Урок физики на тему "Электромагниты. Применение электромагнитов"

Разделы: Физика


Продолжительность урока: 45 минут.

Цель урока: изучение понятий "соленоид", "электромагнит"; знание строения электромагнита и факторов, влияющих на его силу; примеров применения электромагнитов.

Задачи урока:

Образовательная:

  • знать понятия "соленоид" и "электромагнит";
  • уметь определять направление силовых линий магнитного поля по второму правилу правой руки;
  • понимать причины изменения силы магнитного поля электромагнита;
  • применять полученные знания для объяснения принципа работы технических устройств.

Развивающая:

  • развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
  • совершенствовать умение высказывать и обосновывать суждения;
  • совершенствовать умение регламентировать учебную деятельность.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию коммуникабельности, доброжелательности, толерантности.

Методы (методические приемы):

  • беседа;
  • работа в парах и группах;
  • словесное объяснение;
  • демонстрация слайдов и технических пособий;
  • проблемный метод овладения учебным материалом;
  • частично-поисковая экспериментальная работа;
  • самостоятельная работа с учебником;

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование урока:

  • техническое обеспечение:
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • персональный компьютер 1;
  • сканер;
  • принтер;
  • демонстрационное и лабораторное оборудование.

программное обеспечение:

  • Microsoft PowerPoint;
  • Microsoft Word;
  • Программа обработки графических изображений;
  • СД "Открытая физика 1.1" под редакцией С. М. Козела, "Физикон", 1996-2002.

Литература.

  1. С. В. Громов, Н. А. Родина, "Физика - 9", М., "Специальная литература", "Просвещение", 2003 год.
  2. А. Е. Марон, Е. А. Марон, "Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике", М., "Просвещение", 2003 год.

 Ход урока

Этап урока Содержание каждого этапа урока Используемые материалы и ИКТ Задачи, решаемые на конкретном этапе урока
№1

Организационный момент

(2 мин.)

Учитель:

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Напомните мне, пожалуйста, какую тему мы начали изучать на прошедших двух уроках?

Ученик:

- Постоянные магниты. Магнитное поле тока.

Учитель:

- Сегодня на уроке, продолжая изучение материала, мы с вами попробуем:

выяснить, от чего зависит величина магнитного поля тока и проверить это экспериментально;

подумать и объяснить принцип действия приборов, где используется магнитное действие тока.

Итак, сегодня мы - инженеры, которые пытаются найти достойное применение магнитному действию тока. Тема нашего урока "Электромагниты. Применение электромагнитов". (слайд 1) Откройте тетради. Запишите число, классная работа. тема урока.

Презентация.

Слайд 1 Учащиеся четко понимают, чем будут заниматься на уроке. Присвоение роли инженеров создает значимость каждого ребенка на уроке. Использование ИКТ позволяет наглядно представить тему урока.
№2

Повторение изученного материала. Актуализация знаний

(5 минут)

Учитель:

- Давайте повторим.

Что является источником магнитного поля? (слайд 2)

Как располагается магнитное поле прямого проводника с током? (слайд 3)

Что называют силовыми линиями магнитного поля?

Существуют ли они реально?

По какому правилу определить направление силовых линий магнитного поля прямого проводника с током? (слайд 4)

Определите направление силовой линии в точке А. (слайд 5)

Определите направление прямого тока по направлению силовых линий магнитного поля. (слайд 6)

Слайды с 2 по 6 Быстрое повторение материала позволяет учащимся включиться в урок, систематизировать знания. Использование ИКТ помогает наглядно, красочно изобразить магнитное поле прямого и кругового токов, постоянного магнита, магнитное поле Земли. Сравнить их. Проверить правило правой руки.
№3

Объяснение нового материала

(5 минут)

Учитель:

- Молодцы. Приступим к изучению нового материала.

Катушка, по которой течет ток, называется СОЛЕНОИД. (слайд 7).

Магнитное поле, которое образует ток в соленоиде, как бы обволакивает витки. Силовые линии магнитного поля замкнуты. Наибольшая плотность поля сосредоточена внутри соленоида. Посмотрите, здесь линии гуще. Снаружи соленоида поле гораздо слабее (линии реже) и убывает с расстоянием.

Направление магнитного поля соленоида определяют по второму правилу правой руки.(слайд 8)

Посмотрите на рисунок. Попробуйте сформулировать правило, по которому можно было бы определить направление силовых линий магнитного поля.

Ученики:

- Правую руку сжать, четыре пальца направить по току, большой палец отставить. Он укажет направление силовых линий магнитного поля.

Учитель:

- Проверьте, верность формулирования сути правила.

Ученики:

- Верно.

Учитель:

- Давайте попробуем применить это правило. (слайд 9, 10)

Ученики определяют.

Учитель:

- Молодцы.

Соленоид с металлическим сердечником внутри называется ЭЛЕКТРОМАГНИТ. (слайд 11)

Слайды с 7 по 12 Использование ИКТ позволяет быстро запомнить что такое соленоид и электромагнит. Наглядно представить в сравнении магнитные поля соленоида и постоянного магнита. Самостоятельно сформулировать правило правой руки. Быстро, четко, наглядно провести первичное закрепление знаний. Посмотреть электромагнит в действии благодаря видеофрагменту.
№ 4

Формулирование проблемы

(4 мин.)

