Урок музыки на тему "Изобразительности в музыке"

Разделы: Музыка


Цель: убедиться в том, что музыка не только может выражать, но ещё может изображать.

Задачи:

  • услышать изобразительность в музыке;
  • понять в чём отличие изобразительности в живописи и музыке;

ХОД УРОКА

Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Всем нам приходилось видеть картины художников и любоваться чарующими пейзажами, выразительными портретами, интересными натюрмортами. И всем понятно как делает это художник. Делает это он кистью и красками. А может ли композитор что-либо изобразить в музыке? А если может – как это он сделает?

(Слайды с пейзажами)

Давайте послушаем одно произведение и поделимся своими впечатлениями.

М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» – слушание.

У: Понравилось произведение?

Д: Да!

У: А что вы услышали? Что представили или почувствовали?

Д: Как прыгают маленькие цыплятки или зайчики. Здесь слышно было как кто-то очень маленький прыгает.

У: А как вы это услышали? Что помогло вам это понять?

Д: музыка была отрывистая, в высоком регистре, лёгкая, слышались лёгкие поскоки.

У: Верно. Композитору удалось это очень хорошо. Мы действительно представили цыпляток маленьких непоседливых, вёртких. Вы сказали, что цыплятки прыгали. Представьте, что цыплятки спокойно сидят около мамы – курочки, мы бы смогли почувствовать их присутствие?

Д: Нет.

У: Верно, мы «увидели» цыплят потому, что они прыгали, т.е. композитор в отличие от художника изображает что-либо в действии.
Написал это произведение русский композитор 19 века Модест Петрович Мусоргский.

(Слайд с портретом композитора)

Повторное слушание и просмотр фрагмента мультфильма «Картинки с выставки» на музыку М.П. Мусоргского.

– В будущем мы ещё не раз встретимся с музыкой этого интересного композитора.

Наиграть вступление песни «Кукушка»

У: Что представили? Где вы могли слышать эти звуки?

Д: В лесу. Это кукушка кукует.

У: И опять вы правы. Композитор изобразил как кукушка кукует, а не её оперенье и её вид.

(Слайд с изображением кукушки).
Разучивание швейцарской народной песни «Кукушка».

Добиваться лёгкости исполнения, игры динамики в перекличках групп.

Наиграть вступление к романсу «Жаворонок» М.И. Глинки.

У: Что напоминает этот музыкальный фрагмент?

Д: Дождик, пение птиц.

У: для дождика, я думаю, эта мелодия слишком выразительна. А вот трели птиц она передаёт очень точно. Каких певчих птиц вы знаете?

Д: Соловьи, жаворонки, домашние канарейки.

(Слайд с изображением певчих птиц).

У: Верно. Эти птицы очень красиво выводят свои короткие мелодии, которые завораживают даже композиторов. Они повторяют иногда их в своей музыке, как сделал это Михаил Иванович Глинка. Я предлагаю послушать его вокальное произведение, которое так и называется «Жаворонок».

Слушание произведения «Жаворонок» полностью. Обмен впечатлениями.

У: В том, что музыка может изображать – мы убедились на уроке. А можете ли вы сделать вывод: в чём различие изобразительности художника от изобразительности композитора?

Д: В отличие от художника композитор изображает всё в действии: пение птиц, цокот копыт, как капает дождь и многое другое.

У: Сегодня на уроке мы пообщались с природой и всё это благодаря изобразительности в музыке.
Вы хорошо поработали. Мне понравились ваши ответы и работа на уроке. Спасибо. До следующей встречи!