Проекты в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения использует метод проектов в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать свои творческие способности.

В детском саду проекты могут быть только взросло-детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, воспитатели и педагоги дошкольного учреждения.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

  • постановка цели;
  • разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  • организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  • организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разными.

Проект «Природный парк «Москворецкий»

Наш детский сад расположен в живописном месте района, рядом с заповедником, и выбор темы проекта явился не случайным.

Крылатские холмы – маленький природный оазис среди огромного шумного города. Так как территория Крылатских холмов является практически единственным местом прогулок и занятий спортом для многих жителей густонаселенного района Крылатское, то встает большая проблема для сохранения природы этого зеленого «острова» Москвы.

Работа над комплексным проектом способствовала воспитанию у дошкольников бережного отношения к окружающей среде.

Начиная работу над проектом, мы преследовали следующие цели:

– научиться сохранять и беречь то, что создано природой и человеком;
– вызвать стремление у детей узнавать новое об истории родного края;
– развивать коммуникативные навыки (учить детей работать в группах, парах);
– формировать навыки сотрудничества;
– учить детей поиску материала в разных источниках;
– учить проводить сравнения, делать выводы, т. е. обрабатывать полученную информацию;
– развивать умение детей мыслить и выражать свои мысли, учить воплощать свои идеи на практике при помощи конструктора LEGO;
– развивать творческую активность детей, т. к. это является необходимым условием для их будущей деятельности во взрослой жизни;
– активное привлечение родителей к процессу развития детей.

Начиналась работа над проектом с подготовительного этапа. На этом этапе ребята вместе с родителями, посетили заповедник, изучали вместе с воспитателями групп историю заповедника, животный и растительный мир родной местности. В группах были проведены беседы с целью изучения особенностей флоры и фауны данной территории. Для родителей и детей были проведенные беседы по охране окружающей среды.

В рамках проекта каждая группа детского сада работала над отдельным блоком этой темы:

  • Разновозрастная группа – блок «Насекомые Крылатских холмов».
  • Средняя группа – блок «Растительность Крылатских холмов».
  • Старшая группа – блок «Птицы Крылатских холмов».
  • Подготовительная группа – блок «История и современность». Памятник истории и архитектуры – «Ансамбль церкви Рождества Пресвятой Богородицы»

Старшая группа работала над блоком «Птицы Крылатских холмов»

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети узнали, что лучшее время для приобретения, первых навыков наблюдений за птицами – зима, когда птиц мало, многие из них собираются в стайки и прилетают на развешенные местными жителями вдоль Крылатского ручья кормушки. Наиболее частых посетителей синиц и снегирей, дети сделали на занятиях по лепке и аппликации. Придумали и записали сказочную историю о снегире. Научились конструировать фигурки птиц по образцу. Дети узнали, что в заказнике обитает около 100 видов птиц. Научившись собирать фигурки по образцу, дети стали собирать свои модели фигурок обитателей лугов и водоемов.

Своеобразие рельефа и история природопользования определили разнообразие ландшафтов этой территории, среди которых особенно ценны остепненные суходольные луга, два участка которых являются памятниками природы. С лугами связан и уникальный для Москвы комплекс насекомых.

Над блоком «Насекомые Крылатских холмов» работали дети разновозрастной группы.

До работы с конструктором Лего воспитателями группы была проведена беседа: «Насекомые Крылатских холмов» и выполнены творческие коллективные работы на занятиях в изостудии. На втором этапе работы дети научились конструировать изящных бабочек. Ребята узнали, что изредка на склонах татаровских высот появляется Зорька, одна из красивейших дневных весенних бабочек, включенная в Красную книгу города Москвы.

Работая над блоком «Растительность Крылатских холмов дети средней группы» вместе с воспитателями и родителями собрали материал о разнообразии растительного мира заказника; о редких и исчезающих видах растений. Ребята сделали много творческих и коллективных работ по этой теме. На занятиях по Лего конструированию учились создавать модели деревьев, цветов по образцу, а затем создавали деревья, кустарники, цветы по своему воображению.

Природный ландшафт представлен удивительной растительностью, где реальность переплетается с фантастикой.

