Урок физики в 7-м классе по теме "Плотность вещества"

Разделы: Физика


Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества».

Задачи:

  • Обучающие:
    • с помощью проблемно-поискового метода выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;
    • используя текстовую информацию в учебнике, охарактеризовать плотность вещества как физическую величину с помощью плана;
    • определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;
    • формирование опыта практической деятельности
  • Развивающие:
    • способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать;
    • способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли
  • Воспитательные:
    • мотивировать на активную деятельность обучающихся на уроке;
    • мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;
    • формирование умений оценивать свои и чужие поступки и действия, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной  основе.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная.

Методы:

  • словесные (рассказ дискуссия),
  • наглядные (наблюдение, самостоятельная работа обучаемых,),
  • проблемно-поисковый (создание проблемной ситуации и поиск информации),
  • стимулирования и мотивации (создание условий  значимости учения, создание ситуации успеха),
  • метод контроля (фронтальный опрос)

Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийный проек­тор, экран, ареометр, емкости разного объема.

ХОД УРОКА

I. Организационный

Приветствие  обучающихся. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный

Учитель: Сегодня вам представиться возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую  вы поможете мне определить чуть позже. А начать урок хочу с легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались – корона!

Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много –
Сколько нужно – в самый раз.
Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает…

Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь
(Если совесть не иметь)…
И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?

Не желал терпеть урон
Сиракузец Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.

Гиерон:
Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?

Архимед:
Чистым золотом сверкает.

Гиерон:
Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что–то:
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить…

Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить,  из чего сделана корона?

Ученики: Дискутируют, выдвигают гипотезы.

Учитель: Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватают вам знания для ответа на вопрос?  Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

III. Актуализация знаний

Учитель: Ответьте на такие вопросы:

1. Из чего состоят все вещества?
2. В каких агрегатных состояниях может находится вещество?
3. Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга?
4. Как определит объем тела правильной формы; неправильной формы?
5. Какими способами можно определить массу тела?
6. Подумайте и дайте правильный ответ на вопрос: что тяжелее атом или молекула?
Ученики отвечают на вопросы, друг друга контролируя.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Посмотрите на первый рисунок и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.

Ученики: Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их масса и цвет.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы.

Учитель: Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ.

Ученики: У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете. Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.

Учитель: Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок и сделайте вывод.

Ученики: Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.

Учитель: А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?

Ученики: Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ –  массой.

Учитель: А одинаковое число молекул помещается в данном объеме?

Ученики: Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.

Учитель: Отчего зависят различия веществ?

Ученики: От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.

Учитель: Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.

Ученики: Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.

Учитель: Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества. Продолжим выдвигать гипотезы, дискутировать и делать выводы.

Учитель: От чего зависит плотность вещества?

Ученики: 1. От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой.

Учитель: Давайте запишем физический смысл плотности вещества: Плотность показывает какая масса  вещества приходится на единицу объёма тела.
Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике:

1. Определение.
2. Обозначение.
3. Формула.
4. Единицы измерения.
5. Способы измерения.
6. Типичный признак.

Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?

Учитель: Если я возьму одно и тоже вещество массой 100 г и массой 50 кг , будет ли отличаться его плотность?

Ученики: Плотность будет одинаковая.

Учитель: Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?

Ученики: Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.

Учитель: Следовательно, что специфично для плотности вещества?

Ученики: Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.

Учитель: Теперь,  выясним,  каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр.  Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.

Ученики: Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод.

V. Первичное закрепление знаний

Учитель: Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить,  из чего сделана корона?

Ученики: Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным.

Учитель: Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:

1. Что показывает плотность вещества?
2. От чего зависит плотность вещества?
3. Какими способами можно определить плотность вещества?
4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?

VI. Закрепление

Учитель: Откройте стр. 50-51 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна? Почему?

Ученики: Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний. В различных агрегатных состояний плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием.

Учитель: Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3?

Ученики: Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути.

Учитель: Зависит ли плотность воды от её объёма?

Ученики: Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения.

Учитель: Обратимся к рисункам 1, 2. Какое тело имеет наибольшую плотность; наименьшую плотность? Почему?

Ученики: Отвечают на поставленный вопрос и объясняют почему.

VII. Домашнее задание

Домашнее задание разделено на три вида.  Выбор типа Д/З остается за учеником.

  • § 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7 (1,2,3)
  • § 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр»
  • § 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность сахара-рафинада и сахара-песка. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.

Учитель: Урок я хочу закончить притчей о полной банке. Приложение 1.
Спасибо за урок! Удачи!