Тип урока: обобщение.
Форма урока: экспресс-олимпиада.
Цель: формирование у уч-ся навыков лингвистической компетенции в области фонетики.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика»;
- развивать у уч-ся устную монологическую речь на лингвистическую тему, творческое мышление; навыки самоконтроля учебной деятельности;
- воспитывать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету
Методы и приемы | Содержание урока |
Метод организации
учебно-познавательной деятельности (словесный) |
1. Слово учителя. Мотивационное
начало урока. Целеполагание – Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, пыхтит чайник на плите, мама гремит посудой на кухне. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Но вот голос прохожего: «Вы не скажите, который час?» Каким образом из потока уличных звуков вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков? Об этом и о многом другом мы с вами говорили на предыдущих уроках, а сегодня вам предстоит показать, чему вы научились, и столкнуться с более сложными фонетическими наблюдениями. Итак, сегодня мы проведем экспресс-олимпиаду, в результате которой выявим юных лингвистов в области фонетики. |
Прием «Найди свой цвет» Работа в творческих группах |
2. Разделение класса на
творческие группы «Знатоки», «Умники и
умницы», «Художники» (Учитель готовит 3-х цветов бумажные яблоки – символ знания, учащиеся рассаживаются по группам) |
Методы контроля и самоконтроля (Устная проверка знаний) Метод стимулирования интереса к учению(познавательная игра) Использование информационных технологий (интерактивная доска) |
3. Повторение ключевых понятий по
пройденной теме в виде игры «Путаница»
(учащиеся находят термины(слова) , связанные с
темой «Фонетика»,аргументируют свой выбор,
называют дополнительные
термины) Фонетика
42 синонимы
звуки речи
суффикс |
Эвристический метод
(частично-поисковый) Метод повышения мотивации Метод организации учебно-познавательной деятельности (наглядный, самостоятельная работа) |
4. Отработка навыка определения
мягких согласных в виде игры «Собери
букет» (с использованием интерактивной
доски) – Найдите цветы, в названиях которых есть мягкие согласные. Добавь свой пример. Роза, люпин, астра, василек, пион, мак, гвоздика, нарцисс, георгин (1 группа) 5. Отработка навыка определения звонких и глухих согласных в виде игры «Собери корзину грибов» Положи в корзину грибы, название которых начинается со звонкого согласного. Добавь свой пример. Грузди, боровики, лисички, маслята, волнушки, рыжики, подберезовики, подосиновики.(2 группа) «Раздели на две группы » (звонкие и глухие) (3 группа)
|
Метод самостоятельной познавательной
деятельности уч-ся. Поисковая деятельность |
6. Проверка домашнего задания. Индивидуальная поисковая работа «Знаете ли вы, что…» ( Интересные сообщения уч-ся о звуках речи: эксперименты ) |
Исследовательский метод Работа в творческих группах
Выразительное чтение уч-ся поэтических строк |
7. Организация поисковой
творческой деятельности учащихся по решению
новых для них познавательных проблем. – Одно из требований к речи – ее благозвучие. Забота о культуре речи предполагает работу над ее звуковой стороной. Каждой группе предлагаются предложения. Задание: устраните неблагозвучие в предложениях. (Ребята должны почувствовать, как режет слух неуместное скопление одинаковых согласных и близость одинаковых слогов) 1. Устранение неблагозвучия в словах
2. Знакомство с образцами поэтической речи, где
поэты используют звукопись Учащимся предлагаются тексты
Задание: Чем создается в отрывках звукопись? Что автор передает, используя конкретные звуки? – На последний вопрос ответ нам дают строки из стихотворения Прокофьева «Волна» (выразительное чтение стихотворения уч-ся):
|
Метод творческого мышления Лингвистический эксперимент |
8. Творческое задание по
написанию сочинения-миниатюры с
использованием звукописи (Учащимся предлагаются слайды с изображением природы, с музыкальным сопровождением) 9. Лингвистический эксперимент
с использованием элементов цветописи. Это интересно!!! Интересные наблюдения передач звуками каких-то оценочных признаков описаны в книге А.Журавлева «Звук и смысл». Вот один из экспериментов, проведенных в детском саду. Детям показали две куклы-матрешки – большую и маленькую – и сказали, что это две сестрички, одну из них зовут А, другую – И. Нужно было догадаться, какую сестричку зовут И. Большинство детей показали на маленькую матрешку. Вы удивлены?! А ведь еще М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «В российском языке частое повторение буквы А может способствовать изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…Е, И, Ю – нежности, ласки или малых вещей». |
Метод организации
учебно-познавательной деятельности
(самостоятельная работа) Методы контроля и самоконтроля (самооценка) |
11.Отработка навыка правильного
определения звуков и букв в виде игр
«Читай наоборот», «Читай по буквам, по звукам» 1) Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы. Лог, лед, пара, лен, лей, ток, шел (кол,толь,арап,ноль,ель,кот,ложь) 2) Прочитайте слова правильно, сгруппируйте их:
ЦУМ,ТЮЗ,США,КВН,МВД,ООН,РК. 12. Самостоятельная работа. Выполнение частичного и полного фонетического разбора – Определите, какими звуками различаются данные пары слов. Охарактеризуйте эти звуки.
|
13. Рефлексия | |
Проектная деятельность (групповая работа) | 14. Домашнее задание. Написание проекта «Все скороговорок не перескороговоришь». Создание презентации сборника собственных скороговорок для малышей. |