Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Алфавит"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: словари, тетради с алфавитами на обложке; различные Буквари, Азбуки, прописи, в которых напечатан алфавит.

33 буквы русского алфавита, напечатанные на листах А4; рулон обоев (около 6 метров длиной)

Этапы урока:

  • самоопределение к деятельности
  • актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
  • постановка учебной задачи
  • построение проекта выхода из затруднения
  • первичное закрепление во внешней речи
  • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • рефлексия деятельности
Учитель Ученики Фиксация на доске, экране
1. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Ребята, 6 месяцев вы изучали буквы. Все буквы вы теперь знаете?

Вспомните, куда мы селили каждую новую букву?

- Посмотрите, у вас в букваре на последней странице тоже напечатаны буквы. Здесь все буквы?

Сравните, буквы на странице букваря, в прописи и в "Городе букв"

 

 

А почему в ГБ мы буквы располагали по другому?

Нам было удобно пользоваться ГБ?

А почему же на последней странице Букваря, в тетради буквы расположены в другом порядке?

Все

В город букв

 

Да, все

Буквы разного цвета, размера, расположены по-другому

Нам было так удобно: район гласных, согласных, парные:.

 

На доске "Город букв" (ГБ)

Букварь, или дать листки с распечатанными алфавитами

Кто знает, как называется вот такой порядок букв?

 

 

 

 

 

Хорошо, расскажи алфавит

Кто знает ещё?

А кто знает другой русский алфавит

А вы вместе учили, в одной комнате?

Может, по одной и той же книге? Ты куда смотрел, когда учил? А ты где читал?

Давайте сравним алфавиты в разных учебниках, тетрадях, плакатах

Действительно, алфавит - это буквы, расположенные в определённом порядке

Возможно, кто-то скажет: алфавит. Найдутся дети, которые скажут: "А я знаю алфавит, учила"

А, б, в::

Все учили одинаковый

Нет

В азбуке, прописи, в тетради

В Букваре, прописи, тетради порядок одинаковый

На экране - Алфавит

Слайд 1 <Приложение1>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздать разные тетради с алфавитами на обложке. На доске - плакат. Слайд 1,2,3 <Приложение1>

2. Постановка проблемы
А зачем люди все договорились, чтобы у всех был одинаковый порядок букв в русском алфавите?

Будем разбираться? А с чем? С каким вопросом?

Варианты ответов

Зачем в алфавите строгий порядок букв?

 

На доске слева фиксируем:

Зачем в алфавите строгий порядок букв?

3. Построение проекта выхода из затруднения
Что вы предлагаете сделать, чтобы ответить на наш вопрос?

С чем будем работать: с кубиками? С красками? С цифрами?

У меня есть буквы.

(учитель кладёт буквы на отдельную парту)

Давайте сделаем сами алфавит! Хотите?

С чего предлагаете начать?

Букв много, 33. Нам никакой доски не хватит? Где найти столько места?

Молодцы! Чтобы вы ни одной буквы не потеряли, я предлагаю буквы разместить вот на такой дорожке, здесь для каждой буквы есть своё место.

Проверьте!

Молодцы! Как интересно получилось. Мне даже захотелось поиграть. А вам?

Я предлагаю вам встать на ту букву, с которой начинается ваша фамилия.

Кто станет первым? Вторым?...

Вы любите фокусы? Я сейчас покажу один фокус: я отвернусь и угадаю, кто стоит на 3 месте? Вишкина Настя. А рядом с ней стоят Боярская Влада и Галимова Маша!

Кто-то догадался, как я это делаю?

Я знаю алфавит, порядок букв, знаю, какая буква стоит после В, перед К и т.д.

 

С буквами!

 

Да!

Прикрепить к доске, на парты...

На полу!

 

Дети выкладывают

 

 

 

 

 

 

 

 

Как?

 

На листах А4напечатаны 33 буквы (каждая буква на отдельном листе)

 

На пол кладётся рулон обоев, на котором начерчены и пронумерованы 33 квадрата

4. Первичное закрепление во внешней речи
А на какой вопрос мы ищем ответ?

Можете вы сейчас ответить?

Вы сейчас были "живым алфавитом". А где вы встречали не такой алфавит из учеников класса, а только их фамилии по порядку?

Где в списке вы будете искать Андросову Таню, Тальянова Федю?

Это удобно? Быстро?

Вот у меня есть словарик. Здесь 1000 слов. Сможете найти здесь слово ЯКОРЬ

А если я вам скажу, что в словаре все слова расположены по алфавиту, вам это как-то поможет?

Можете вы сейчас ответить на наш вопрос: Зачем в алфавите строгий порядок букв?

 

В журнале, в дневнике есть список класса

В начале,

Ближе к концу

Дети ищут

Будем искать в конце!

Чтоб удобно и быстро искать нужную фамилию, слово, книгу в библиотеке

Зачем в алфавите строгий порядок букв?

На экране список класса. Слайд 4 <Приложение1>

 

 

словари

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Вы сегодня были настоящими учёными, искали, сделали открытие. Хотите чуть-чуть побыть учителями?

К вам в первый класс пришли следующие ученики: Антипов Кирилл, Осипова Даша

Яшин Вова, Зайцев Петя

Вам нужно записать их в свой класс, сделать список. Как будете записывать?

Да

 

 

 

По алфавиту

Дети в парах на листках выполняют работу

Слайд 6 <Приложение1>

 

 

 

Слайд 5. <Приложение1>

На экране: Антипов, Зайцев, Осипова, Яшин

Самопроверка на экране слайд 7 <Приложение1>

6. Рефлексия деятельности
На какой вопрос мы сегодня искали ответ?

Зачем люди все договорились, чтобы у всех был одинаковый порядок букв в русском алфавите?

А могу ли я сама переставить некоторые буквы в алфавите?

Всегда ли у вас при себе будет вот такой листок с алфавитом?

Как вы сможете быстро найти в списке телефонов нужную фамилию?

Какое домашнее задание вы, как учителя, задали после сегодняшнего урока?

На оценочной шкале отметьте, свою работу на уроке: сделал много для поиска ответа на вопрос;

Мог бы работать лучше;

Мало работал на уроке

Чтоб удобно и быстро искать нужную фамилию, слово, книгу в библиотеке

Нет

Нужно знать наизусть алфавит

 

Выучить/повторить алфавит

Зачем в алфавите строгий порядок букв?

 Дома можно выполнить задание: