Имя прилагательное в немецком языке: "работает" или "отдыхает"?
Многолетний опыт проверки олимпиадных работ обучающихся школ города показывает, что для большинства изучающих немецкий язык особую трудность представляет склонение имен прилагательных. Объяснение данной темы с помощью традиционных многочисленных таблиц слабого, сильного склонения и смешанных случаев представляется автору очень сложным для обучающихся 7 класса.
В своей практике автор использует обобщающую таблицу /Приложение 1/ и игровой прием объяснения, который и предлагается вниманию коллег.
Введение данного грамматического материала на уроке в 7 классе происходит следующим образом:
Шаг 1. Обучающиеся повторяют в классе правило склонения имен существительных, обращая внимание на то, что только определенный артикль всегда точно указывает род, число и падеж имени существительного, а неопределенный артикль - не всегда: присоединяется окончание определенного артикля во всех случаях, кроме падежа Nominativ (мужской и средний род, единственное число).
Шаг 2. Проверяется домашнее задание, данное на предыдущем уроке: подчеркнуть в любом из ранее прочитанных текстов имена прилагательные, стоящие перед именами существительными, и выделить их окончания. Обучающиеся называют выделенные окончания прилагательных и записывают их на доске: -e,-en, -es, -em,-er .
Шаг 3. С помощью учителя делается вывод о том, что окончания имен прилагательных совпадают по форме с окончаниями артикля.
Шаг 4. Учитель поясняет: прежде чем сделать вывод о том, какое окончание получит прилагательное в конкретном случае, представим себе ситуацию:
Два садовника должны ежедневно рыть яму в саду для посадки дерева. В первый день первый работник пришел пораньше и с удовольствием выполнил всю работу. Что будет делать второй садовник? Отдыхать!
Во второй день первый работник опять пришел пораньше, начал работать, устал и присел отдохнуть. Что сделает второй работник? - Проверит глубину и доделает начатое!
На третий день первый работник на работу не пришел! Что делать второму? Работать за двоих!
Шаг 5. Учитель приглашает двух ребят к доске: Представим, что первый работник - Артикль, а второй - Имя прилагательное. (Ребята берут в руки таблички). Работа у них очень важная - указать точно род, число и падеж имени существительного.
В первый день Артикль (определенный) пришел пораньше и с удовольствием выполнил всю работу. Что будет делать Имя прилагательное? Отдыхать!
Во второй день Артикль (неопределенный) опять пришел пораньше, начал работать, устал и присел отдохнуть. Что сделает Имя прилагательное? - Проверит сделанное и при необходимости доделает начатое!
На третий день Артикль на работу не пришел! Что делать Имени прилагательному? Работать!
Вывод: окончание имени прилагательного зависит от того, что оно должно делать в каждом конкретном случае - работать или отдыхать. Если стоящее перед прилагательным сопровождающее существительное слово (артикль, местоимение и т.п.) выполнило работу (т.е. присоединило окончание определенного артикля), прилагательное отдыхает. Не выполнило - работает.
Шаг 6. Обучающимся предлагается упрощенный вариант обобщающей таблицы /Приложение 2/. Вновь возвращаясь к домашнему заданию, обучающиеся объясняют с опорой на таблицу окончание имени прилагательного в каждом конкретном случае.
Практика показывает, что такое неформальное объяснение более доступно обучающимся, а работа в таком алгоритме (работает или отдыхает имя прилагательное?), позволяет им очень уверенно справляться с употреблением словосочетаний существительного с прилагательным. В 9 классе ребята работают уже с полным вариантом таблицы, объясняя более сложные случаи.
Многолетний опыт проверки олимпиадных работ обучающихся школ города показывает, что для большинства изучающих немецкий язык особую трудность представляет склонение имен прилагательных. Объяснение данной темы с помощью традиционных многочисленных таблиц слабого, сильного склонения и смешанных случаев представляется автору очень сложным для обучающихся 7 класса.
В своей практике автор использует обобщающую таблицу /Приложение 1/ и игровой прием объяснения, который и предлагается вниманию коллег.
Введение данного грамматического материала на уроке в 7 классе происходит следующим образом:
Шаг 1. Обучающиеся повторяют в классе правило склонения имен существительных, обращая внимание на то, что только определенный артикль всегда точно указывает род, число и падеж имени существительного, а неопределенный артикль - не всегда: присоединяется окончание определенного артикля во всех случаях, кроме падежа Nominativ (мужской и средний род, единственное число).
Шаг 2. Проверяется домашнее задание, данное на предыдущем уроке: подчеркнуть в любом из ранее прочитанных текстов имена прилагательные, стоящие перед именами существительными, и выделить их окончания. Обучающиеся называют выделенные окончания прилагательных и записывают их на доске: -e,-en, -es, -em,-er .
Шаг 3. С помощью учителя делается вывод о том, что окончания имен прилагательных совпадают по форме с окончаниями артикля.
Шаг 4. Учитель поясняет: прежде чем сделать вывод о том, какое окончание получит прилагательное в конкретном случае, представим себе ситуацию:
Два садовника должны ежедневно рыть яму в саду для посадки дерева. В первый день первый работник пришел пораньше и с удовольствием выполнил всю работу. Что будет делать второй садовник? Отдыхать!
