Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? По моему мнению, начинать приучать ребенка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно, и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.
В начале работы с детьми по знакомству с Конвенцией, была проделана следующая предварительная работа:
- изучены материалы Конвенции;
- из общего количества статей определены те, которые, понятны и доступны детям;
- статьи условно объединены в несколько блоков: право на охрану и укрепление здоровья; право на образование; право ребенка участвовать в играх, развлечениях; право на сохранение своей индивидуальности;
- проведен анализ всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения с целью выделения уже заложенного в ней правового аспекта;
- изучена методико-педагогическая литература с социально-нравственной направленностью.
Прежде, чем приступить к конкретной деятельности с детьми, была проведена работа с родителями.
Проведенные мною исследования говорят о том, что очень многие родители не имели понятия о существовании Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, хотя эти материалы находились всегда в приемной группы на видном месте. Поэтому, в первую очередь родители были познакомлены с основополагающими документами и раскрыто их значение в воспитании личности малыша. По мере освоения родителями Конвенции они принимали непосредственное участие в ее обсуждении. Была оформлена выставка детского рисунка на темы: «Вот как я играю дома», «Моя семья»; выставка плакатов под девизом: «Защитим наших детей от …», проведены совместные праздники: «Мы мужчины», «Мамин день»; круглый стол: «Обсуждаем проблему образования».
Затем был составлен перспективный план работы по правовому воспитанию детей 4-7 лет. Основой которого, стала модель реализации статей Конвенции в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения в интеграции правового материала через различные виды деятельности с детьми (традиции, игры, совместные с родителями праздники и развлечения, художественно-творческую деятельность).
Образовательная область «Здоровье» по программе дает возможность в достаточной мере обеспечить соблюдение права ребенка на сохранение и укрепление своего здоровья. Данное право было реализовано через комплекс различных мероприятий по темам: «Здоровье – это бесценный подарок», «Мой организм», «Что такое распорядок дня?» и т.п., через познавательные вечера, встречи с врачом, психологом, где эти сведения расширялись и конкретизировались.
Второе по значимости право ребенка – право на образование, реализуется в образовательной области «Познание», в темах мероприятий: «Моя семья», «Самые любимые», «История моего города», «Родина, любовь, Отечество», «Удивительное место на Земле». Выбрав за основу планирования интегрированную систему, содержание статей Конвенции вносится в любую деятельность. Например, материал по статьям о гражданстве, равноправии, о детях с физическими недостатками, глухих, глухонемых дети закрепляют в игровой деятельности: в дидактических играх «Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Назови самое длинное имя, которое начинается с буквы …»; в хороводных играх: «Друг, дружочек, становись в кружок», «Угадай по голосу и произнеси имя тихо (громко), нараспев, по слогам»; в сюжетно – ролевых играх: «Семья», «Школа», «Детский сад»; в художественно-творческой деятельности: в лепке медальонов с начальной буквой имени, рисование символов своего имени, изготовление панно «Приветствие» в группе.
Раскрытию содержания статей Конвенции во многом помогает чтение художественной литературы. Анализ произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. Дети были познакомлены с произведениями таких авторов, как: Е.С. Шабельник «Ваши права», «Права ребенка», «Права на всякий случай», А.С. Усачев «Приключение маленького человечка», Г. Остер «Нарушение правил приличия, вежливости, этикета», «Право – нарушения», Л. Васильева, Гангнус «Азбука вежливости».
Реализация права детей на развлечение, досуг и отдых предусмотрена в системе развлекательных и досуговых мероприятий, таких как: «Праздник Осени», «День Матери», «Новый год», «Книжкина неделя», «День театра».
Право иметь собственные интересы, право свободно мыслить, проявлять развивающие способности реализуется в образовательной области «Безопасность», где дети участвуют в проектах «Право на жизнь», «Каждый в ответе за другого», в празднике «Дары леса».
Хочется отметить, что защита прав и достоинств ребенка в дошкольном учреждении значима и необходима. Наблюдения показывают, что дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Чувство правосознания, значимости своего «Я» начинает проявляться на словесном уровне через высказывания и замечания друг другу («я имею право», «ты не имеешь право этого делать»), в умении анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.
Список использованной литературы:
- Козлова С.А. Мы имеем право! – М.: Обруч, 2010. – 208с.
- Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80с.
- Особенности правового воспитания дошкольников – Д/в №10 2009. – с.14.