Как избежать конфликта с подростком и, если он произошел, как его разрешить

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели и задачи:

  • Научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении гармоничных отношений с ребенком;
  • Познакомить со стратегиями поведения в ситуации конфликта;
  • Отработать навык конструктивного решения конфликтов

Ход занятия

1. Вступительное слово зам. директора по УВР.

(Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)

Эпиграф:

Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.
Уильям Линкольн.

От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви - километры шагов.
Сенека.

2. Упражнение-приветствие "Я рад вас видеть сегодня:"

Родители сидят в кругу. Клубок ниток передается по кругу каждому, постепенно разматываясь. Каждый участник, получив клубок должен сказать приветствие другим.

П: - Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой - как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтному общению. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

3. Упражнение "Эксперимент".

П: - Уважаемые родители, попробуем провести маленький эксперимент. Сейчас вы будете выполнять определённые действия с бумагой, ваша задача - точно следовать инструкции так, чтобы, результат у всех был одинаковый. Прошу взять чистый лист бумаги и закрыть глаза.

Инструкция: согните лист пополам; ещё раз пополам; оторвите верхний правый угол; оторвите нижний правый угол.

П: - Откройте глаза. Что у вас получилось? Узоры у вас всех - различные, безусловно, есть похожие творения, но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Это значит, что в процессе общения, однозначная информация воспринимается по-разному, происходит непонимание друг друга, возникает угроза конфликта. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами и т.д. А конфликт - это столкновение несовместимых, противоположных позиций и взглядов, которые связаны с негативными переживаниями. Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

4. ТЕСТ "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации"

П: - Уважаемые родители, постарайтесь как можно искреннее ответить на вопрос: "Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?". Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО - 1 балл.

ВОПРОС:

"Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?"

ОТВЕТЫ:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему...

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения "А".

Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип "А" - сумма баллов под номерами 1,6, 11.

Тип "Б" - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип "В" - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип "Г" - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип "Д" - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

"А" - это "жесткий тип решения конфликтов и споров". Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

"Б" - это "демократичный" стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

"В" - "компромиссный" стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

"Г" - "мягкий" стиль. Своего противника вы "уничтожаете" добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

"Д" - "уходящий" стиль. Ваше кредо - "вовремя уйти". Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

5. Упражнение "Причины конфликтов родителей и подростков".

П: - Сейчас вы разделитесь на две группы "Подростки" и "Родители". Ваша задача - перечислить все причины конфликтов с позиции группы в течение 5 минут.

Через указанное время группы зачитывают списки, а ведущий записывает на доске в два столбика.

П: - Соедините стрелками схожие причины в разных столбиках. Сделайте выводы.

6. Упражнение "Притча о старом Шляпнике".

П: - Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, необходимо видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон в ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит, а это поможет принять наиболее удачное решение в конфликтных ситуациях с ребёнком.

Для последующего анализа острой конфликтной ситуации, я расскажу притчу о старом Шляпнике.

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех богатств был у него лишь цветной фетр. Но зато он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы - шляпы, кепки, панамы и чепчики. Но шли годы, настало время, когда ушел в иной мир старый Шляпник, оставив своим сыновьям мастерскую и шесть разноцветных шляп (белую, красную, черную, зеленую, желтую, синюю).
- Я возьму себе шляпу белого цвета, - заявил первый сын, - она так восхитительна, изящна и прекрасна!
- Я выбираю черную шляпу, - сказал второй сын, - она менее изящна, чем белая, но она имеет богатый вид!

- Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, промолвил третий, - желтый цвет - цвет солнца, радости, богатства.

- Пусть моей шляпой станет красная! - воскликнул четвертый, - я всегда хотел выделяться из толпы, хотел быть в центре внимания.

- Зеленая шляпа напоминает мне летний луг, зеленое поле, - мечтательно произнес пятый сын.

- Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому! Синий цвет - цвет глаз нашего отца и бескрайних морских просторов, - размышлял шестой из сыновей Шляпника.

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Как же сложились их судьбы? Достигли ли они того, о чем мечтали?

Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры, хроника событий для него важней всего на свете.

Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете, все подвергал сомнению и критике.

Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций.

Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, шел навстречу приключениям и открытиям.

А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на вопросы.

Владелец синей шляпы оказался вечным странником-мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами.

Но настал день, когда сыновья вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них, и захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться творить, неотступно следовать намеченной цели.

Мы, уважаемые родители, можем использовать эту притчу для анализа острой конфликтной ситуации. Выберите себе любую цветную шляпу.

Предлагаю следующую конфликтную ситуацию:

1. Ребенок без разрешения старших потратил деньги не по назначению, купил то, что ему давно хотелось.

2. Вы пришли после собрания и требуете объяснения от ребенка. Говорите о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: "Значит, пойду работать".

- Как в этой ситуации поступите вы, уважаемые родители?

Родители последовательно разбирают конфликтную ситуацию.

На вас надета белая шляпа. Изложите только факты, последовательность событий конфликтной ситуации.

Теперь на вас - красная шляпа. Вы говорите только о чувствах.

А у вас - черная шляпа. Пожалуйста, расскажите о самом плохом, самом неприятном в этой ситуации для вас. Что самое страшное может произойти?

Следующая шляпа - желтая. Вы рассказали о том, что произошло благодаря белой шляпе, рассказали о самых неприятных последствиях с помощью черной шляпы; красная помогла передать чувства. Но у любого события есть и положительная сторона. На вас желтая шляпа, она поможет вам посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. А, что хорошего в том, что произошло?

На вас зеленая шляпа. В этом случае отразите ситуацию в творческом виде, желательно, с чувством юмора.

Последняя шляпа - синяя. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон: увидели и хорошие и плохие моменты, которые мудрые люди называют жизненными уроками. Синяя шляпа поможет узнать какой же жизненный урок преподнесла эта ситуация и почему будет важен этот опыт?

П: - Итак, мы использовали подарок старого Шляпника. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон. Это позволит нам избавиться от скоропалительных наказаний с последующей обидой ребенка, позволит сохранить доверительно - уважительный стиль общения, учит как ребенка, так и родителя анализировать свои поступки, в любой критической ситуации находить позитивные моменты.

П: - Это только одна из стратегий из великого множества. Я уверена, что у каждого родителя есть свой метод выхода из конфликтной ситуации. Кто хочет поделиться опытом?

7. Рефлексия.

П: - Уважаемые родители. Большое спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что сегодняшнее заседание - это начало нашей совместной работы.

На память о нем возьмите памятку стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Памятка "Стратегия поведения в конфликте от старого Шляпника"

Image12262.gif (3626 bytes)

- Изложите факты, последовательность событий конфликтной ситуации

 

 

 

 

 

- Скажите о своих чувствах.

 

 

 

 

- Расскажите самое неприятное в этой ситуации для вас.

 

 

 

- Посмотрите на ситуацию с положительной стороны.

 

 

 

 

- Отразите ситуацию в творческом виде, с чувством юмора.

 

 

 

 

- Какой жизненный урок преподнесла эта ситуация и почему будет важен этот опыт.

Упражнение "Березка осенью".

Цель: получить ответ на актуальный вопрос "Понравилось ли вам заседание Родительского Клуба?", "Готовы ли вы к сотрудничеству?".

Материал: на листе ватмана нарисован ствол березки с ветками; желтые бумажные листочки (по количеству участников); клей или кусочки двустороннего скотча.

На доске или стене прикрепляется ватман, рядом на столе лежат листочки, клей.

П: - Осень. Природа преображается. Деревья надели свой золотой наряд. (Звучит вопрос.) Если ваш ответ "да", то приклейте желтый листок к любой ветке, если ответ "нет" - то к подножию березки.

Обработка. Результат виден сразу и всем. Осенняя березка имеет либо пышную золотую крону, либо богатый ковер у подножия. Образ в любом случае имеет положительный смысл, несет позитивный эмоциональный заряд.

Упражнение "Откровенно говоря...".

- На занятии мне понравилось _____________________

- На занятии мне не понравилось ___________________

- На следующем заседании я бы хотел рассмотреть следующий вопрос: ________________________

- Если бы я был ведущим_________________________