Цель: убедиться в том, что музыка не только может выражать, но ещё может изображать.
Задачи:
- услышать изобразительность в музыке;
- понять в чём отличие изобразительности в живописи и музыке;
ХОД УРОКА
Приветствие.
Вступительное слово учителя.
Всем нам приходилось видеть картины художников и любоваться чарующими пейзажами, выразительными портретами, интересными натюрмортами. И всем понятно как делает это художник. Делает это он кистью и красками. А может ли композитор что-либо изобразить в музыке? А если может – как это он сделает?
(Слайды с пейзажами)
Давайте послушаем одно произведение и поделимся своими впечатлениями.
М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» – слушание.
У: Понравилось произведение?
Д: Да!
У: А что вы услышали? Что представили или почувствовали?
Д: Как прыгают маленькие цыплятки или зайчики. Здесь слышно было как кто-то очень маленький прыгает.
У: А как вы это услышали? Что помогло вам это понять?
Д: музыка была отрывистая, в высоком регистре, лёгкая, слышались лёгкие поскоки.
У: Верно. Композитору удалось это очень хорошо. Мы действительно представили цыпляток маленьких непоседливых, вёртких. Вы сказали, что цыплятки прыгали. Представьте, что цыплятки спокойно сидят около мамы – курочки, мы бы смогли почувствовать их присутствие?
Д: Нет.
У: Верно, мы «увидели» цыплят потому,
что они прыгали, т.е. композитор в отличие от
художника изображает что-либо в действии.
Написал это произведение русский композитор 19
века Модест Петрович Мусоргский.
(Слайд с портретом композитора)
Повторное слушание и просмотр фрагмента мультфильма «Картинки с выставки» на музыку М.П. Мусоргского.
– В будущем мы ещё не раз встретимся с музыкой этого интересного композитора.
Наиграть вступление песни «Кукушка»
У: Что представили? Где вы могли слышать эти звуки?
Д: В лесу. Это кукушка кукует.
У: И опять вы правы. Композитор изобразил как кукушка кукует, а не её оперенье и её вид.
(Слайд с изображением кукушки).
Разучивание швейцарской народной песни
«Кукушка».
Добиваться лёгкости исполнения, игры динамики в перекличках групп.
Наиграть вступление к романсу «Жаворонок» М.И. Глинки.
У: Что напоминает этот музыкальный фрагмент?
Д: Дождик, пение птиц.
У: для дождика, я думаю, эта мелодия слишком выразительна. А вот трели птиц она передаёт очень точно. Каких певчих птиц вы знаете?
Д: Соловьи, жаворонки, домашние канарейки.
(Слайд с изображением певчих птиц).
У: Верно. Эти птицы очень красиво выводят свои короткие мелодии, которые завораживают даже композиторов. Они повторяют иногда их в своей музыке, как сделал это Михаил Иванович Глинка. Я предлагаю послушать его вокальное произведение, которое так и называется «Жаворонок».
Слушание произведения «Жаворонок» полностью. Обмен впечатлениями.
У: В том, что музыка может изображать – мы убедились на уроке. А можете ли вы сделать вывод: в чём различие изобразительности художника от изобразительности композитора?
Д: В отличие от художника композитор изображает всё в действии: пение птиц, цокот копыт, как капает дождь и многое другое.
У: Сегодня на уроке мы пообщались с
природой и всё это благодаря изобразительности в
музыке.
Вы хорошо поработали. Мне понравились ваши
ответы и работа на уроке. Спасибо. До следующей
встречи!