Класс - 9
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование: мультимедиапроектор с экраном, мультимедиа презентация по теме урока, карточки для проведения проверки домашнего задания в виде лепестков ромашки, тестовые задания на 2 варианта, карточки с дифференцированными заданиями для исследовательской работы в группах.
Цели урока: Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, формирование навыков учащихся самостоятельного применения знаний при решении уравнений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса. Привить аккуратность в работе, выработать умение слушать и комментировать ответы, навыки самостоятельной работы на уроке, умений преодолевать трудности при решении поставленных задач. Развитие, воспитание настойчивости в учёбе.
Методическая цель: стимулирование научно-познавательной деятельности.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный (по образцу).
Структура урока:
1. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учения- 5 мин
2. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
а) 3 ученика у доски по карточкам решают основные типы уравнений
б) все остальные - выполняют задания фронтально с помощью презентации.
3. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя: групповая исследовательская работа.
4. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
5. Выполнение тестовых заданий с последующим взаимоконтролем.
6. Подведение итогов урока- 2 мин
7. Домашнее задание - пункт 11, № 221, 223 (а, б, в)
- Из сборника заданий ГИА-2012 по алгебре часть 2 стр. 201, № 109, №112
Для более подготовленных учеников
- С2. При каких значениях к уравнение x2- 4x + (2-k)(2 + k) = 0 имеет корни разных знаков?
Ход урока
Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.
Сегодня на уроке мне хотелось бы пригласить вас заглянуть в замечательный мир математики - в мир уравнений, в мир поиска, в мир исследований.
Мы закрепим навыки решения уравнений, вспомним основные способы их решения, причём акцент урока направлен на самостоятельное применение знаний.
В ходе работы одним из этапов будет исследовательская работа.
Поэтому девизом нашего урока закрепления и применения знаний могут стать слова великого математика Андрея Николаевича Колмогорова " Попытайтесь заменить запоминания пониманием".
Мы разберём много уравнений. Не пытайтесь их запомнить, а старайтесь найти способы их решения.
Есть ли вопросы по выполнению домашней работы? Оцените выполнение домашней работы в своих индивидуальных картах. Отметьте, какие трудности вы испытали при её выполнении?
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
Кто желает поработать по карточкам у доски? /Дифференцированные задания записаны на лепестках ромашки разного цвета /
Карточка 1. / зелёный лепесток /
Решите уравнение: х2-36х=0
х( х2-36)=0
х=0 или х2-36=0
х2=36
х=-6; х=6
Ответ: -6; 0; 6.
Карточка 2. / жёлтый лепесток /
Решите уравнение: (y-5)2 -8 (y-5) +7 =0
Пусть y-5=а, тогда
а2-8а+7 =0
D=64-28=36
a1=1, a2=7
y-5=1, y-5=7
y=6, y=12.
Ответ: y1=6, y2=12.
Карточка 3. / синий лепесток /
Решите уравнение: х4 -10х2 = -9
Пусть х2 =у, тогда
У2 -10у+9 =0
Решим квадратное относительно у уравнение.
D=100-36=64
у1= 1, у2= 9
х2 =1, х2 =9,
х1 =-1, х2 = 1, х3 = -3, х4 = 3
Ответ: -3;-1; 1; 3.
Карточка 4. / красный лепесток /
Решите уравнение: 7х2 +7х + 7 = (х2 +х +1)2
( х2 +х +1)2 -7 ( х2 +х +1) =0
Пусть ( х2 +х +1) =в, тогда в2 - 7в =0
в (в-7)=0,
в=0 или в-7=0
в=7
х2 +х +1= 0, х2 +х +1 =7
D= -3 <0 - решений нет D=25, х1 =-3, х2 =2
Ответ: х1 =-3, х2 =2.
Все остальные работаем вместе со мной.
Давайте пройдёмся по дидактическим островкам изучаемого материала.
Вспомним
- Что такое уравнение? (Равенство, содержащее неизвестное).
- А что значит решить уравнение? (Значит найти все его корни или доказать, что их нет).
- Что является корнем уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство).
- Какие виды уравнений, вы знаете и умеете решать? (Линейные, квадратные, дробно-рациональные).
Задание: Определите вид каждого уравнения и найдите корни, где это возможно выполнить устно
- Какие уравнения называются квадратными?
- Среди данных уравнений выберите те, которые являются квадратными?
1) 9х - 4 = 2х + 10
2) х2 - 3х = 0
3) 4х + 12х2 = 0
4) х3 - 2х2 - 3 = 12
5) х2 + 2х - 3 = 0
- Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями?
- Среди данных уравнений выберите те, которые являются неполными квадратными уравнениями?
- Какие из следующих уравнений мы умеем решать, объясните прием решения каждого из этих уравнений:
1) 6у- 4 = 2у + 12
2) 7х2 - 21х = 0
3) х + 21х2 = 0
4) 5в2 - 2в + 6 = 0
5) ( х2 + 3х + 2 ) (х2 + 3х + 4 ) = 48
6) а4 - 5а2 - 36 = 0
- Какой способ вы будете использовать при решении данных уравнений?
Запишите уравнение, полученное в результате введения новой переменной
1) (5х2+х-4) (5х2+х-4)=49 2) (2х2+3х+1)2+4(2х2+3х+1) - 5 = 1 3) (3х-5)2 - 4(3х2-5)=12 4) (3х2+5х+2)(3х2+5х-5) -5=16 5) х4 - 16х2 - 121 = 0 6) 3х4 - 2х2 - 1 = 0
3. Большинство людей по роду своей деятельности часто занимаются исследовательской работой. Поэтому следующий шаг нашего урока - выполнение заданий с элементами исследований в группах. Сейчас вы получаете задание, обсуждаете его в своей группе, а один представитель группы защищает ваше решение у доски.
