Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества».
Задачи:
- Обучающие:
- с помощью проблемно-поискового метода выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;
- используя текстовую информацию в учебнике, охарактеризовать плотность вещества как физическую величину с помощью плана;
- определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;
- формирование опыта практической деятельности
- Развивающие:
- способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать;
- способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли
- Воспитательные:
- мотивировать на активную деятельность обучающихся на уроке;
- мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;
- формирование умений оценивать свои и чужие поступки и действия, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы:
- словесные (рассказ дискуссия),
- наглядные (наблюдение, самостоятельная работа обучаемых,),
- проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации и поиск информации),
- стимулирования и мотивации (создание условий значимости учения, создание ситуации успеха),
- метод контроля (фронтальный опрос)
Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, ареометр, емкости разного объема.
ХОД УРОКА
I. Организационный
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивационный
Учитель: Сегодня вам представиться возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. А начать урок хочу с легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.
Жил в Сиракузах мудрец Архимед. Был другом царя Гиерона. Какой для царя самый важный предмет? Вы все догадались – корона! Захотелось Гиерону Сделать новую корону. Золота отмерил строго. Взял не мало и не много – Сколько нужно – в самый раз. Ювелиру дал заказ. Через месяц Гиерону Ювелир принес корону. Взял корону Гиерон, оглядел со всех сторон. Чистым золотом сверкает… Но ведь всякое бывает, И добавить серебро Можно к золоту хитро, А того и хуже – медь (Если совесть не иметь)… |
И царю узнать охота: Честно ль сделана работа? Не желал терпеть урон Сиракузец Гиерон. И позвал он Архимеда… Началась у них беседа. Гиерон: Вот корона, Архимед. Золотая или нет? Архимед: Чистым золотом сверкает. Гиерон: Но ты знаешь, все бывает! И добавить серебро Можно к золоту хитро. А того и хуже – медь, Если совесть не иметь. Сомневаться стал я что–то: Честно ль сделана работа? Можно ль это, ты скажи, определить? Но корону не царапать, не пилить… |
Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона?
Ученики: Дискутируют, выдвигают гипотезы.
Учитель: Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватают вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.
III. Актуализация знаний
Учитель: Ответьте на такие вопросы:
1. Из чего состоят все вещества?
2. В каких агрегатных состояниях может находится
вещество?
3. Чем отличаются агрегатные состояния друг от
друга?
4. Как определит объем тела правильной формы;
неправильной формы?
5. Какими способами можно определить массу тела?
6. Подумайте и дайте правильный ответ на вопрос:
что тяжелее атом или молекула?
Ученики отвечают на вопросы, друг друга
контролируя.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Посмотрите на первый рисунок и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.
Ученики: Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их масса и цвет.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы.
Учитель: Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ.
Ученики: У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете. Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.
Учитель: Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок и сделайте вывод.
Ученики: Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.
Учитель: А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?
Ученики: Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ – массой.
Учитель: А одинаковое число молекул помещается в данном объеме?
Ученики: Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.
Учитель: Отчего зависят различия веществ?
Ученики: От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.
Учитель: Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.
Ученики: Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.
Учитель: Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества. Продолжим выдвигать гипотезы, дискутировать и делать выводы.
Учитель: От чего зависит плотность вещества?
Ученики: 1. От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой.
Учитель: Давайте запишем физический
смысл плотности вещества: Плотность показывает
какая масса вещества приходится на единицу
объёма тела.
Теперь вы поработаете в парах по изучению
плотности вещества по плану, используя текстовую
информацию в учебнике:
1. Определение.
2. Обозначение.
3. Формула.
4. Единицы измерения.
5. Способы измерения.
6. Типичный признак.
Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?
Учитель: Если я возьму одно и тоже вещество массой 100 г и массой 50 кг , будет ли отличаться его плотность?
Ученики: Плотность будет одинаковая.
Учитель: Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?
Ученики: Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.
Учитель: Следовательно, что специфично для плотности вещества?
Ученики: Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.
Учитель: Теперь, выясним, каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр. Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.
Ученики: Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод.
V. Первичное закрепление знаний
Учитель: Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить, из чего сделана корона?
Ученики: Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным.
Учитель: Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:
1. Что показывает плотность вещества?
2. От чего зависит плотность вещества?
3. Какими способами можно определить плотность
вещества?
4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они
соотносятся друг с другом?
VI. Закрепление
Учитель: Откройте стр. 50-51 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна? Почему?
Ученики: Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний. В различных агрегатных состояний плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием.
Учитель: Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3?
Ученики: Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути.
Учитель: Зависит ли плотность воды от её объёма?
Ученики: Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения.
Учитель: Обратимся к рисункам 1, 2. Какое тело имеет наибольшую плотность; наименьшую плотность? Почему?
Ученики: Отвечают на поставленный вопрос и объясняют почему.
VII. Домашнее задание
Домашнее задание разделено на три вида. Выбор типа Д/З остается за учеником.
- § 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7 (1,2,3)
- § 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр»
- § 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность сахара-рафинада и сахара-песка. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.
Учитель: Урок я хочу закончить притчей
о полной банке. Приложение
1.
Спасибо за урок! Удачи!