Образование как процесс, включает обучение, воспитание, развитие и здоровьесбережение школьников. Основными приоритетами в образовании, следовательно, являются: научить учеников учиться, научить общаться и жить вместе, научить получать знания, научить сохранять здоровье. В условиях личностно-ориентированного образования, актуальным выступает формирование умений самоорганизации у младших школьников как личностного, субъектного образования.
Осознанное выполнение учениками
организационных действий учения, сформированных
на основе усвоенных знаний о них и жизненного
опыта, включает:
умение определять цель учебной задачи;
Выделяемая группа умений самоорганизации включается в учебно-управленческие обще учебные умения и предполагает их формирование в условиях непрерывности.
В начальной школе установилась традиция возрастного разделения функций учителя и ученика. Целеполагание, планирование, контроль и оценка остаются по преимуществу сферами влияния взрослых, не рефлексируются школьниками как действия, требующие обращения к собственному действию с предметами. Таким образом, в младшем школьном возрасте ученики осуществляют преимущественно разнообразные исполнительские действия, являющиеся частью учебной деятельности, но недостаточные для организации и самоорганизации учения. Умения самоорганизации, специально формируемые у младших школьников, способствуют освоению субъектом организационных действий и в целом учебной деятельности. В связи с этим перед школой стоит задача, с одной стороны, сформировать у учащихся умения самоорганизации до уровня обобщённого способа организации деятельности, а с другой – организовать процесс овладения умениями так, чтобы учесть индивидуальные возможности учеников с целью сохранения здоровья.
Недостаточная разработанность проблемы формирования умений самоорганизации у младших школьников, как в теоретическом, так и в практическом плане неизбежно влечёт за собой бессистемный характер образовательного процесса в начальной школе. Применение специальной технологии формирования умений самоорганизации с учётом возрастных и индивидуальных возможностей здоровья младших школьников является актуальной проблемой современного начального образования.
Включение детей в учебную деятельность предлагает развитие таких мыслительных действий, как анализ, рефлексия, планирование. Способность анализировать свой способ действия, является необходимым условием успешности обучения школьников.
Основное звено в структуре учебной деятельности – учебная задача. Направлена она на выполнение сущности изучаемого понятия. Решая учебную задачу, ребёнок овладевает обобщёнными способами действия. Постановка учебной задачи должно привести к возникновению познавательной мотивации, интереса, обнаружению исходного отношения исследуемой содержательной области. Произвольная мотивация возникает как реакция на противоречие в предметном материале. Эти противоречия приводят к потребности их решения и, в конечном итоге, к выработке способа действий.
Учебная дискуссия проводится для того, чтобы достичь взаимоприемлимых решений для всех или для большинства учеников. Итогом дискуссии должен быть норматив, закон, на основе которого дети начинают действовать до тех пор, пока не возникнет новое противоречие. Учебная дискуссия решает дидактическую задачу и ряд других задач. Развитие мышления, ещё одна задача, которую решает дискуссия,- воспитательная, так как мы учим общаться, а это умение дети переносят в реальную жизнь.
Эта работа ценна ещё тем, что учитывает особенности организации обучения:
- увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, достаточно высокий уровень сформированности компонентов действия, овладение различными формами совместной деятельности;
- подростковые тенденции, стремление к лидерству, возможности поднять свой престиж в глазах сверстников, к личному самоутверждению, к признанию самостоятельности.
Позиция учителя, занимаемая учеником при проведении им работы, открывает возможности для реализации этих стремлений. Значимой для учащихся является оценка их деятельности одноклассниками, которая проводится в соответствии с критериями, разработанными совместно с учителем. Одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки.
“Памятка – это вербальная модель приёма учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание”.
По характеру представления содержания можно выделить определённые виды памяток:
1. Памятка – алгоритм, в которой рекомендуется работа алгоритмического характера: все Л.
2. Памятка – инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
3. Памятка – совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действие, наиболее подходящее для него лично, - дело самого учащегося.
4. Памятка – показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем.
5. Памятка – стимул, доминантой которой является стимулирование учащихся, раскрытие перспектив их деятельности и т.п.