Во второй день первый работник опять пришел пораньше, начал работать, устал и присел отдохнуть. Что сделает второй работник? - Проверит глубину и доделает начатое!
На третий день первый работник на работу не пришел! Что делать второму? Работать за двоих!
Шаг 5. Учитель приглашает двух ребят к доске: Представим, что первый работник - Артикль, а второй - Имя прилагательное. (Ребята берут в руки таблички). Работа у них очень важная - указать точно род, число и падеж имени существительного.
В первый день Артикль (определенный) пришел пораньше и с удовольствием выполнил всю работу. Что будет делать Имя прилагательное? Отдыхать!
Во второй день Артикль (неопределенный) опять пришел пораньше, начал работать, устал и присел отдохнуть. Что сделает Имя прилагательное? - Проверит сделанное и при необходимости доделает начатое!
На третий день Артикль на работу не пришел! Что делать Имени прилагательному? Работать!
Вывод: окончание имени прилагательного зависит от того, что оно должно делать в каждом конкретном случае - работать или отдыхать. Если стоящее перед прилагательным сопровождающее существительное слово (артикль, местоимение и т.п.) выполнило работу (т.е. присоединило окончание определенного артикля), прилагательное отдыхает. Не выполнило - работает.
Шаг 6. Обучающимся предлагается упрощенный вариант обобщающей таблицы /Приложение 2/. Вновь возвращаясь к домашнему заданию, обучающиеся объясняют с опорой на таблицу окончание имени прилагательного в каждом конкретном случае.
Практика показывает, что такое неформальное объяснение более доступно обучающимся, а работа в таком алгоритме (работает или отдыхает имя прилагательное?), позволяет им очень уверенно справляться с употреблением словосочетаний существительного с прилагательным. В 9 классе ребята работают уже с полным вариантом таблицы, объясняя более сложные случаи.
Многолетний опыт проверки олимпиадных работ обучающихся школ города показывает, что для большинства изучающих немецкий язык особую трудность представляет склонение имен прилагательных. Объяснение данной темы с помощью традиционных многочисленных таблиц слабого, сильного склонения и смешанных случаев представляется автору очень сложным для обучающихся 7 класса.
В своей практике автор использует обобщающую таблицу /Приложение 1/ и игровой прием объяснения, который и предлагается вниманию коллег.
Введение данного грамматического материала на уроке в 7 классе происходит следующим образом:
Шаг 1. Обучающиеся повторяют в классе правило склонения имен существительных, обращая внимание на то, что только определенный артикль всегда точно указывает род, число и падеж имени существительного, а неопределенный артикль - не всегда: присоединяется окончание определенного артикля во всех случаях, кроме падежа Nominativ (мужской и средний род, единственное число).
Шаг 2. Проверяется домашнее задание, данное на предыдущем уроке: подчеркнуть в любом из ранее прочитанных текстов имена прилагательные, стоящие перед именами существительными, и выделить их окончания. Обучающиеся называют выделенные окончания прилагательных и записывают их на доске: -e,-en, -es, -em,-er .
Шаг 3. С помощью учителя делается вывод о том, что окончания имен прилагательных совпадают по форме с окончаниями артикля.
Шаг 4. Учитель поясняет: прежде чем сделать вывод о том, какое окончание получит прилагательное в конкретном случае, представим себе ситуацию:
Два садовника должны ежедневно рыть яму в саду для посадки дерева. В первый день первый работник пришел пораньше и с удовольствием выполнил всю работу. Что будет делать второй садовник? Отдыхать!
Во второй день первый работник опять пришел пораньше, начал работать, устал и присел отдохнуть. Что сделает второй работник? - Проверит глубину и доделает начатое!
На третий день первый работник на работу не пришел! Что делать второму? Работать за двоих!
Шаг 5. Учитель приглашает двух ребят к доске: Представим, что первый работник - Артикль, а второй - Имя прилагательное. (Ребята берут в руки таблички). Работа у них очень важная - указать точно род, число и падеж имени существительного.
В первый день Артикль (определенный) пришел пораньше и с удовольствием выполнил всю работу. Что будет делать Имя прилагательное? Отдыхать!
Во второй день Артикль (неопределенный) опять пришел пораньше, начал работать, устал и присел отдохнуть. Что сделает Имя прилагательное? - Проверит сделанное и при необходимости доделает начатое!
На третий день Артикль на работу не пришел! Что делать Имени прилагательному? Работать!
Вывод: окончание имени прилагательного зависит от того, что оно должно делать в каждом конкретном случае - работать или отдыхать. Если стоящее перед прилагательным сопровождающее существительное слово (артикль, местоимение и т.п.) выполнило работу (т.е. присоединило окончание определенного артикля), прилагательное отдыхает. Не выполнило - работает.
Шаг 6. Обучающимся предлагается упрощенный вариант обобщающей таблицы /Приложение 2/. Вновь возвращаясь к домашнему заданию, обучающиеся объясняют с опорой на таблицу окончание имени прилагательного в каждом конкретном случае.
Практика показывает, что такое неформальное объяснение более доступно обучающимся, а работа в таком алгоритме (работает или отдыхает имя прилагательное?), позволяет им очень уверенно справляться с употреблением словосочетаний существительного с прилагательным. В 9 классе ребята работают уже с полным вариантом таблицы, объясняя более сложные случаи.