Продолжительность урока: 45 минут.
Цель урока: изучение понятий "соленоид", "электромагнит"; знание строения электромагнита и факторов, влияющих на его силу; примеров применения электромагнитов.
Задачи урока:
Образовательная:
- знать понятия "соленоид" и "электромагнит";
- уметь определять направление силовых линий магнитного поля по второму правилу правой руки;
- понимать причины изменения силы магнитного поля электромагнита;
- применять полученные знания для объяснения принципа работы технических устройств.
Развивающая:
- развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
- совершенствовать умение высказывать и обосновывать суждения;
- совершенствовать умение регламентировать учебную деятельность.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию коммуникабельности, доброжелательности, толерантности.
Методы (методические приемы):
- беседа;
- работа в парах и группах;
- словесное объяснение;
- демонстрация слайдов и технических пособий;
- проблемный метод овладения учебным материалом;
- частично-поисковая экспериментальная работа;
- самостоятельная работа с учебником;
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование урока:
- техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- персональный компьютер 1;
- сканер;
- принтер;
- демонстрационное и лабораторное оборудование.
программное обеспечение:
- Microsoft PowerPoint;
- Microsoft Word;
- Программа обработки графических изображений;
- СД "Открытая физика 1.1" под редакцией С. М. Козела, "Физикон", 1996-2002.
Литература.
- С. В. Громов, Н. А. Родина, "Физика - 9", М., "Специальная литература", "Просвещение", 2003 год.
- А. Е. Марон, Е. А. Марон, "Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике", М., "Просвещение", 2003 год.
Ход урока
Этап урока | Содержание каждого этапа урока | Используемые материалы и ИКТ | Задачи, решаемые на конкретном этапе урока |
№1 Организационный момент (2 мин.) |
Учитель: - Здравствуйте, ребята, садитесь. Напомните мне, пожалуйста, какую тему мы начали изучать на прошедших двух уроках? Ученик: - Постоянные магниты. Магнитное поле тока. Учитель: - Сегодня на уроке, продолжая изучение материала, мы с вами попробуем: выяснить, от чего зависит величина магнитного поля тока и проверить это экспериментально; подумать и объяснить принцип действия приборов, где используется магнитное действие тока. Итак, сегодня мы - инженеры, которые пытаются найти достойное применение магнитному действию тока. Тема нашего урока "Электромагниты. Применение электромагнитов". (слайд 1) Откройте тетради. Запишите число, классная работа. тема урока. |
Слайд 1 | Учащиеся четко понимают, чем будут заниматься на уроке. Присвоение роли инженеров создает значимость каждого ребенка на уроке. Использование ИКТ позволяет наглядно представить тему урока. |
№2 Повторение изученного материала. Актуализация знаний (5 минут) |
Учитель: - Давайте повторим. Что является источником магнитного поля? (слайд 2) Как располагается магнитное поле прямого проводника с током? (слайд 3) Что называют силовыми линиями магнитного поля? Существуют ли они реально? По какому правилу определить направление силовых линий магнитного поля прямого проводника с током? (слайд 4) Определите направление силовой линии в точке А. (слайд 5) Определите направление прямого тока по направлению силовых линий магнитного поля. (слайд 6) |
Слайды с 2 по 6 | Быстрое повторение материала позволяет учащимся включиться в урок, систематизировать знания. Использование ИКТ помогает наглядно, красочно изобразить магнитное поле прямого и кругового токов, постоянного магнита, магнитное поле Земли. Сравнить их. Проверить правило правой руки. |
№3 Объяснение нового материала (5 минут) |
Учитель: - Молодцы. Приступим к изучению нового материала. Катушка, по которой течет ток, называется СОЛЕНОИД. (слайд 7). Магнитное поле, которое образует ток в соленоиде, как бы обволакивает витки. Силовые линии магнитного поля замкнуты. Наибольшая плотность поля сосредоточена внутри соленоида. Посмотрите, здесь линии гуще. Снаружи соленоида поле гораздо слабее (линии реже) и убывает с расстоянием. Направление магнитного поля соленоида определяют по второму правилу правой руки.(слайд 8) Посмотрите на рисунок. Попробуйте сформулировать правило, по которому можно было бы определить направление силовых линий магнитного поля. Ученики: - Правую руку сжать, четыре пальца направить по току, большой палец отставить. Он укажет направление силовых линий магнитного поля. Учитель: - Проверьте, верность формулирования сути правила. Ученики: - Верно. Учитель: - Давайте попробуем применить это правило. (слайд 9, 10) Ученики определяют. Учитель: - Молодцы. Соленоид с металлическим сердечником внутри называется ЭЛЕКТРОМАГНИТ. (слайд 11) |
Слайды с 7 по 12 | Использование ИКТ позволяет быстро запомнить что такое соленоид и электромагнит. Наглядно представить в сравнении магнитные поля соленоида и постоянного магнита. Самостоятельно сформулировать правило правой руки. Быстро, четко, наглядно провести первичное закрепление знаний. Посмотреть электромагнит в действии благодаря видеофрагменту. |
№ 4 Формулирование проблемы (4 мин.) |