Все памятки условно можно разделить на две большие группы.
Памятки первой группы предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную задачу в школе, вторая группа памяток – научить учеников работать самостоятельно дома.
При использовании памяток решается ряд воспитательных и развивающих задач:
- выработка таких положительных качеств как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость;
- формирование ответственности за порученное дело;
- развитие умения преодолевать трудности;
- совершенствование развития памяти, мышления, речи и других личностных качеств.
Важное значение имеют памятки для родителей, поскольку воспитание детей – это общая забота учителя и родителей. На основе использования памяток в процессе обучения младших школьников можно сделать вывод, что наиболее эффективно их применение:
- в самоорганизации учащихся во всех видах учебной и трудовой деятельности; в этом плане особенно продуктивно привлечение самих учащихся к составлению памяток, что способствует повышению активности их познавательной и учебной деятельности;
- родителям для организации учебной деятельности детей дома;
- в воспитательной работе, для развития таких качеств личности учащихся, как трудолюбие, ответственность, воля и др.
Работа с детьми по формированию навыков самоорганизации в ГПД начинается со знакомством учеников с режимом группы продлённого дня, правилами поведения и соблюдением гигиены. Дети организованно посещают занятия, столовую, выходят на прогулку. За соблюдением всех правил и требований следит воспитатель, а помогают ему в этом дежурные. Они назначаются из учеников посещающих ГПД – это дежурные по столовой, по кабинету. Это организует детей, делает их более ответственными, дисциплинированными.
Одним из эффективных методов работы являются беседы – занятия по вопросам самопознания, саморазвития и самоорганизации. Эти беседы очень короткие, примерно по 10 минут. В разные годы темы бесед и их последовательность может меняться. Некоторые темы могут изучаться не на одном, а на нескольких занятиях. Самые первые темы бесед касаются правил гигиены: мытьё рук перед едой, после посещения туалета; привидение в порядок своего рабочего места до и после занятий; уборка на место игр, конструктора и других вещей после игры и перед уходом домой; уборка за собой грязной посуды в столовой и т.д.
Большую роль в самоорганизации младших школьников является самоподготовка.
Самоподготовка – это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведённое время под руководство воспитателя.
Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определённых требований в структуре её организации. Основными этапами самоподготовки являются:
- подготовка детей к работе (организационный этап);
- самостоятельное изучение материала;
- самоконтроль и самооценка;
- заключительный педагогический контроль.
На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
1. Равномерная и достаточная освещённость всего помещения.
2. Поддержание нормального температурного режима.
3. Поддержание чистоты и порядка в классе.
4. Соблюдение школьниками личной гигиены.
5. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
6. Проведение “физкультминуток”.
Дидактические требования к самоподготовке:
1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определённую продолжительность.
2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
К воспитательным требованиям относятся:
1. Отказ от каких-либо мер наказания.
2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
5. Разъеснение ведётся в крайних случаях и в ограниченном объёме.
6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников. Воспитатель группы продлённого дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.
Самоподготовка – это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Образовательные функции:
1. Информационная функция – заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках.
2. Развивающая функция – служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.
3. Конструктивная функция – способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
4. Коммуникативная функция – заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
5. Творческая функция – раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции:
1. Гигиеническая функция – способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда, вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
2. Мотивационная функция – формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.
3. Формирующая функция – способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества и становятся достоянием ученика.
4. Организационная функция – проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.
Формирование навыков самоорганизации младших школьников открывает возможности и пути становления личности. Способы выявления интересов, склонностей, способностей человека. Основные виды деятельности человека (игра, учения, труд, общения) как средство формирования и развития всех его сил, свойств, способностей, умений. Основные элементы самоорганизации личности: самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самообучение. Знакомство с элементами умственной деятельности: сравнением, анализом, синтезом. Закономерного развития организаторских и творческих способностей личности. Правильной организации взаимоотношений и взаимодействия в учебном коллективе, развитие способности и умения убеждать людей словом и делом. Составление само характеристики и перспективного плана самоорганизации.