Предмет: физика и математика (интегрированный урок).
Класс: 8.
Учебники:
- «Физика 8» Перышкин А.В.
- «Геометрия 7-9» Погорелов А.В.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучить закон отражения света, основываясь на понятии симметрии, рассмотреть его применение в природе и в быту человека.
Задачи:
- сформировать представление о взаимосвязи между симметрией и явлением отражения света;
- формировать исследовательские навыки через умение объяснять физические законы, основываясь на математические знания учащихся;
- формировать представления о естественнонаучной картине мира через межпредметные связи физики и математики;
- научить учащихся строить ход лучей от зеркала, изображение предмета в плоском зеркале геометрическим способом, основываясь на построении симметричных фигур.
Знания, умения, навыки: закрепление понятия симметрии, изучение закона отражения света, формирование умения построения хода отраженных лучей, формирование умения построения изображения в плоском зеркале, формирование умения экспериментально проверять решение теоретических задач, закрепление навыков использования геометрических инструментов.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Повторение понятия симметрии.
- Демонстрационный эксперимент.
- Изучение нового материала.
- Применение полученных знаний при решении задач.
- Кратковременная практическая работа.
- Итог урока, рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
Учитель |
Ученик |
Здравствуйте, ребята! Вы не раз слышали отрывок из стихотворения Елены Благининой. Мама спит, она устала, Ну и я играть не стала, Я волчок не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки Тихо в комнате пустой А по маминой подушке Луч крадется золотой. – Вы все в детстве, наверное, играли солнечными зайчиками. – А как получить солнечный зайчик на поверхности предмета? И почему мы можем управлять ими? (слайд 1) – На эти вопросы вы сможете найти ответы на нашем уроке. Для этого мы должны вспомнить понятие симметрии. (слайд 2) О симметрия! Гимн тебе пою! Тебя повсюду в мире узнаю, Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке, Ты в елочке, что у лесной дорожки. С тобою в дружбе и тюльпан, и роза, И снежный рай – творение мороза. |
|
– Что такое симметрия? (слайд 3) |
Преобразование фигуры F в фигуру F', при котором каждая точка X фигуры F переходит в симметричную ей точку X' фигуры F' |
– Какие виды симметрии вы знаете? (слайд 4-6) |
– Относительно точки (центральная симметрия); – Относительно прямой (осевая симметрия); – Относительно плоскости (зеркальная симметрия) |
– А что происходит с прямой, отрезком и лучом при этом преобразовании? | – При преобразовании симметрии прямая переходит в прямую, отрезок в отрезок, луч в луч. |
– Одним из проявлений симметрии в физике является отражение света. Это явление возникает, когда свет падает на отражающую поверхность (стекло, полированные поверхности, поверхность воды). (демонстрационный эксперимент) Итак, рассмотрим отражение света от плоского зеркала. – Луч света падает на поверхность зеркала и отражается от нее. (слайд 7) Восстановим перпендикуляр к поверхности зеркала в точку падения. Луч, идущий от источника к зеркалу – падающий луч, полученный при отражении от зеркала - отраженный. – Возьмем произвольную точку А на падающем луче. Построим точку А' симметричную точке А относительно l. АА' перпендикулярен прямой l. АO1=А'O1 по построению симметричной точки относительно прямой. Рассмотрим треугольники АОO1 и А'ОO1. |
Рисунок должен быть выполнен учащимися в тетради. |
– Что мы можем сказать об этих треугольниках? | Треугольники АОO1 и А'ОO1 прямоугольные. Они равны по двум катетам. У них ОO1 общий и АO1=А'O1 по построению симметричной точки. |
Сделаем вывод об этих треугольниках. Назовем угол между падающим лучом и перпендикуляром к поверхности зеркала – угол падения α, угол между отраженным лучом и перпендикуляром к поверхности зеркала – угол отражения γ. |
– Все элементы одного треугольника, соответственно равны элементам другого. |
– Что можно сказать об этих углах? | – Они равны. α=γ. |
– Сформулируем закон отражения света. (слайд 8) |
– Луч падающий, отраженный и перпендикуляр к поверхности в точке падения лежат в одной плоскости. Угол падения равен углу отражения. |
Запишем формулировку этого закона в тетради. | Записывают формулировку в тетрадях |
– Так почему дети же могут создавать солнечные зайчики с помощью зеркал? | – Солнечный свет отражается от поверхности зеркала и попадает на другие поверхности. |
– Что получится при изменении угла падения? |
– Изменится угол отражения. |
– За счет чего дети управляют солнечным зайчиком? | – За счет изменения угла падения. |
– Уникальным проявлением закона отражения света является его применение в природе. На берегах рек и озер, в безветренную погоду можно наблюдать лес, берег и небо, взглянув на поверхность воды. (слайд 9-15) – Подобное явление мы можем смоделировать сами, используя плоское зеркало. (Работа с символами по составлению слов). – Что получится при симметричном преобразовании символов? |
Смотрят слайды |
Проверим с помощью плоского зеркала. | – Читают слова ЗОВ, КАЗАК, КОЗА, ЗАНАВЕС, ОКО |
– А как человеческий глаз будет видеть изображение в зеркале? (слайд 16) Итак, перед зеркалом находится предмет. Лучи света отражаются от него и распространяются по всем направлениям, часть из них попадает на плоское зеркало и отражается от него. Выберем два световых луча. Опустим перпендикуляры к зеркалу в точки их падения. По закону отражения света угол падения равен углу отражения, пользуясь этим, построим ход отраженных от зеркала лучей Проведем продолжение отраженных лучей в видимую полуплоскость до их пересечения. Получим мнимое изображение предмета, которое явно не существует, но мы его наблюдаем в видимой симметричной полуплоскости. |
Рисунок должен быть выполнен учащимися в тетради. |
– Что можно сказать о предмете и изображении? | – Они симметричны относительно плоскости зеркала, т. е. находятся на одинаковых расстояниях от этой плоскости. |
– Мы изучили явление отражения света, а теперь возьмите на столах карточки с заданиями и при помощи подручных средств постройте ход отраженных от зеркала лучей. (слайд 17). Проверка построения отраженных лучей. |
Решают задачи, строят изображения |
– При решении задания №2 мы построили изображение предмета в плоских зеркалах графически, а теперь экспериментально проверим это с помощью двух зеркал, расположенных под прямым углом.
(Проверка изображения предмета в двух зеркалах. слайд 18 с видеофрагментом эксперимента) |
– Проводится эксперимент по получению изображения ручки в двух зеркалах. Используются два зеркала на магнитных подставках, располагающиеся под тупым углом друг к другу. |
– Итак, в заключение нашего урока мы хотим услышать ответ на вопрос: как образуются солнечные зайчики и за счет чего они прыгают по комнатам? | – Получить солнечный зайчик можно с помощью зеркала, применяя закон отражения света. Луч падающий, отраженный и перпендикуляр к поверхности в точке падения лежат в одной плоскости. Угол падения равен углу отражения. Применяется данный закон в природе на поверхностях водоемов, в зеркалах и других гладких поверхностях, в том числе и при образовании солнечных зайчиков. Меняя угол падения лучей, изменяем угол отражения и ход отраженных лучей. |
Домашнее задание §63, 64 упр30 (3), упр31 (2). |