Оформление кабинета. Школьный кабинет оформляется под «необитаемый остров». На школьной доске рисуется карта «острова» («Озеро кислот», «долина газов», «загадочная река»). Остров полон неизвестных животных и растений. Задача ребят «выжить» на этом острове. За каждое выполненное задание «герои» зарабатывают не только баллы, но сладкие призы, в зависимости от сложности вопроса, мандарины, яблоки, конфеты и всё это складывают в корзины, а в конце игры подводятся итоги, кто больше «добыл пищи». Участники делятся на две команды – «племя» и выбирают себе название.
Жюри состоит из учителей. Ведущий учитель объясняет задания.
Племя «Канарейки» и «Суслики»
Учитель: Всем знакомо произведение Даниеля Дефо «Приключения Робинзона Крузо», в основу романа положено истинное происшествие с шотландским моряком Александром Селикирком, который после ссоры с капитаном был высажен на необитаемый остров и провёл там 4 года и 4 месяца и, наконец, попал домой. Сейчас, называют Робинзоном человека, попавшего в места, где нет людей, привычной пищи, нормальных условий. Давайте хоть на время представим себя Робинзонами.
Задания:
1. «Герои» встречают неизвестных животных: (картинки животных, составленные из фрагментов различных животных). Определить фрагменты различных животных и придумать названия.
Придуманные названия: «Стрекмокаш» и «Вилорогий тигропотам»
2. «Удивительные растения»: цветы, на лепестках которых, написаны загадки.
С ним сдружились мы давно , дарит он крупу и толокно
И муку, и кашу, и печенье. Поблагодарим за угощенье.Желтые горошины – просто загляденье.
Молоко и шоколад – просто объеденье!Били меня, били. Колотили, колотили,
Клочьями рвали, по полю валяли,
Под ключ запирали, на стол постилали.Цветок – на медок и на бражку,
Зерно – на блинок и на кашку,
А соломы клочок – кабану под бочок.Есть культурный молодец, многолетний боб храбрец.
Видов тридцать зеленеет, сантиметров шесть имеет.
В тропиках, субтропиках врастает в землю носиком.В жизни только раз цветёт, и соплодие даёт.
То ли шишку, то ли плод, сочный фрукт, как будто мёд.
После каждого испытания участники получают заработанные очки в виде конфет, яблок, мандаринов.
3. «Идём ловить рыбу»
В импровизированной реке, изображённой на полу класса, в беспорядке разложены вырезанные из ватмана рыбки и разрезанные пополам, на них написаны катионы и анионы химических веществ. К каждой из половинок прикреплены канцелярские скребки, за две минуты представители каждой команды, с помощью магнитной удочки, должны наловить как можно больше рыбы и составить из них формулы химических веществ.
4. «Собираем лекарственные Растения»
Учащимся предлагаются картинки и гербарии лекарственных и ядовитых растений, они должны выбрать лекарственные и рассказать об их применении.
5. «Строим жилище»
На импровизированных пальмовых листьях написаны задания.
1. Герои романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. «Быть может, оно слишком долго лежало?» – озадаченно спросил один из них. Что ответил Паганель? Почему мясо ламы оказалось не съедобным?
2.1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много трудных месяцев продвигались отважные путешественники по снежным пустыням Антарктиды, оставляя на своем пути небольшие склады с продуктами и керосином – запасы на обратную дорогу. Но на обратном пути Скотта поджидала беда: на первом же складе не оказалось керосина, жестянки, в которых он хранился, стояли пустые. С трудом добрались путешественники до следующего склада, но и там их встретили пустые банки: весь керосин вытек. В результате, оставшись без огня и пищи, экспедиция вскоре погибла. В чем крылась причина таинственного исчезновения керосина?
3.«Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется… в самом деле чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что – то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другое около себя. «Теперь пора!» – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади него что-то перебегает с места на место». Что за цветок искал Петро, и в каком литературном произведении?
4. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях?
5.19 июля 1912 года великий русский физиолог И.П. Павлов должен был получить почетное звание доктора Кембриджского университета. Когда он шел получать диплом, то с удивлением увидел, что стоявшие на хорах английские студенты спустили ему на веревочке какой-то предмет. Это оказался подарок. Позже Павлов узнал, что тридцать лет назад примерно так же студенты приветствовали Чарльза Дарвина. Что подарили англичане Павлову, а что – Дарвину?
6. Во всех многообразных композициях икебаны, как правило, присутствуют три обязательных компонента. Это могут быть, например, цветок, ветка и трава. Какие три начала они символизируют
7. Во всех многообразных композициях икебаны, как правило, присутствуют три обязательных компонента. Это могут быть, например, цветок, ветка и трава. Какие три начала они символизируют?
8. Почему жители Памира и Гималаев не употребляют в пищу такое столь уважаемое на Востоке блюдо, как плов?
6. «Химическое дерево»
На комнатном растении развешаны маленькие ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов. По очереди, снимая листочки, отгадывают, и только отгадав, могут снимать следующий листок. Та команда, которая больше отгадала, больше заработала баллов и призов.
7 . «Отправляемся на поиски сокровищ» (решаем задачи)
1. Об этом минерале так писал Гай Плиний
Старший: «Киноварь толкут пестами в медной
ступке с уксусом или помещают её в железной чашке
на глиняное блюдо, покрывают другой чашкой,
которую замазывают глиной, раскаливают на огне,
раздуваемом с помощью меха, и собирают осевший на
чашке пот, который имеет вид серебра и
подвижность воды»
Какое вещество, имеющее «вид серебра и
подвижность воды», получается в ходе описанных
превращений? Напишите уравнение реакции. Какая
масса указанного вещества получается из 0,01 моль
минерала, содержащего 5% примесей, если его
подвергли прокаливанию на воздухе. Выход
составляет 75%?
2. Римский историк Гай Плиний Старший
пересказал легенду о жемчужинах Клеопатры.
Египетская царица устроила пир в честь римского
полководца Марка Антония. А надо сказать, что
среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры
больше всего славились серьги с огромными
грушевидными жемчужинами, массу которых
оценивали историки в 40,2г.
Желая поразить римского гостя, Клеопатра
растворила одну из жемчужин в кубке с вином, и
выпила его за здоровье гостя.
Но известно, что жемчуг не растворим ни в вине, ни
в воде, он переходит в раствор только при
действии кислот, так и полагается вести себя
карбонату кальция. Что было в кубке Клеопатры?
Напишите уравнение возможной реакции.
Рассчитайте объём газа, который выделился бы
при химическом разложении жемчужин Клеопатры.
8. Подведение итогов игры и награждение победителей