Сценарий внеклассного мероприятия "И помнит мир спасенный…"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель мероприятия: воспитание у детей гордости и уважения к своей Родине, своему городу и истории своей школы.

Оформление:

  • Плакаты из цикла «Великая Отечественная война»
  • Фотовыставка «Школа в годы войны»
  • Выставка рисунков «Война глазами детей»
  • Семейные альбомы Воробьевой Д.П, Чешихиной М.М.
  • Выставочный стенд книг о Великой Отечественной войне.

Оборудование: музыкальный центр, микрофоны, музыкальные диски.

ХОД УРОКА

Ведущий: Появление в Салаире школы № 26 тесно связано с пуском в эксплуатацию свинцово-цинковой обогатительной фабрики в 1933 году. В районе фабрики началось строительство домов для ее рабочих. Окраина Салаира превратилась в густонаселенный район с большим количеством детей школьного возраста.

Ведущий: Руководство фабрики приняло решение – построить школу. И в 1937 году распахнула свои двери школа № 26.Построенная из красного кирпича, она с первых дней получила название «Красная школа». В школе было 8 классов, и вместила она 420 учеников. Первым директором был Сыромятников Николай Александрович.

Ведущий: Суровую школу жизни прошли выпускники первых лет. Их юность совпала с грозным для страны временем – Великой Отечественной войной.

(Звучит мелодия песни А.Александрова «Священная война»)

Ведущий: Война пришла и в наш сибирский городок. Заскрипели по ухабистым дорогам телеги, увозя на фронт мужиков. Вместе со своим директором ушли на фронт и наши выпускники, совсем еще мальчики…

Чтец:

Уходили мальчики – на плечах шинели.
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями.
Умирали мальчики – где, не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки.
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте.
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху.
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой,
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты,
Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом…
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.

Ведущий: На нашей сибирской земле не рвались бомбы и снаряды. Но была здесь своя, особая война, и в ней тоже надо было выстоять, выжить и победить.
После ухода на фронт Николая Александровича его заменила Касьянюк Мария Исааковна.
Вместе с ней в годы войны трудились:
Астафьева Анастасия Федоровна, Тугарина Клавдия Семеновна, Шкляева Вера Ефремовна, Франц Любовь Дмитриевна, Синкина Нина Федоровна, Редлих Таисия Афонасьевна, Дронжек Зинаида Иванов, Занина Анна Михайловна, Воробьева Дарья Павловна, Исаченко Нина Михайловна, Забелина Вера Григорьевна, Чешихина Мария Марковна

Ведущий: И еще об одном человеке хотелось бы вспомнить сегодня – это Мустафина Раиса Мустафьевна. С 1937 года начала работать она в нашей школе завхозом и проработала 21 год. В годы войны Раиса Мустафьевна брала топор и сама заготавливала в лесу дрова, так как отопление в школе было печным. Выполняла ремонтные работы. Школа была ее вторым домом.

Чтец:

Им было тогда по пятнадцать,
Девчонкам поры грозовой.
С врагом не пришлось им сражаться
Их брали на фронт трудовой.
В суровые, трудные годы
Пускай не в смертельном бою,
Они на военных заводах
Ковали победы броню.
Их девичьи руки грубели
От гари, от стружки стальной,
Они не носили шинели
Но были в страде боевой.
Их молодость кончилась рано.
Не лёгким был жизни маршрут.
Горят на груди ветеранов
Медали «За доблестный труд»

Ведущий: Сегодня у нас присутствуют те, на чьи плечи легло тяжкое бремя войны. Это труженики тыла, бывшие работники нашей школы: Занина Анна Михайловна, Чешихина Мария Марковна, Забелина Вера Григорьевна, Дронжек Зинаида Ивановна
Предоставим им слово.

(Учителя делятся своими воспоминаниями о том, какой была школа во время войны)

Чтец:

Они такого навидались,
Так намотались по Руси,
Так натрудились, настрадались,
Представить, даже нету сил.
Им в мирный день забот не мало,
А уж в военные года,
Когда на нас беда напала,
Ох, и досталась им тогда.

(В исполнении вокальной группы песня «Увела солдат война»)

Ведущий: Школьные учителя помимо знаний несли веру в добро, в справедливость, вселяли надежду в победу, в возвращение отцов и братьев с войны. Вместе писали письма на фронт.Поддерживали своей теплотой и заботой тех, в чей дом вошло страшное слово «похоронка»

Ведущий: Но не только на фронте гибли люди, это случалось и в глубоком тылу.
6 февраля 1943 года на Салаирском руднике произошла трагедия, о которой Салаирцы помнят до сих пор.В тот день на шахте был воскресник. Оборонной промышленности страны нужны были и цинк, и свинец, и золото, и серебро – все, чем богата Салаирская земля. Поэтому в шахту спустились не только рабочие рудника, но и те, кто пришел на воскресник.
Около 10 часов утра на штольне начался пожар. Спастись удалось не многим. В этот день в шахте погибло 85 человек. Среди них крепильщик первого участка Паньков Иван Матвеевич – отец бывшей ученицы нашей школы Паньковой Кати.Спустя годы Екатерина Ивановна Грошева посвятит своему отцу и тем, кто погиб в этот день на шахте свое стихотворение.

Чтец: Вновь шестое. Февраль. Ставлю в церкви свечу.

«Упокой его душу» чуть слышно шепчу.
«Упокой его душу, Ивана – раба…»
Почему мне такая досталась судьба?
Сиротой в этом мире жестоком мне жить,
Без отца и без ласки его всегда быть.
В сорок третьем проклятом военном году
Салаир пережил ту большую беду.
Черной птицей влетела в наш город она.
Сыновей у страны, матерей отняла…
Хоронили в мороз дорогих земляков,
Всех погибших в тот день молодых горняков.
Опустел Салаир, шепчут лишь тополя:
« Пусть им мягкою будет родная земля…»
Только вдовы и дети уже много лет –
Кто виновен в беде? Не находят ответ.

(Танец «Добро и зло»)

Ведущий: Но, не смотря не на что, советский народ выстоял в этой страшной войне. И девятого мая 1945 года вся страна произнесла это долгожданное слово – Победа!

(Песня «Победа»)

Ведущий: К сожалению не все вернулись с войны. Многие погибли, среди них и наши выпускники. Спустя 60 лет мы помним эти имена: (называются имена погибших)

Проклятая война, гори она огнем
Сердца наполнены тоскою и печалью.
Давайте павших помянем
Минутой скорбного молчанья.

(После минуты молчания песня « Журавли»)

Ведущий: Четыре года! 1418 дней! 34 тысячи часов и более 20 миллионов погибших, 80 миллионов калек и раненых. Таков кровавый итог второй мировой войны. Как хорошо, что все это сегодня уже позади.

Чтец:

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с великим днем,
С днем нашей славы, с днем Победы!
Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе НЕТ
Этим грабительским войнам.

Входят дети с рисунками:

1. Я нарисую яркое солнце!

2. Я нарисую синее небо!

3. Я нарисую свет в оконце!

4. Я нарисую колосья хлеба!

5. Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных!

6. И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!

Ведущий:

Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли.
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли!

(Песня «Я нарисую мир»)

Список литературы:

1. Родионова Н. Признание в любви России [Текст]/Н.Родионова//Управление школой – 2008.– №2. – С. 4-5.
2. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской [Текст]/Н.Н.Некрасова//Классный руководитель – 2004. – №8. – С. 8-15.