Учитель: - Обратите внимание на демонстрационный стол. (На столе три электрические цепи, в которых последовательно соединены источник тока, реостат, ключ, электромагнит. С помощью ширмы цепи скрыты от учащихся, видны только электромагниты и иголочки возле них. Учитель показывает, что три электромагнита не одинаково притягивают иголочки.) Что общего вы наблюдаете? Ученик: - Мы видим одинаковые электромагниты. Учитель: - Чем они отличаются? Ученик: - Они притягивают разное количество иголочек. Учитель: - Значит, что мы должны выяснить на уроке? Ученик: - От чего зависит сила электромагнита? |
Демонстрационный экспери мент |
Демонстрационный эксперимент убеждает
в реальности увиденного факта. Проблемная ситуация с затруднением - противоречие между двумя экспериментальными фактами, заставляет учащихся думать, искать возможные объяснения. |
№ 5 Поиск решения проблемы (8 мин.) |
Учитель: - Как вы думаете, какие факторы влияют на величину магнитного поля электромагнита? Ученики: от силы тока; от числа витков; от наличия сердечника. Учитель: - Итак, вы предложили 3 фактора, от которых может зависеть сила магнитного поля электромагнита. (запись на доске). А как можно проверить зависимость силы магнитного поля от этих факторов? Учащиеся: - От силы тока: с помощью реостата изменять силу тока в цепи и посмотреть, как будут притягиваться железные предметы. - От наличия сердечника: проверить, сколько электромагнит сможет поднять железных предметов, когда в нем есть сердечник, и когда в нем нет сердечника. - От числа витков: взять две катушки с разным числом витков и определить, какая будет сильнее притягивать железные предметы. Учитель: - Предлагаю вам поработать в парах и экспериментально проверить высказанные гипотезы. Обращаю ваше внимание на осторожность при работе с электрооборудованием. (учащиеся работают попарно, им розданы карточки с заданием и оборудованием, скрытое задание (карточки) - по необходимости) |
Слайд 13 Дидактические карточки |
Подводящий к решению проблемы диалог позволяет сформулировать факторы, влияющие на величину магнитного поля. Лабораторный эксперимент непосредственно убеждает учащихся в правильности высказанной гипотезы. Работа в парах учит взаимопомощи, терпимости друг к другу. |
№ 6 Творческое воспроизведение (4 мин.) |
Отчет о проделанной работе. Выступают трое учащихся по желанию. Они поясняют ход своего эксперимента и вывод, к которому пришли. (слайд 12) |
Запись на доске и в тетрадь | Устное изложение сути проведенного эксперимента и вывода, к которому пришли в результате этого, активизирует мыслительную деятельность учащихся, учит их сравнивать, обобщать и систематизировать, лаконично и четко излагать вывод. |
№ 7 Итог урока. Творческое домашнее задание (2 мин.) |
Учитель: - Итак, ребята, какова была тема нашего урока? Ученик: - Электромагнит. Применение электромагнитов. Учитель: - Что мы уже выяснили? Ученик: - Мы знаем, что электромагнит - это соленоид с сердечником, и что сила электромагнита зависит от силы тока в нем, числа витков и наличия сердечника. Учитель: - Что осталось выяснить? Ученик: - Где применяются электромагниты? Учитель: - Электромагниты широко используются в разных областях промышленности и в быту. На экране показываются некоторые его применения. (слайд 13, 14, 15, 16). Учитель: - Дома параграфы 23, 24 учебника. Ребята, которые заинтересовались темой, могут подготовить сообщение о применении электромагнита в виде текстового сообщения, рисунка, кроссворда, ребуса, компьютерной презентации. Запишите в дневники домашнее задание. |
Слайды 14 - 17 |
Четкое и быстрое повторение изученного
материала систематизирует его. Демонстрация
слайдов дает возможность учащимся наглядно
увидеть, где используются электромагниты и
убедиться, что изучаемый материал важен и имеет
техническое применение. Творческое домашнее задание направлено на усиление самостоятельности, заинтересованности учащихся в изучении данного материала, а также на дифференцированный подход к школьникам. |
№8 Применение знаний (13 минут) |
Учитель: - В учебнике даны изображения нескольких электромагнитов в их техническом применении. В классе будут работать пять групп. (учащиеся заранее знают свои группы). Вам необходимо объяснить назначение, строение и принцип работы предложенного устройства. На работу вам выделяется пять минут, а затем от каждой группы выступает представитель. (дидактический материал) |
Дидактические карточки | Самостоятельная работа с учебником
учит школьников разбираться в технических
рисунках и чертежах. Работа в группах учит ребят прислушиваться к чужому мнению, учитывать его, соглашаться или отстаивать свою точку зрения. |
№9 Оценивание работ учащихся (2 мин.) |
Учитель: - Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Наиболее активны были и показали хорошие знания, следующие учащиеся. Они получают оценку пять. Хорошо подготовились дома, грамотно отвечали на предложенные вопросы, следующие учащиеся. Применяли свои знания во время экспериментальной работы следующие учащиеся. Умеют работать с книгой, техническим рисунком следующие учащиеся. Спасибо за урок. Всем до свидания. |
Анализ работы учащихся на уроке создает у них благоприятные эмоции, понимание того, как нужно работать, способствует формированию самооценки. |