Мероприятие проводилось в рамках Года российской космонавтики и 50-летия полета Юрия Гагарина
Цель: расширить знания воспитанников о космосе.
Задачи:
- систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос; становление космонавтики и людях внесших вклад ее освоение;
- способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей;
- вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Методы, применяемые на занятии:
- наглядный (презентация)
- словесный
- практический
Формы работы:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Оборудование:
- Мультимедийная установка.
Материалы: две пятилитровая бутылка, пять полуторалитровые бутылки, двусторонний скотч, обыкновенный скотч, фольга, самоклеющаяся бумага, зонт, цветная бумага, краски, кисти, нитки.
Ведущий 1
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Ведущий 2
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!
Ведущий 1
Вселенная огромна. Можно изучать развитие отдельных звезд, звездных систем, Галактик. Но куда более интересен вопрос развития Вселенной в целом.Многие из тех, кто занимался астрономией пытались получить ответы на такие вопросы как: как возникла Вселенная, как выглядела молодая Вселенная, каковы размеры Вселенной и т.п. Большинство из этих вопросов так и остались без ответа. Однако, на сегодняшний день уже имеются весьма правдоподобные теории позволяющие приоткрыть завесу таинственного и получить хотя бы самые общие представления о прошлом, настоящем и будущем нашей Вселенной.
Ведущий 2
Несмотря на то, что среди некоторых ученных существует точка зрения, что Вселенная никогда не возникала, а существовала вечно и будет существовать вечно, изменяясь лишь в своих формах и проявлениях, большинство астрономов утверждают, что смогли с относительной точностью установить "возраст" Вселенной, который по последним данным составляет 13 миллиардов лет. Предположительно протяженность Вселенной составляет не менее 93 миллиардов световых лет, при наблюдаемой части всего в 13,3 млрд световых лет. То, что мы можем увидеть называют "известной" или "наблюдаемой" Вселенной. Значительные части Вселенной увидеть невозможно, что находиться там можно только предполагать.
Ведущий 1
Первые наблюдения о мире звезд делали простые люди - пастухи, звездочеты. Они первыми давали имена звездам и созвездиям. В последствии изучением звезд занялись ученные: Эростофен, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Коперник.
Ведущий 2
Галилео Галилей первым построил телескоп с 32 кратным увеличением. Джордано Бруно первым выдвинул гипотезу о том, что Земля вращается вокруг своей оси. В последствии был сожжен на костре.
Ведущий 1
Ребята, вы знаете, что 2011 год объявлен Годом космоса. В группах-семьях было проведено много различных мероприятий, вы получили достаточно знаний о космосе, о звездах, о первооткрывателях, космических аппаратах и т.д.
Ведущий 2
Сегодня на нашей тематической викторине, мы вам предлагаем показать свои знания и проявить свое творчество, фантазию. За каждый верный ответ вам будет вручена звездочка. По итогам викторины будет определен победитель.
Воспитанник
Космонавт. Такого слова не было
Среди многих, многих тысяч слов
Привезли его на Землю с неба
Летчики: Гагарин и Титов
Ведущий 1
Первый конкурс "Первооткрыватели".
Вопрос №1
Выдающийся русский ученый, впервые в истории человечества разработавший теорию проникновения в космическое пространство
(Циолковский)
Вопрос № 2
Под руководством какого русского ученного созданы космические корабли "Восток ", "Восход ", на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос
(Королев)
Вопрос № 3
Назовите советского космонавта, первую в мире женщину - космонавта, Героя Советского Союза
(Терешкова)
Вопрос № 4
Назовите космонавта, который 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества совершил полет в космос на космическом корабле "Восток"
(Гагарин)
Воспитанник
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Конкурс № 2 "Семья Солнца"
Вопрос №1
Назовите самую близкую к Солнцу планету, самую маленькую из планет земной группы
(Меркурий)
Вопрос № 2
Назовите вторую от солнца планету
(Венера)
Вопрос № 3
71 % поверхности планеты покрыто морской водой, остальная часть поверхности занята континентами и островами. Назовите эту планету
(Земля)
Вопрос № 4
Назовите планету, размер которой почти вдвое меньше Земли. Можно сказать, что это одна из самых сладких, вкусных планет.
(Марс)
Конкурс №3 "Космос - взгляд из нашего дома"
Каждой группе-семье сейчас будет дано задание, его необходимо выполнить за 10 минут.
Итак,
1 группа-семья. Вам необходимо изготовить и нас познакомить с летающими тарелками.
3 группа-семья. С помощью зонта изготовить макет Солнечной системы
4 группа-семья. С помощью подручного материала вам необходимо подготовить шлемы для космонавтов.
6 группа-семья. С помощью подручного материала вам необходимо подготовить орбитальную станцию
7 группа-семья С помощью конуса изобразить макет Солнечной системы
Эти замечательные поделки займут достойное место. В детском доме будет оформлена выставка (рисунок 1)
Воспитанник
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут,
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут
Конкурс № 4 "На межпланетных трассах"
Вопрос №1
Назовите советскую межпланетную станцию для изучения Луны и космического пространства
(Луна 1)
Вопрос №2
Назовите космический аппарат, предназначенный для изучения Марса
(Маринер - 4)
Вопрос №3
Какой космический аппарат впервые в мире достиг и совершил посадку на планете Венера?
(Венера - 7)
Вопрос № 4
Назовите автоматическую межпланетную станцию, названую в честь итальяно-французского астронома Джованни Кассини
(Кассини)
Конкурс № 6 "Звездный бой". Конкурс загадок
Вопрос №1
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
Вопрос № 2
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка
Собаки лают, достать не могут (Месяц)
Вопрос №3
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знаю все, и млад, и стар,
Что наш дом - большущий шар. (Планета Земля)
Вопрос №4
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Хвост его - полоска света
А зовут его... (Комета)
Ведущий 1
Подводит итог. Подсчитываются звездочки, награждаются победители.
Ведущий 2
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Список литературы
- Адаменко Н. "Человек. Вселенная. Космос": (игровая программа для учащихся V-VI классов) / Н. Адаменко // Воспитание школьников. - 2007. - N 3.
- Амусина Л. Е. Дорога во Вселенную: турнир эрудитов старших классов / Л. Е. Амусина // Последний звонок. - 2002. - N 1.
- Баринова Н. Т. "Он сказал: "Поехали!" [Электронный ресурс]: сценарий проведения праздника "День Космонавтики" / Баринова Наталья Трофимовна // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок": https://urok.1sept.ru/articles/560340/.
- Емельянова Л. П. Первопроходцы: викторина / Л. П. Емельянова // Читаем, учимся, играем. - 2009. - N 1.
- Жаринова Л. В. На небо за звездой / Л. В. Жаринова // Досуг в школе. - 2005. - N 2.
- Задорожняя О. Е. Игра-путешествие ко Дню космонавтики: для детей 2-3 кл./ О. Е. Задорожняя // Досуг в школе. - 2005. -N 2.
- Космонавтика: игра "Поле чудес" // Начальная школа. - 2007. - N 5.
- Леонова Я. Посвящается Дню космонавтики: (праздник школьников начальных классов) / Я. Леонова // Воспитание школьников. - 2006. - N 3.