Задачи урока:
- Образовательные: повторить и закрепить знания учащихся об особенностях строения рыб, их размножения и развития, характерных признаках класса, значении рыб; обеспечить усвоение учащимися знаний о строении земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой, об их многообразии; умение распознать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках.
- Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, познавательную активность детей; закреплять умение работать с учебником; выделять главное в изученном материале, в целях развития самостоятельности.
- Воспитательные: продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умения принимать решение сообща, выслушивать и оценивать мнение других.
Оборудование:
- Таблицы “Выход на сушу”, “Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка”, сравнительная характеристика сред обитания.
- Фотографии, рисунки с изображением земноводных.
Раздаточный материал: влажные препараты, скелет лягушки, видеофильм “Земноводные ”.
Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала.
Рыбы – исключительно водные животные, с обтекаемой формой тела.
Головной мозг состоит из пяти отделов. Дыхание – жаберное. Сердце - двухкамерное. Конечности имеют форму плавников. Обмен веществ рыб зависит от температуры окружающей среды.
(Выполнение теста )
III. Изучение новой темы
В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен. (Просмотр видеофильма) Лягушка и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд
хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга. (По ходу рассказа учитель чертит на доске схему классификации земноводных)
Класс | |||
Отряд | Бесхвостые | Хвостатые | Безногие |
Представители | Лягушки Жабы Жерлянки |
Тритоны Саламандры |
Червяга |
Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сущу им проложили, как нам известно, рыбы, сходные с кистеперыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.
Вопрос: Какие задачи должны решить позвоночные при выходе на сушу? Используя сравнительную характеристику водной и наземной среды обитания высказываем свои предположения.
Вывод: Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие проблемы:
- Дыхание кислородом воздуха.
- Проблема высыхания.
- Изменение характера передвижения.
- Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.
- Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
- Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
- Перенесение неблагоприятных факторов среды.
При усвоении новой среды обитания земноводным пришлось сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.
Вопрос: Почему земноводные могут жить на суше?
Используя параграф, рисунки , заполните соответствующую колонку таблицы “Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни”. После самостоятельной работы проводится беседа. В процессе беседы дополняется таблица.
К наземной среде | К водной среде |
- орган дыхания легкие, воздух поступает
через ноздри; - тонкая, голая кожа снабжена железами, вырабатываемые слизь; - свободные конечности для передвижения; - веки: защита глаз от засорения, увлажнение поверхности глаз; - барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха |
- наличие плавательной перепонки между
пальцами как приспособление к передвижению в
воде; - кожное дыхание; - размножение только в воде. |
Вывод: Лягушка- животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.
Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных.
Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и в их мускулатуре.
Вопрос: Каковы особенности скелета земноводных в связи с выходом на сушу?
Самостоятельная работа: используется скелет, инструктивная карточка “Скелет лягушки”, заполняется таблица “Особенности строения и значение скелета лягушки”.
Отделы скелета | Названия костей, особенности строения | Значение |
Череп | ||
Позвоночник | ||
Плечевой пояс | ||
Скелет передней конечности | ||
Пояс задних конечностей | ||
Скелет задней конечности |
Вывод: В связи с жизнью на суше, благодаря передвижению с помощью прыжков, скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними костями конечностей.
IV. Закрепление
Проблемные задачи:
- Почему лягушка погибает, если её лишить возможности дышать через кожу?
- Какие особенности окраски делают лягушек менее заметными в воде, на суше? Всегда ли окраска защищает лягушек от врагов?
- Некоторые лягушки в средней полосе проводят зиму на дне водоема? Каким образом они дышат?
V. Анализ проведенной на уроке работы и подведение итогов деятельности
V1. Домашние задание
- Работа с рисунками и вопросами 2, 3 после параграфа;
- Индивидуальное задание: сообщение “По страницам Красной книги.
- Редкие и исчезающие виды земноводных”.