Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, – все это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки.
Изучение головных уборов и причесок позволяет нам глубже проникнуть в далекий мир наших предков, изучить особенности российской моды прошлого. Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка “По Сеньке и шапка”. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить ее возраст – совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.
Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.
Все головные уборы и прически условно можно разделить на две части по времени их возникновения в России: до петровской поры и после.
На Руси говорили: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта” (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы.
С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.
Обруч.
Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки. Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом.
Накосник.
“Коса – девичья краса” являлась главной прической для незамужних девушек со времен наших предков славян.
Повязка.
Взрослея, в XVIII веке крестьянская девушка получала и носила так называемую "перевязку" или "повязку (это" широкая полоска ткани с украшенной налобной частью, называемой челкой, почелком и т.п.).
Венок.
Венок из живых искусственных цветов.
Венец.
Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вел свое происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Разновидность обруча.
Итак, проследив историческое развитие женского головного убора, можем прийти к выводу, что его содержательные формы развиваются в культурном пространстве народной жизни, отражая в себе все принципиально возможные ментальные характеристики “национального колорита”. У наших предков моды на одежду не было. Она носилась, что называется, до износу. Праздничная одежда передавалась из поколения в поколение как символ благополучия, ее носило не одно поколение, особенно свадебные наряды.
План конспект урока по технологии
Цель:
- Обучения:
– изучить историю русского народного девичьего головного убора 19 века - Развития:
– способствовать развитию личностной культуре
– развивать интерес к прикладному творчеству, основанного на народных традициях
– развивать умение анализировать, делать выводы
– применять имеющиеся знания на практике - Воспитания:
– воспитывать художественный вкус
– воспитывать терпение
– воспитывать аккуратность в работе
– воспитывать уважение к далеким предкам
Наглядность:
– презентация по данной теме
Тип урока: комбинированный.
Общие методы:
Обучения: показательный;
Преподавания: инструктивный, побуждающий;
Учения: практический, частично-поисковый, исполнительский;
Воспитания: беседа.
План урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие, настрой на урок |
2. Изучение нового материала | Заслушивание рассказа учителя, выступления учащихся с докладами |
3. Практическая часть урока | Учащиеся разрабатывают эскиз |
4. Подведение итогов | Радость от полученного результата |
1. Приветствие. Настрой на урок.
2. Изучение нового материала
2.1. Доклад учащихся по теме “По одежке встречают”.
Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, – все это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, семейном положении хозяина или хозяйки.
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка “По Сеньке и шапка”. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить ее возраст – совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.
2.2. Рассказ учителя по теме “Русский народный девичий головной убор”.
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.
Все головные уборы и прически условно можно разделить на две части по времени их возникновения в России: до петровской поры и после.
На Руси говорили: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта” (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.
Кокошник.
Еще одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош – курица, наседка, петух). Отличительной особенностью кокошника являлся гребень – его передняя часть. Делался гребень на твердой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Изначально кокошник был праздничным головным убором замужней женщины. Он был затянут тканью. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых – кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI–XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с “рогатой”, запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более “безопасный” головной убор. Кокошник был сначала только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым.
Головные уборы.
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и декоративную функции.
3. Практическая часть
Задание: Разработать эскиз русского девичьего головного убора.
Задачи :
- Разработать модель головного убора
- Определить цветовую гамму
- Декорировать головной убор
4. Подведение итогов.
а) Анализ работы учащихся;
б) Разобрать наиболее характерные недочеты в работах учащихся;
в) Отметить лучших;
д) Сообщение оценки работ каждому учащемуся.