Оздоровление дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий

Разделы: Работа с дошкольниками


“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский

В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. В детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, и растет доля умственной нагрузки в режиме дня.

В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного учреждения, а именно создание высоко гигиеничной, развивающей предметной среды, использование современных средств лечебно-профилактической работы, организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий, предоставление максимально возможной двигательной активности.

Мы предполагаем, что оздоровление дошкольников будет более эффективно с применением здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательно – образовательном процессе детского сада.

Работа по сохранению и укреплению здоровья проводится через все ведущие виды деятельности, ведется на занятиях, во время игр, режимных моментов.

Понятие “здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, напрвленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Мы, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинским работником, с коллегами – планируем свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников воспитательного процесса. Нет какой – то одной единственной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико – гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог – медицинский работник – ребенок); физкультурно-оздоровительной напрвленности; экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к воспитанию дошкольников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Изучив различные формы оздоровительно – развивающей работы, мы создали свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую ежедневно применяем в своей работе по сохранению здоровья: закаливание (соблюдение температурного режима, правильно организованные прогулки, соблюдение сезонной одежды, обширное умывание, полоскание ротовой полости водой комнатной температуры, контрастный бег, использование дорожек “здоровья”). При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, основное из которых постепенность. Закаливание сочетаем с дыхательной и звуковой гимнастикой (прежде, чем проводить дыхательную гимнастику, мы хорошо проветриваем помещение: в чистом воздухе меньше микробов, приемы правильного дыхания многократно и терпеливо показываем, повторно напоминаем.), профилактикой и нарушением осанки (физкультурные занятия; утренняя гимнастика; игровая гимнастика после дневного сна; физкультминутки. Проводятся занятия “Знакомство с осанкой, “Ознакомление с различными отклонениями в осанке”. На этих занятиях дети учатся правильно ходить, стоять, проверять свою осанку.), плоскостопия (ребристая доска; “пуговичная” дорожка; различные виды ходьбы: “Лисички”, “Мишки”, “Обезьянки” и другие). Особенно полезна при профилактике плоскостопия ходьба на носках и наружных краях стопы.

Для снятия стрессов у детей нами используются элементы самомассажа (массаж стоп; точечный массаж; релаксационные упражнения; пальчиковые упражнения). Самомассаж проводится в игровой форме.: “поиграем с носиком”, “поиграем с ручками”, “поиграем с ушками”, и так далее. Под действием точечного массажа организм сам начинает вырабатывать “лекарства”, которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и тонизирует весь организм. Массаж следует проводить в положении лежа или сидя; направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов. Лимфатические узлы массировать нельзя.

В своей работе применяем и элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. По данной технологии в работе используем: режим смены динамических поз, режим непроизвольного зрительно – моторного скольжения по траекториям (луч лазерной указки), подвижные “сенсорные модули”.

Важным условием является проведение всех мероприятий с музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение создает положительный настрой у детей, стимулирует их, держит детский организм в тонусе, оказывает дисциплинирующее воздействие.

Для повышения уровня двигательной активности детей в группах созданы физкультурный уголок, где дети занимаются как самостоятельно, так и совместно со взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подобрано спортивное оборудование; атрибуты для подвижных и спортивных игр; спортивный комплекс имеется нестандартное оборудование. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому он никогда не бывает лишним.

В группах проводятся мероприятия в целях профилактики простудных заболеваний: ежедневное кварцевание, применение фитонцидов – лука и чеснока, регулярная витаминизация (чай с лимоном, изюмовый напиток, соки, фрукты).

Нами была создана картотека для развития основных видов движений, физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики.

Эти формы оздоровительно – развивающей работы складываются в обширную программу действий по оздоровлению детей во время пребывания их в образовательном учреждении.

До начала оздоровительных мероприятий проводится комплекс тестов, включающий определение исходных показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья. Проанализировав жизненную среду, в которой находится ребенок в нашем учреждении и его состояние здоровья и ощутимые трудности, нами был разработан дальнейший план действий в работе с детьми по сохранению здоровья, который выглядит следующим образом.

Прежде всего, было проведено обследование детей по следующим направлениям:

Анализ медицинских карт детей на выявление группы здоровья каждого ребенка группы. Группа здоровья ставится педиатром детской поликлиники после осмотра каждого ребенка.

Оценка изучения физической подготовленности детей проводилась на основании нормативных данных НИИ гигиены и профилактики заболевания детей Госкомсанэпиднадзора РФ. В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость, скоростно-силовые качества, гибкость, скорость.

Тесты проводились индивидуально со всей группой.

Уровень развития двигательных качеств оценивался с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность.

После проведения тестов результаты выполнения заданий распределялись по уровням:

высокий уровень – с тестами справился;
средний уровень – допустил 1-2 ошибки;
низкий уровень – с тестами не справился.

Оценка продольного свода стопы. Форму стопы определяли путем отпечатка, полученного при помощи плантографа, предложенного А. В. Сидоровой.

Оценка над правильным рациональным дыханием.

Перед применением закаливающей процедуры совместно с медсестрой осуществлялся контроль за технологией процесса.

Комплексное изучение данных состояния здоровья и физической подготовленности детей, раннее распознание плоскостопия позволило определить основные направления воспитательно-образовательной работы с детьми, в основу которых легли общие принципы оздоровительной работы, с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая система оздоровительной работы не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В связи с этим система работы с родителями включает:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.

2. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

3. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.).

4. Широко используются: информация в родительских уголках; в папках-передвижках; консультации.

5. Совместные физкультурные досуги и праздники.

Беседуя с родителями о их ребенке, о результатах выполнения тех или иных заданий, прибегаем к примерам, описанным в литературе; не сравниваем конкретного ребенка с другими детьми группы, потому, что мера здоровья и развития ребенка строго индивидуальна: что хорошо и нормально для одного, не всегда целесообразно и полезно для другого.

Оценка эффективности использования здоровьесберегающих технологий показала, что данная работа с детьми, оказалась результативной. Были зафиксированы позитивные изменения: снижение заболеваемости, улучшение состояния здоровья, о чем свидетельствуют показатели распределения детей по группам здоровья. Возросла физическая подготовленность детей.

В заключении можно отметить, что специально организованная здоровьесберегающая среда и профессиональная забота взрослых сохраняет психическое и физическое здоровье детей.

Литература:
  1. Алиев М. Н. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. – Ашхабад, 1984.
  2. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
  3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ /Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., 1989.
  5. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. – М.,1993.
  6. Спирина В. П. Закаливание детей. – М., 1978.