Мы с вами научились решать уравнения до четвёртой степени, а как решать уравнения старших степеней? Вам предстоит найти способы их решения.
1 группа.
Решите уравнение: (m+1)2 = 2m2 +2m3
Решение. (m+1)_=2m_ +2m_
2m3 +2m2-(m+1)2= 0
2m2(m+1)- (m+1)2= 0
(2m2-m-1)( m+ 1) =0
2m2-m-1=0 или m+1=0
D=9 m3= - 1
m1=1, m2=-0
Ответ: -1; -0,5; 1
2 группа. Решите уравнение: - =1
Обозначив у = х2 +2х , получим - =1, у 0, у 2
у2 -4 - у2 -3у = у2 + 2у
у2 + 5у+4= 0
D=9
у1= - 4, у2= - 1,
х2 +2х= -4 | х2 +2х =-1 |
х2 +2х+4 = 0, | х2 +2х +1 = 0 |
D= -12<0 - решений нет | D =0, х = -1 |
Ответ: х = -1.
3 группа. Решите уравнение: а6 +2а4 -3 а2 =0
Решение. а2 (а4 + 2а2 -3) =0,
а2 =0 или а4 + 2а2 -3 =0
а =0, пусть а2 =в, тогда в2 + 2в - 3 =0
D=16, в1= -3, в2 =1,
а2 = - 3 - решений нет
а2 =1
а1 =-1, а2 = 1.
Ответ: -1; 0; 1.
4 группа. Решите уравнение: х5 - х4 -2х3 + 2х2 - 3х +3 = 0
Решение. х4 (х-1) -2х2 (х-1)- 3(х-1) =0
(х-1) (х4 - 2х2 -3) =0
х-1 =0 или х4 - 2х2 -3 =0
х=1,
пусть х2 =у, тогда у2 -2у-3 =0
D= 16, у1=-1, у2=3
х2 =-1 -решений нет
х2 =3, х1 =-, х2 =
Ответ: х1 =-, х2 = .
4. Давайте немного отдохнем. Проведем физкультминутку.
5. Скоро каждому из вас предстоит пройти испытания на прочность полученных знаний, это итоговая аттестация, которая проводится в новой форме через тестирование. Поэтому откройте конвертики на краю стола и испытайте себя - выполните тест по изучаемой теме.
Тестирование
Вариант 1
А1. Какое из уравнений не имеет корней?
1) х2 = х
2) х2 = -1
3) х2 = -х
4) х2 =1
А2. Решите биквадратное уравнение х-2х2-8=0.
1) -2 ; -2 ; 4; 0
2) 2; 2
3) 2; -2
4) 2 ; 0
А3.Найдите произведение корней биквадратного уравнения
2 х4 - 9 х2+4 =0.
1) 2
2) 3
3) -4
4) 4
А4.Решите уравнение 4у4 - у2+ 1=0
1) 1; 2
2) корней нет
3) 3; 4
4) 5
В1. Решите уравнение ( х + 3)2 - 2 (х + 3) -3 =0, используя введение новой переменной.
В2. Найдите координаты точки пересечения графика функции
у= 12-23х - 9х2 с осью Ох.
С1.Найдите все неотрицательные решения уравнения =
Вариант 2
А1. Какое из уравнений не имеет корней?
1) х =х2
2) х2 -1 =0
3) х2 =- 2
4) х2 = -х
А2. Решите биквадратное уравнение 2х4 - 19 х2 + 9=0.
1) -; ; -3; 3
2) -; -8
3) ; -8
4) -; 8
А3. Найдите произведение корней биквадратного уравнения 3х4-13 х2+4 =0.
1) -1
2) 1
3) 4
4)
А4. Решите уравнение 2у4-3у2+5 =0.
1) 2; 3
2) 4
3) корней нет
4) 5; 0
В1. Решите уравнение (2х -1)2 - (2х -1) -12 = 0, используя введение новой переменной.
В2. Найдите координаты точки пересечения графика функции у = х2 -26х + 25 с осью Ох.
С1.Найдите все неотрицательные решения уравнения =
Ключ к тестированию:
Вопрос А1 А2 А3 А4 В1 В2 С1 Вариант1 2 3 1 2 -4; 0 (-3; 0); (;0) 3 Вариант2 3 1 2 3 -1; 2,5 (25; 0); (1;0) 6
Давайте произведём взаимопроверку. Обменяйтесь таблицами ответов. Поставьте своему соседу по парте оценку за выполнение тестовых заданий. /Ответы проецируются на экран/. А в своей индивидуальной карточке оцените себя в тестировании.
6. Итак, подведём итоги нашего урока. Мы с вами успели сделать очень много: повторили теоретический материал по теме: "Уравнения, приводимые к квадратным", выполнили исследовательскую работу, тестирование.
Поставьте себе оценку за урок в индивидуальной карточке и оцените своё видение урока.
Индивидуальная карточка самооценки
Фамилия, имя ____________________ Дата_____________
Класс __________ Предмет _____________________
№ п/п | Этапы урока | Оценка |
1 | Проверка домашнего задания | |
2 | Дидактические "островки" | |
3 | Исследовательская работа | |
4 | Тестирование | |
Итоговая оценка за работу на уроке |
7. Домашнее задание: пункт 11, № 221, 223 (а, б, в) из сборника ГИА-2012 часть 2 стр. 201, Для тех, кто хочет углубить свои знания, кто интересуется математикой, запишите задание
С2. При каких значениях к уравнение x2- 4x + (2-k)(2 + k) = 0 имеет корни разных знаков?
Благодарю вас за урок. Желаю удачи вам, новых поисков и открытий.