Ребята подготовительной группы работали над более сложной частью проекта. На холме между Каменными Заразами и Каменной Клетвой расположен памятник истории и архитектуры – ансамбль церкви Рождества Пресвятой Богородицы, являющийся организующим центром ландшафтного комплекса южной части заказника. Коллективная творческая работа по аппликации и лепки выполнена детьми группы с использованием разных материалов. Используя конструктор и технологическую карту, входящую в набор, дети стали настоящими архитекторами, построив модель памятника истории и архитектуры.

На смотровой площадке церкви обустроен вольер в котором содержатся белки. На территории Крылатских холмов в рамках программы по восстановлению численности животных в городе, осуществляемой Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, проводятся работы по разведению и адаптации в природе белки обыкновенной. Ребята не только научились конструировать белочек, но и узнали, что запрещается давать белкам соленые и жареные орешки, миндаль, арахис, конфеты и другие сладости. В рацион белок входят различные орехи, шишки хвойных пород, семена подсолнечника, фрукты, ягоды, грибы сухие, хвоя, молодые ветки лиственных пород.

Работая с конструктором детям нравиться когда их модели оживают, разговаривают друг с другом, перемещаются. Это желание детей привело нас к тому что следующим этапом проекта стал показ музыкальной Лего-сказки «День рождение белочки».

Дошкольники показали Лего-сказку ребятам из других групп и родителям.

В ходе работы над проектом ребята узнали, что Крылатские холмы не только любимое место отдыха, но и выполняющая среднеформирующую функцию территория, сохранность природы на которой во многом определяет благополучную экологическую ситуацию в этом районе Москвы.

Проект «От Москвы до самых до окраин…»

Цель проекта: воспитание патриотизма и любви к своей Родине.

Богата архитектурными, историческими и природными красотами наша земля российская. Велик и могуч наш народ, и это величие и могущество были переданы нам нашими предками, теми кто жил много лет до нас. Мы можем гордиться ими и должны стараться приумножать величие нашей страны.

Начиналась работа над проектом с большого подготовительного периода.

На этом этапе ребята вместе с родителями побывали на экскурсиях в Дарвиновском музее, музее-панораме «Бородинская Битва», на обзорной экскурсии по Москве, посмотрели детские спектакли в Театре зверей Дурова, Театре кошек Куклачева, в Детском музыкальном театре, в самом знаменитом театре кукол Образцова.

В группах было подобрано много иллюстративного и текстового материала.

Состоялись презентации детско-родительских проектов «Я и моя семья». Очень интересно прошел праздник посвященный дню города «Золотая моя столица – дорогая моя Москва»

В рамках проекта каждая группа детского сада работала над отдельным блоком этой темы:

  • Младшая группа – блок «Москва – моя малая Родина»
  • Средняя группа – блок «Путешествие на Север»
  • Разновозрастная группа – блок «Русские обычаи и традиции», блок «Великие реки России»
  • Старшая группа – блок «Русские крепости и монастыри»
  • Подготовительная группа – блок «Я и вся моя семья»
  • Группа кратковременного пребывания – «Тайны русского леса»

В ходе работы над блоком «Москва – моя малая Родина» дети младшей группы пополнили свои знания о столице нашей Родины – Москве, познакомились с государственной символикой. Радио и телевидение прочно вошло в нашу жизнь, несмотря на свой небольшой по историческим меркам возраст. Гордостью советской архитектуры считалась Останкинская телебашня самая высокая в Европе и Азии. Со смотровой площадки на седьмом уровне можно увидеть всю Москву и даже ближайшее Подмосковье.

Душа города – это его мосты, поэтические творения рук человеческих, в которых инженерный расчет органически сплавлен с гармонией архитектурных форм.

Москва давно и по праву завоевала звание центра театральной жизни в России. Дети вместе с родителями побывали на спектаклях в Московском государственном академическом музыкальном театре им. Наталии Сац, в московском государственном центральном театре кукол им. С.П. Образцова.

Над входом в кукольный театр висят необычные часы, которые оживают перед началом спектакля.

У входа в цирк на Цветном бульваре установлен необычный памятник всенародному любимому клоуну Юрию Никулину, а неподалеку балансирует на велосипеде клоун с зонтиком – еще одна столичная композиция под названием «Старый цирк»…

Ребята узнали, что самый крупный и старейший зоопарк нашей страны – Московский зоопарк: в его коллекции около 6000 животных.

