Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знание таблицы умножения двух;
- продолжить работу по решению простых задач на умножение;
- продолжить работу по решению примеров на умножение.
- Развивающие:
- продолжить развивать навыки устного счета;
- развивать творческое, логическое мышление, внимание, память, математическую речь;
- развивать умение выстраивать коммуникацию в паре.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.
Методы обучения:
- словесный (информированное сообщение учителя, стихи, загадки, беседа);
- метод самостоятельной работы учащихся;
- репродуктивный (повторение изученного);
- частично-поисковый (исключение лишнего, определение темы).
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- наглядная;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы стимулирования и мотивации: стимулирование интереса детей через игровой сюжет «Путешествие».
Оборудование:
- фонограмма песни М. Пляцковского, В. Шаинского «Дважды два четыре»;
- сигнальные карточки для проверки знаний;
- иллюстрации героев (Улитка, Ежик с грибами, Зайчик, Пингвин, Мышка);
- таблички с названием станций (Луговая, Лесная, Морская, Земельная);
- кукла Минутка;
- шаблон прямоугольника;
- лепестки с заданиями – примерами;
- учебник Моро М. А., Волкова С. И. Математика 2 класс.
- тетрадь;
- для поощрения звездочки:
- красная «5»;
- зеленая «4»;
- синяя «3».
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь оценку «5».
У нас в гостях кукла Минутка. Она будет наблюдать за тем, как вы умеете беречь свое время, как будете работать на уроке. За работу на уроке вы будете получать звездочки – отметки: красная – «5», зеленая – «4», синяя – «3». (Рисунок 5)
II. Проверка домашнего задания
1. У доски 1 ученик оформляет решение домашней задачи, остальные дети проверяют, используя сигнальные карточки.
На теплоходе было 75 пассажиров. На остановке вышли 25 пассажиров, а вошли 20. Сколько пассажиров стало на теплоходе?
1) 75 – 25 = 50 (п.) – осталось после того, как 25 вышли.
2) 50 + 20 = 70 (п.) – cтало после того, как 20 вошли.
75 – 25 + 20 = 70 (п.)
Ответ: 70 пассажиров стало на теплоходе.
2. Решение примеров с комментированием – по 1 ученику у доски
76 + 18 = 94
63 – 37 = 26
76 – 18 = 58
51 + 45 = 96
III. Арифметический диктант c взаимопроверкой
– 18 увеличить на 60.
– Найдите сумму чисел 76 и 8.
– 40 увеличить на столько же.
– На сколько 90 больше, чем 7?
– Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить
40?
– Уменьшаемое 72, вычитаемое 9. Найдите разность.
– По 2 взять 5 раз.
– 2 умножить на 4.
– В одном куске 43 м материи, а в другом на 3 м
меньше. Сколько материи в двух кусках?
– В бак автомашины долили 23 л бензина, и в нем
стало 50 литров. Сколько литров бензина было
сначала?
IV. Сообщение темы и целей урока
Звучит песня М. Пляцковского, В. Шаинского «Дважды два – четыре». (Приложение 1)
– Ребята, как вы думаете, что мы будем
сегодня делать на уроке?
– Правильно. Мы продолжим работу по
решению примеров и простых задач на умножение.
Будем закреплять знание таблицы умножения двух.
– А еще отправимся в путешествие на волшебном
паровозике. Но путешествие будет не простым, на
каждой станции нас встретит житель и после
небольших испытаний решит, можно ли нам
отправляться дальше. Кроме того, на каждой
станции за правильно выполненное задание к
паровозику будет присоединяться по одному
вагону. И в конце урока мы увидим какой длины
получится наш веселый поезд.
1-я станция «Луговая» (Рисунок 1)
Встретила нас Улитка на своем лугу. Все задания записаны на лепестках, которые приготовила она для нас.
По 1 ученику у доски снимают лепестки с Улитки и решают примеры с рассуждением.
2 х 2 = 4 2 х 5 + 48 = 58
2 х 5 = 10 2 х 4 + 36 = 44
2 х 4 = 8 2 х 3 = 6
Здесь же мы увидели Ежика. Помогите Ежику добраться до грибов. Для этого решите цепочку примеров, вписывая в пустые клетки значения сумм и разностей.
Игра «Молчанка».
Дети по цепочке выходят к доске и пишут ответы примеров, потом проверяют с помощью сигнальных карточек.
25 – 6 = 19 + 9 = 28 + 8 = 36 – 4 = 32 + 2 = 34
2-я станция «Лесная» (Рисунок 2)
Встречает нас зверек, название которого вы узнаете, решив примеры и заполнив табличку. Примеры решите в столбик.
Самостоятельная работа. При проверке дети дают полное объяснение решения по плану и заполняют табличку на доске.
57 – 14 = 43 – Й 49 – 25 = 24 – К
76 – 34 = 42 – А 88 – 55 = 33 – З
65 – 43 = 22 – И 93 – 61 = 32 – Ч
33 | 42 | 43 | 32 | 22 | 24 |
З | А | Й | Ч | И | К |
Появляется Зайчик.
3-я станция «Морская»
Здесь нас встречает Пингвин. Он для нас приготовил задачи.
Работа с учебником стр. 48 №2
2 человека у доски (за затворками) составляют краткую запись и решают задачу. Проверяют дети задачу с помощью сигнальных карточек).
1) В одной коробке было 5 цветных карандашей. Сколько карандашей будет в 3 таких же коробках?
5 + 5 + 5 = 15 (к.)
5 х 3 = 15 (к.)
Ответ: 15 карандашей в 3 коробках.
2) На полке стоят 5 книг. Сколько книг на 2 таких
же полках?
(Решение задачи с самопроверкой по записи
решения на доске).
5 + 5 = 10 (к.)
5 х 2 = 10 (к.)
Ответ: 10 книг на 2 полках.
V. Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Шейку моет,
Щечки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
3) Карандаш стоит 3 рубля. Сколько стоят 4 таких карандаша?
Работа в парах.
3 + 3 + 3 + 3 = 12 (м.)
3 х 4 = 12 (руб.)
Ответ: 4 карандаша стоят 12 рублей.
4) В 6 гаражах стоят машины по 2 в каждом. Сколько всего машин?
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12 (м.)
2 х 6 = 12 (м.)
Ответ: 12 машин в 6 гаражах.
4-я станция «Земельная» (Рисунок 3)
Встречает нас зверек, название которого вы узнаете, отгадав загадку.
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки.
(Появляется Мышка).
Задание Мышки – найти периметр прямоугольника.
а = 7см
в = 3см
7 + 3 + 7 + 3 = 20 (см)
Р = (а + в) х 2 = (7 + 3) х 2 = 20 (см)
VI. Итог урока (Рисунок 4. Рисунок 5)
– Чем занимались на уроке?
– Что было особенно интересным?
– С каким настроением закончили урок?
– Покажите свои звездочки, которые вы получили
за работу на уроке.
– Молодцы! Потрудились вы на славу, у паровозика
появились вагончики, в которых могут отдохнуть
или отправиться в путешествие наши друзья:
Улитка, Ежик, Зайчик, Мышка и другие животные.