Оборудование: словари, тетради с алфавитами на обложке; различные Буквари, Азбуки, прописи, в которых напечатан алфавит.
33 буквы русского алфавита, напечатанные на листах А4; рулон обоев (около 6 метров длиной)
Этапы урока:
- самоопределение к деятельности
- актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- постановка учебной задачи
- построение проекта выхода из затруднения
- первичное закрепление во внешней речи
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- рефлексия деятельности
Учитель | Ученики | Фиксация на доске, экране |
1. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | ||
-Ребята, 6 месяцев вы изучали буквы. Все
буквы вы теперь знаете? Вспомните, куда мы селили каждую новую букву? - Посмотрите, у вас в букваре на последней странице тоже напечатаны буквы. Здесь все буквы? Сравните, буквы на странице букваря, в прописи и в "Городе букв"
А почему в ГБ мы буквы располагали по другому? Нам было удобно пользоваться ГБ? А почему же на последней странице Букваря, в тетради буквы расположены в другом порядке? |
Все В город букв
Да, все Буквы разного цвета, размера, расположены по-другому Нам было так удобно: район гласных, согласных, парные:. |
На доске "Город букв" (ГБ) Букварь, или дать листки с распечатанными алфавитами |
Кто знает, как называется вот такой
порядок букв?
Хорошо, расскажи алфавит Кто знает ещё? А кто знает другой русский алфавит А вы вместе учили, в одной комнате? Может, по одной и той же книге? Ты куда смотрел, когда учил? А ты где читал? Давайте сравним алфавиты в разных учебниках, тетрадях, плакатах Действительно, алфавит - это буквы, расположенные в определённом порядке |
Возможно, кто-то скажет: алфавит.
Найдутся дети, которые скажут: "А я знаю алфавит,
учила" А, б, в:: Все учили одинаковый Нет В азбуке, прописи, в тетради В Букваре, прописи, тетради порядок одинаковый |
На экране - Алфавит Слайд 1 <Приложение1>
Раздать разные тетради с алфавитами на обложке. На доске - плакат. Слайд 1,2,3 <Приложение1> |
2. Постановка проблемы | ||
А зачем люди все договорились, чтобы у
всех был одинаковый порядок букв в русском
алфавите? Будем разбираться? А с чем? С каким вопросом? |
Варианты ответов Зачем в алфавите строгий порядок букв? |
На доске слева фиксируем: Зачем в алфавите строгий порядок букв? |
3. Построение проекта выхода из затруднения | ||
Что вы предлагаете сделать, чтобы
ответить на наш вопрос? С чем будем работать: с кубиками? С красками? С цифрами? У меня есть буквы. (учитель кладёт буквы на отдельную парту) Давайте сделаем сами алфавит! Хотите? С чего предлагаете начать? Букв много, 33. Нам никакой доски не хватит? Где найти столько места? Молодцы! Чтобы вы ни одной буквы не потеряли, я предлагаю буквы разместить вот на такой дорожке, здесь для каждой буквы есть своё место. Проверьте! Молодцы! Как интересно получилось. Мне даже захотелось поиграть. А вам? Я предлагаю вам встать на ту букву, с которой начинается ваша фамилия. Кто станет первым? Вторым?... Вы любите фокусы? Я сейчас покажу один фокус: я отвернусь и угадаю, кто стоит на 3 месте? Вишкина Настя. А рядом с ней стоят Боярская Влада и Галимова Маша! Кто-то догадался, как я это делаю? Я знаю алфавит, порядок букв, знаю, какая буква стоит после В, перед К и т.д. |
С буквами!
Да! Прикрепить к доске, на парты... На полу!
Дети выкладывают
Как? |
На листах А4напечатаны 33 буквы (каждая буква на отдельном листе)
На пол кладётся рулон обоев, на котором начерчены и пронумерованы 33 квадрата |
4. Первичное закрепление во внешней речи | ||
А на какой вопрос мы ищем ответ? Можете вы сейчас ответить? Вы сейчас были "живым алфавитом". А где вы встречали не такой алфавит из учеников класса, а только их фамилии по порядку? Где в списке вы будете искать Андросову Таню, Тальянова Федю? Это удобно? Быстро? Вот у меня есть словарик. Здесь 1000 слов. Сможете найти здесь слово ЯКОРЬ А если я вам скажу, что в словаре все слова расположены по алфавиту, вам это как-то поможет? Можете вы сейчас ответить на наш вопрос: Зачем в алфавите строгий порядок букв? |
В журнале, в дневнике есть список класса В начале, Ближе к концу Дети ищут Будем искать в конце! Чтоб удобно и быстро искать нужную фамилию, слово, книгу в библиотеке |
Зачем в алфавите строгий порядок букв? На экране список класса. Слайд 4 <Приложение1>
словари |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ||
Вы сегодня были настоящими учёными,
искали, сделали открытие. Хотите чуть-чуть побыть
учителями? К вам в первый класс пришли следующие ученики: Антипов Кирилл, Осипова Даша Яшин Вова, Зайцев Петя Вам нужно записать их в свой класс, сделать список. Как будете записывать? |
Да
По алфавиту Дети в парах на листках выполняют работу Слайд 6 <Приложение1> |
Слайд 5. <Приложение1> На экране: Антипов, Зайцев, Осипова, Яшин Самопроверка на экране слайд 7 <Приложение1> |
6. Рефлексия деятельности | ||
На какой вопрос мы сегодня искали ответ? Зачем люди все договорились, чтобы у всех был одинаковый порядок букв в русском алфавите? А могу ли я сама переставить некоторые буквы в алфавите? Всегда ли у вас при себе будет вот такой листок с алфавитом? Как вы сможете быстро найти в списке телефонов нужную фамилию? Какое домашнее задание вы, как учителя, задали после сегодняшнего урока? На оценочной шкале отметьте, свою работу на уроке: сделал много для поиска ответа на вопрос; Мог бы работать лучше; Мало работал на уроке |
Чтоб удобно и быстро искать нужную
фамилию, слово, книгу в библиотеке Нет Нужно знать наизусть алфавит
Выучить/повторить алфавит |
Зачем в алфавите строгий порядок букв? |
Дома можно выполнить задание: