Многолетний опыт проверки олимпиадных работ обучающихся школ города показывает, что для большинства изучающих немецкий язык особую трудность представляет склонение имен прилагательных. Объяснение данной темы с помощью традиционных многочисленных таблиц слабого, сильного склонения и смешанных случаев представляется автору очень сложным для обучающихся 7 класса.
В своей практике автор использует обобщающую таблицу /Приложение 1/ и игровой прием объяснения, который и предлагается вниманию коллег.
Введение данного грамматического материала на уроке в 7 классе происходит следующим образом:
Шаг 1. Обучающиеся повторяют в классе правило склонения имен существительных, обращая внимание на то, что только определенный артикль всегда точно указывает род, число и падеж имени существительного, а неопределенный артикль - не всегда: присоединяется окончание определенного артикля во всех случаях, кроме падежа Nominativ (мужской и средний род, единственное число).
Шаг 2. Проверяется домашнее задание, данное на предыдущем уроке: подчеркнуть в любом из ранее прочитанных текстов имена прилагательные, стоящие перед именами существительными, и выделить их окончания. Обучающиеся называют выделенные окончания прилагательных и записывают их на доске: -e,-en, -es, -em,-er .
Шаг 3. С помощью учителя делается вывод о том, что окончания имен прилагательных совпадают по форме с окончаниями артикля.
Шаг 4. Учитель поясняет: прежде чем сделать вывод о том, какое окончание получит прилагательное в конкретном случае, представим себе ситуацию:
Два садовника должны ежедневно рыть яму в саду для посадки дерева. В первый день первый работник пришел пораньше и с удовольствием выполнил всю работу. Что будет делать второй садовник? Отдыхать!
Во второй день первый работник опять пришел пораньше, начал работать, устал и присел отдохнуть. Что сделает второй работник? - Проверит глубину и доделает начатое!
На третий день первый работник на работу не пришел! Что делать второму? Работать за двоих!
Шаг 5. Учитель приглашает двух ребят к доске: Представим, что первый работник - Артикль, а второй - Имя прилагательное. (Ребята берут в руки таблички). Работа у них очень важная - указать точно род, число и падеж имени существительного.
В первый день Артикль (определенный) пришел пораньше и с удовольствием выполнил всю работу. Что будет делать Имя прилагательное? Отдыхать!
Во второй день Артикль (неопределенный) опять пришел пораньше, начал работать, устал и присел отдохнуть. Что сделает Имя прилагательное? - Проверит сделанное и при необходимости доделает начатое!
На третий день Артикль на работу не пришел! Что делать Имени прилагательному? Работать!
Вывод: окончание имени прилагательного зависит от того, что оно должно делать в каждом конкретном случае - работать или отдыхать. Если стоящее перед прилагательным сопровождающее существительное слово (артикль, местоимение и т.п.) выполнило работу (т.е. присоединило окончание определенного артикля), прилагательное отдыхает. Не выполнило - работает.
Шаг 6. Обучающимся предлагается упрощенный вариант обобщающей таблицы /Приложение 2/. Вновь возвращаясь к домашнему заданию, обучающиеся объясняют с опорой на таблицу окончание имени прилагательного в каждом конкретном случае.
Практика показывает, что такое неформальное объяснение более доступно обучающимся, а работа в таком алгоритме (работает или отдыхает имя прилагательное?), позволяет им очень уверенно справляться с употреблением словосочетаний существительного с прилагательным. В 9 классе ребята работают уже с полным вариантом таблицы, объясняя более сложные случаи.