Учитель:

- Обратите внимание на демонстрационный стол. (На столе три электрические цепи, в которых последовательно соединены источник тока, реостат, ключ, электромагнит. С помощью ширмы цепи скрыты от учащихся, видны только электромагниты и иголочки возле них. Учитель показывает, что три электромагнита не одинаково притягивают иголочки.)

Что общего вы наблюдаете?

Ученик:

- Мы видим одинаковые электромагниты.

Учитель:

- Чем они отличаются?

Ученик:

- Они притягивают разное количество иголочек.

Учитель:

- Значит, что мы должны выяснить на уроке?

Ученик:

- От чего зависит сила электромагнита?

Демонстрационный экспери

мент

Демонстрационный эксперимент убеждает в реальности увиденного факта.

Проблемная ситуация с затруднением - противоречие между двумя экспериментальными фактами, заставляет учащихся думать, искать возможные объяснения.

№ 5

Поиск решения проблемы

(8 мин.)

Учитель:

- Как вы думаете, какие факторы влияют на величину магнитного поля электромагнита?

Ученики:

от силы тока;

от числа витков;

от наличия сердечника.

Учитель:

- Итак, вы предложили 3 фактора, от которых может зависеть сила магнитного поля электромагнита. (запись на доске). А как можно проверить зависимость силы магнитного поля от этих факторов?

Учащиеся:

- От силы тока: с помощью реостата изменять силу тока в цепи и посмотреть, как будут притягиваться железные предметы.

- От наличия сердечника: проверить, сколько электромагнит сможет поднять железных предметов, когда в нем есть сердечник, и когда в нем нет сердечника.

- От числа витков: взять две катушки с разным числом витков и определить, какая будет сильнее притягивать железные предметы.

Учитель:

- Предлагаю вам поработать в парах и экспериментально проверить высказанные гипотезы. Обращаю ваше внимание на осторожность при работе с электрооборудованием.

(учащиеся работают попарно, им розданы карточки с заданием и оборудованием, скрытое задание (карточки) - по необходимости)

Слайд 13

Дидактические карточки

Подводящий к решению проблемы диалог позволяет сформулировать факторы, влияющие на величину магнитного поля. Лабораторный эксперимент непосредственно убеждает учащихся в правильности высказанной гипотезы. Работа в парах учит взаимопомощи, терпимости друг к другу.
№ 6

Творческое воспроизведение

(4 мин.)

Отчет о проделанной работе.

Выступают трое учащихся по желанию. Они поясняют ход своего эксперимента и вывод, к которому пришли. (слайд 12)

Запись на доске и в тетрадь Устное изложение сути проведенного эксперимента и вывода, к которому пришли в результате этого, активизирует мыслительную деятельность учащихся, учит их сравнивать, обобщать и систематизировать, лаконично и четко излагать вывод.
№ 7

Итог урока. Творческое домашнее задание

(2 мин.)

Учитель:

- Итак, ребята, какова была тема нашего урока?

Ученик:

- Электромагнит. Применение электромагнитов.

Учитель:

- Что мы уже выяснили?

Ученик:

- Мы знаем, что электромагнит - это соленоид с сердечником, и что сила электромагнита зависит от силы тока в нем, числа витков и наличия сердечника.

Учитель:

- Что осталось выяснить?

Ученик:

- Где применяются электромагниты?

Учитель:

- Электромагниты широко используются в разных областях промышленности и в быту. На экране показываются некоторые его применения. (слайд 13, 14, 15, 16).

Учитель:

- Дома параграфы 23, 24 учебника. Ребята, которые заинтересовались темой, могут подготовить сообщение о применении электромагнита в виде текстового сообщения, рисунка, кроссворда, ребуса, компьютерной презентации. Запишите в дневники домашнее задание.

Слайды

14 - 17

Четкое и быстрое повторение изученного материала систематизирует его. Демонстрация слайдов дает возможность учащимся наглядно увидеть, где используются электромагниты и убедиться, что изучаемый материал важен и имеет техническое применение.

Творческое домашнее задание направлено на усиление самостоятельности, заинтересованности учащихся в изучении данного материала, а также на дифференцированный подход к школьникам.

№8

Применение знаний

(13 минут)

Учитель:

- В учебнике даны изображения нескольких электромагнитов в их техническом применении. В классе будут работать пять групп. (учащиеся заранее знают свои группы). Вам необходимо объяснить назначение, строение и принцип работы предложенного устройства. На работу вам выделяется пять минут, а затем от каждой группы выступает представитель. (дидактический материал)

Дидактические карточки Самостоятельная работа с учебником учит школьников разбираться в технических рисунках и чертежах.

Работа в группах учит ребят прислушиваться к чужому мнению, учитывать его, соглашаться или отстаивать свою точку зрения.

№9

Оценивание работ учащихся

(2 мин.)

Учитель:

- Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Наиболее активны были и показали хорошие знания, следующие учащиеся. Они получают оценку пять.

Хорошо подготовились дома, грамотно отвечали на предложенные вопросы, следующие учащиеся.

Применяли свои знания во время экспериментальной работы следующие учащиеся.

Умеют работать с книгой, техническим рисунком следующие учащиеся.

Спасибо за урок. Всем до свидания.

  Анализ работы учащихся на уроке создает у них благоприятные эмоции, понимание того, как нужно работать, способствует формированию самооценки.