Цели урока:
- Образовательная: повторение теоретического материала по теме «Свойства показательной функции», отработка навыков решения показательных уравнений и неравенств, проверка умений применять теоретический материал при решении уравнений и неравенств;
- Рразвивающая: развитие умений выявлять закономерности и обобщать, развитие навыков самоконтроля;
- Воспитательная: воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов, навыков работы в парах, умения вести диалог.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Форма проведения: работа в парах, индивидуальная работа, работа у доски.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка домашнего задания, постановка целей урока.
II. Актуализация знаний
Учитель: Мы изучили тему «Показательная функция», научились решать показательные уравнения и неравенства. Сегодня мы в течение урока повторим эту тему, обобщим и систематизируем полученные знания, отработаем навыки решения показательных уравнений и неравенств. Работать будем в парах, каждый "за себя" и у доски. Но, прежде чем приступить к решению, давайте повторим теоретический материал, который мы использовали при решении показательных уравнений и неравенств, изученный нами ранее. Сформулируйте свойства степеней с рациональным показателем. (Учащиеся формулируют, учитель записывает на доске)
Свойства степеней am
• an = am + n am/
an = am – n |
Учитель открывает закрытую доску:
Вычислить устно:
(8 • 125)1/3;
25– 1/2 • (1/5)– 2 + 2– 1 • (– 2)– 2
(2– 4 • 2– 9) : 2– 12;
32 • (2– 3)2;
16– 1/3 • (1/2)– 2 – 5– 1 • (1/25)– 1/2
(64 • 2– 4)2;
4– 1/3 • 161/3 : 4 1/3;
3 • 90,2 : 3– 1/5
Блиц-опрос (класс делится на две команды, можно по вариантам или по рядам. Одна команда задает вопрос другой команде по данной теме, вопросы задаются по очередиm – n
Вопросы 1-й команде:
1. Какая функция называется показательной?
2. Укажите область значений у = 0,2х.
3. При каком условии функция убывает?
4. При каком условии показательное уравнение не
имеет решений?
Вопросы 2-й команде:
1. Что является областью определения функции?
2. Условие возрастания функции.
3. Необходимость знания условий возрастания и
убывания функции.
4. Какие вы знаете способы решения показательных
уравнений?
Решите устно:
16х = 1 3х = 27 5х = 1/√25
(1/2)х = 32 46 – x = 43x – 2 (1/3)2 – x = 9√3
3х+2 < 81 (1/4)3х > (1/4)6 (2/3)2х – 4 < 4/9
III. Работа в парах
Учитель: Мы с вами повторили теоретический материал, который поможет вам при выполнении заданий по карточкам. Приступайте к выполнению заданий.
(Учащиеся по парам начинают работать по карточке , обсуждая способ решение. На выполнение задания отводится определенное время, в зависимости от уровня подготовленности класса, выполнив все задания на этой карточке, они проверяют ответы, обмениваясь карточкой с другой парой. Ответы вывешены на доске после решения карточек. Если всё выполнено верно, они выставляют оценку. Если при работе в парах возникают трудности, учащиеся объясняют друг другу. Учителю необходимо только поставить оценку в лист учета)
Указать способы решения показательных уравнений.
Результаты занесите в таблицу:(данная таблица вывешивается на доске после решения карточки с верными ответами)
Приведение к одному основанию | Вынесение общего множителя за скобки |
Замена переменного (приведение к квадратному) |
2, 5, 10, 12 |
1, 7, 9, 11 |
3, 4, 6, 8 |
Индивидуальная работа по карточкам: (каждый учащийся получает карточку с заданием, после решения, тетради сдаются учителю на проверку)
КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ
Карточка №1 |
Карточка №2 |
Решите уравнения: а) (1/3)2x+3 =
1/9x – 2 |
Решите уравнения: a) 36x – 3/x
= √272x – 1 |
Карточка №3 |
Карточка №4 |
Решите уравнения: а) 3x+1 – 2 •
3x – 2 = 75 |
Решите уравнения: а) 25x – 4 •
5x – 12 = 0 |
Карточка №5 |
Карточка №6 |
Решите неравенства: а) (4)x+1,5 <
4 – 2 |
Решите неравенства: а) 22x – 1
+ 22x – 2 + 22x – 3 > 448 |
IV. Работа у доски (на доске решаются показательные уравнения и неравенства, 4 уч-ся у доски, остальные на местах, 1 уч-ся решает задачу их ЕГЭ )
7x + 2 + 4 * 7x + 1 = 539
100x – 11 * 10x + 10 = 0
πx – π2x > 0
4x – 2x + 1 – 8 = 0
Задание из ЕГЭ: при каких значениях параметра а уравнение 2х а + 2 – х – 5 имеет единственное решение?
V. Итог урока
Итак, сегодня мы повторили тему «Показательная функция и ее свойства. Решение показательных уравнений и неравенств». Отработали навыки решения уравнений и неравенств стандартными методами, посмотрели какие могут быть задания в ЕГЭ. На следующем уроке мы пишет с вами контрольную работу по данной теме, поэтому необходимо выполнить домашнюю контрольную работу, которая будет учитываться при выставлении оценки за данный урок. Оценки учащимся выставляются с учетом всех заданий.
Домашняя контрольная работа.
I вариант |
II вариант |
Решите уравнения и неравенства. |
Решите уравнения и неравенства. |
|
|
Лист учета работы учащихся на уроке:
Вид задания Ф.И. уч-ся |
Устная работа | Блиц-опрос | Работа в парах | Индивидуальная работа | Работа у доски | Домашняя контрольная работа |
|
Литература.
- А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева и др. "Алгебра и начала анализа 10-11 кл" в двух частях под редакцией А.Г. Мордковича М.: Мнемозина 2008 г
- М.И. Башмаков "Алгебра и начала анализа 10-11 кл" М.: Просвещение 1992 г
- Математика. Контрольно измерительные материалы. М.: Центр тестирования 2005 г
- С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов "Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 кл" Москва "Просвещение" 1990 г
- А.А. Тарымов "Сборник задач по математике" Волгоград, 1996 г.