Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета земноводных

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • Образовательные: повторить и закрепить знания учащихся об особенностях строения рыб, их размножения и развития, характерных признаках класса, значении рыб; обеспечить усвоение учащимися знаний о строении земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой, об их многообразии; умение распознать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках.
  • Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, познавательную активность детей; закреплять умение работать с учебником; выделять главное в изученном материале, в целях развития самостоятельности.
  • Воспитательные: продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умения принимать решение сообща, выслушивать и оценивать мнение других.

Оборудование:

  • Таблицы “Выход на сушу”, “Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка”, сравнительная характеристика сред обитания.
  • Фотографии, рисунки с изображением земноводных.

Раздаточный материал: влажные препараты, скелет лягушки, видеофильм “Земноводные ”.

Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала.

Рыбы – исключительно водные животные, с обтекаемой формой тела.

Головной мозг состоит из пяти отделов. Дыхание – жаберное. Сердце - двухкамерное. Конечности имеют форму плавников. Обмен веществ рыб зависит от температуры окружающей среды.

(Выполнение теста )

III. Изучение новой темы

В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен. (Просмотр видеофильма) Лягушка и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд

хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга. (По ходу рассказа учитель чертит на доске схему классификации земноводных)

Класс      
Отряд Бесхвостые Хвостатые Безногие
Представители Лягушки

Жабы

Жерлянки

Тритоны

Саламандры

Червяга

Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сущу им проложили, как нам известно, рыбы, сходные с кистеперыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.

Вопрос: Какие задачи должны решить позвоночные при выходе на сушу? Используя сравнительную характеристику водной и наземной среды обитания высказываем свои предположения.

Вывод: Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие проблемы:

  1. Дыхание кислородом воздуха.
  2. Проблема высыхания.
  3. Изменение характера передвижения.
  4. Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.
  5. Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
  6. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
  7. Перенесение неблагоприятных факторов среды.

При усвоении новой среды обитания земноводным пришлось сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.

Вопрос: Почему земноводные могут жить на суше?

Используя параграф, рисунки , заполните соответствующую колонку таблицы “Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни”. После самостоятельной работы проводится беседа. В процессе беседы дополняется таблица.

К наземной среде К водной среде
- орган дыхания легкие, воздух поступает через ноздри;

- тонкая, голая кожа снабжена железами, вырабатываемые слизь;

- свободные конечности для передвижения;

- веки: защита глаз от засорения, увлажнение поверхности глаз;

- барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха

- наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде;

- кожное дыхание;

- размножение только в воде.

Вывод: Лягушка- животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.

Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных.

Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и в их мускулатуре.

Вопрос: Каковы особенности скелета земноводных в связи с выходом на сушу?

Самостоятельная работа: используется скелет, инструктивная карточка “Скелет лягушки”, заполняется таблица “Особенности строения и значение скелета лягушки”.

Отделы скелета Названия костей, особенности строения Значение
Череп    
Позвоночник    
Плечевой пояс    
Скелет передней конечности    
Пояс задних конечностей    
Скелет задней конечности    

Вывод: В связи с жизнью на суше, благодаря передвижению с помощью прыжков, скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними костями конечностей.

IV. Закрепление

Проблемные задачи:

  1. Почему лягушка погибает, если её лишить возможности дышать через кожу?
  2. Какие особенности окраски делают лягушек менее заметными в воде, на суше? Всегда ли окраска защищает лягушек от врагов?
  3. Некоторые лягушки в средней полосе проводят зиму на дне водоема? Каким образом они дышат?

V. Анализ проведенной на уроке работы и подведение итогов деятельности

V1. Домашние задание

  • Работа с рисунками и вопросами 2, 3 после параграфа;
  • Индивидуальное задание: сообщение “По страницам Красной книги.
  • Редкие и исчезающие виды земноводных”.