Это органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Морковь – корнеплод, картофель, луковица – видоизмененные побеги.

Заключительный этап: подведение итогов, награждение команд.