Воспитатели в ходе бесед познакомили детей и с историей возникновения города Москвы.

Над блоком «Русские крепости и монастыри» работали дети старшей группы. Раньше, в седую старину многие православные монастыри на Руси одновременно оказывались крепостями, стоящими на защите Отечества. Из бесед с воспитателями ребята узнали, что монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности: в годы войны часто в монастырях создавались больницы , гостиницы, но иногда монастыри служили местом заключения.

Отечественная война 1812 года. Большой интерес у детей вызвало посещение музея – панорамы «Бородинская битва». Истинно «Велика Россия – отступать некуда! – все в ней дорого и красиво, и ни от чего нельзя отказаться».

Главный монумент русским воинам, героям Бородинского сражения был восстановлен в 1987 году.

Блок «Я и вся моя семья». Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают интересоваться своими корнями, но у них до этого не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, а изучать историю своего рода вместе с детьми будут с большим удовольствием. Очень интересно прошло занятие на тему «Моя семья». В группе был оформлен стенд, на котором помещены фотографии членов семей воспитанников группы. При составлении родословных дети узнали много нового о своих близких и состоялась презентация проектов «Я и вся моя семья»

Над блоком «Русские обычаи и традиции» работали дети разновозрастной группы. До работы с лего – конструктором воспитателями был проведен цикл бесед «Народные и государственные праздники России», «Русские традиции и обычаи». Дети узнали, что праздники бывают государственные, связанные с важными событиями в истории страны; религиозные, связанные с церковью, верой в Бога; а есть народные праздники, связанные с обычаями и традициями.

Над блоком «Тайны русского леса» работали дети группы кратковременного пребывания. Из беседы с воспитателем дети узнали что у каждого дерева в лесу своя краса, своя особая жизнь. Лес, с стародавних лет считался священным местом у всех славянских народов. С деревом общались как с самым близким другом. Красота леса бесконечно разнообразна: она зовет за собой под таинственные своды тенистых деревьев, расстилает под ноги путнику пестрые цветочные ковры, перекликается звонким щебетом птиц. Дети поняли, что нужно любить и бережно относиться к нашей разнообразной природе.

Дети другой разновозрастной группы над блоком «Великие реки России».

Посмотрите на карту нашей страны. Вы увидите на ней множество голубых нитей, покрывающих ее сложными узорами. Это реки России, ее жизненные артерии, по которым, словно кровь в живом организме пульсируя движется вода. Из бесед с воспитателями дети узнали, что самым большим водосбором обладают Волга, Обь, Енисей, Лена. Каждая из рек имеет свою историю, свой характер, свою судьбу.

Волга – самая большая река Европы. Раньше весной часто река выходила из берегов, и на десятки километров разливалась, затопляя прибрежные города, села, луга и пашни….Поэтому на Волге построено много плотин, создан целый каскад гидроэлектростанций и благодаря водохранилищам удалось покончить с разливами и наводнениями. Движение на Волге никогда не замирает: снуют множество катеров, яхт, лодок, идут грузовые и пассажирские суда.

Над блоком «Путешествие на Север» работали дети средней группы.

«От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля».

До работы с лего-конструктором воспитатели в ходе бесед познакомили детей с жизнью людей на Крайнем Севере; с культурой народов Севера. На экскурсии в Дарвиновском музее дети познакомились с разнообразием природы и животными Севера. И узнали, что главный принцип существования северного человека: «Не навреди природе и пусть после тебя все останется как было, ничего в ней не меняй и не перестраивай».
На занятиях по аппликации оформили панораму «Где-то на белом свете» и на занятиях по легоконструированию составили сюжетную композицию из отдельных фигурок с привлечением дополнительных материалов «Мы поедем, мы помчимся».

«На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Свою страну – наш общий дом».

В ходе работы над проектом ребята узнали, что наша страна – самая большая на Земле, что в России много городов, сел, рек, лесов и гор, что животный и расти тельный мир очень разнообразен; что все мы – россияне, представители разных национальностей, – граждане великой страны, и от каждого из нас зависит процветание России в будущем.