Русский народный девичий головной убор

Разделы: Технология


Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, – все это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки.

Изучение головных уборов и причесок позволяет нам глубже проникнуть в далекий мир наших предков, изучить особенности российской моды прошлого. Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка “По Сеньке и шапка”. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить ее возраст – совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.

Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.

Все головные уборы и прически условно можно разделить на две части по времени их возникновения в России: до петровской поры и после.

На Руси говорили: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта” (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы.

С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.

Обруч.

Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки. Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом.

Накосник.

“Коса – девичья краса” являлась главной прической для незамужних девушек со времен наших предков славян.

Повязка.

Взрослея, в XVIII веке крестьянская девушка получала и носила так называемую "перевязку" или "повязку (это" широкая полоска ткани с украшенной налобной частью, называемой челкой, почелком и т.п.).

Венок.

Венок из живых искусственных цветов.

Венец.

Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вел свое происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Разновидность обруча.

Итак, проследив историческое развитие женского головного убора, можем прийти к выводу, что его содержательные формы развиваются в культурном пространстве народной жизни, отражая в себе все принципиально возможные ментальные характеристики “национального колорита”. У наших предков моды на одежду не было. Она носилась, что называется, до износу. Праздничная одежда передавалась из поколения в поколение как символ благополучия, ее носило не одно поколение, особенно свадебные наряды.

План конспект урока по технологии

Цель:

  1. Обучения:
    – изучить историю русского народного девичьего головного убора 19 века
  2. Развития:
    – способствовать развитию личностной культуре
    – развивать интерес к прикладному творчеству, основанного на народных традициях
    – развивать умение анализировать, делать выводы
    – применять имеющиеся знания на практике
  3. Воспитания:
    – воспитывать художественный вкус
    – воспитывать терпение
    – воспитывать аккуратность в работе
    – воспитывать уважение к далеким предкам

Наглядность:
– презентация по данной теме

Тип урока: комбинированный.

Общие методы:
Обучения: показательный;
Преподавания: инструктивный, побуждающий;
Учения: практический, частично-поисковый, исполнительский;
Воспитания: беседа.

План урока.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Приветствие, настрой на урок
2. Изучение нового материала Заслушивание рассказа учителя, выступления учащихся с докладами
3. Практическая часть урока Учащиеся разрабатывают эскиз
4. Подведение итогов Радость от полученного результата

1. Приветствие. Настрой на урок.

2. Изучение нового материала

2.1. Доклад учащихся по теме “По одежке встречают”.

Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, – все это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки.

Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка “По Сеньке и шапка”. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить ее возраст – совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.

2.2. Рассказ учителя по темеРусский народный девичий головной убор”.

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.

Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.

Все головные уборы и прически условно можно разделить на две части по времени их возникновения в России: до петровской поры и после.

На Руси говорили: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта” (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.

Кокошник.

Еще одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош – курица, наседка, петух). Отличительной особенностью кокошника являлся гребень – его передняя часть. Делался гребень на твердой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Изначально кокошник был праздничным головным убором замужней женщины. Он был затянут тканью. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых – кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI–XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с “рогатой”, запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более “безопасный” головной убор. Кокошник был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым.

Головные уборы.

Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и декоративную функции.

 

3. Практическая часть

Задание: Разработать эскиз русского девичьего головного убора.

Задачи :

  1. Разработать модель головного убора
  2. Определить цветовую гамму
  3. Декорировать головной убор

4. Подведение итогов.

а) Анализ работы учащихся;

б) Разобрать наиболее характерные недочеты в работах учащихся;

в) Отметить лучших;

д) Сообщение оценки работ каждому учащемуся.