Взаимодействие ДОУ и семьи это одно из важнейших направлений, над которым работают педагоги нашего дошкольного учреждения, так, как самое большое влияние на развитие ребенка оказывают именно родители. В связи, с этим в дошкольном образовательном учреждении наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьей не один год используются и новые взаимодействия с родителями.
Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы
как посещение семей воспитанников на дому, что
позволяет изучить семью, установить контакт с
родителями, выяснить условия воспитания. Для
визита в семьи разработаны алгоритмы посещения
семей разных типов (Приложение 1)
С целью развития у родителей умения вступать в
контакт и грамотно взаимодействовать со своим
ребенком используются познавательные формы
работы, которые включают:
– семинары-практикумы: «Детские капризы и как
их преодолеть», «Профилактика нарушений ОДА в
домашних условиях», «Ошибки семейного
воспитания и их влияние на психическое здоровье
ребенка» и др.,
– информационно-практические занятия
«Технические навыки в изобразительной
деятельности», «Воспитание самостоятельности,
ответственности и отзывчивости» и др.,
– деловые игры: «Авторитет родителя»,
«Воспитание добрых чувств у дошкольников»,
«Толерантность» и др.,
– ток-шоу «Есть мнение» на тему «Агрессивный
ребенок» (Приложение 1),
"Два взгляда на воспитание ребенка" и др.,
– круглые столы: «Этот удивительный ранний
возраст», «Родитель – пример для детей»,
«Безусловное принятие ребенка». «Семья. Семейный
микроклимат» и др.,
– тренинги «Стиль семейных отношений», «Учимся
понимать друг друга» и др.
Вместе с тем организуются встречи, на которых воспитатели демонстрируют родителям занятия по разным видам деятельности (например, «Знакомство с цифрой», «Путешествие в страну звуков», «Мы сильные, ловкие, смелые» и др.). В ходе которых родители познают методы и приемы развития детей.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, также они способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в семье
Понимая что, воспитание не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка мы наполняем педагогическое сопровождение родителей досуговыми формами общения, в которых родители играют ведущую роль. Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, развивать у родителей умение и желание взаимодействовать с участниками воспитательно-образовательного процесса. К данной форме мы отнесли проведение педагогами таких совместных праздников и досугов как: «День семьи», «День матери», «День папы», «Рождественские посиделки», «Русский сувенир», «Неразлучные друзья взрослые и дети», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Мама, папа, я – футбольная семья», «Осенние фантазии» и др., а также совместные театрализованные представления: «Золушка», «Космическое приключение Снегурочки», «Колобок», «Двенадцать месяцев» и творческие детско-взрослые проекты: «Осенние фантазии», «Новый год у ворот», «Дело в шляпе» и др.
Наряду с этим мамы и папы имеют возможность проявить свои творческие способности и через совместно участие с детьми в выставках, которые ежемесячно организуются в детском саду, а также в конкурсах, проводимых не только на уровне детского сада, но и на городском и региональном уровнях.
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосфере родители становятся более открытыми для общения. При подготовке досуговых форм воспитатели уделяют особое внимание педагогическому содержанию мероприятия.
Отдельную группу составляют информационно-наглядные формы организации общения. Их специфика заключена в том, что общение педагогов с родителями не прямое, а опосредованное через родительские уголки, в которых в каждой возрастной группе имеются рубрики: «Это интересно» (консультации), «План мероприятий с детьми на месяц», «Медицинская страничка» «Наше творчество», «Специалисты советуют», «Наша жизнь день за днем», где представлены материалы о минувшем дне: какие проходили занятия, что читали детям, какие песни выучили на музыкальном занятии, куда ходили на экскурсию, какой смотрели спектакль и мн. др.
В заключение, хотелось бы отметить что, проводимое анкетирование позволяет сделать вывод об эффективности использования разных форм с родителями:
1. Родителям нравится возможность получить
ответы на вопросы, решить проблемы – 79%
2. Родители узнают много интересной и
поучительной информации о возрастных
особенностях своих детей и методах
взаимодействия с ними – 89%.
3. Родителям интересно общаться со специалистами
– 89%.
4. Родителям нравится совместная деятельность
педагогов, родителей, детей – 95%.
5. Родителей привлекает возможность совместных
занятий с детьми в детском саду – 92%.
Родительское собрание в форме «Ток-шоу
«Есть мнение»
«Что такое агрессивность?»
Цель: обсудить с родителями проблему агрессивности детей с различных точек зрения, помочь в детализации данной проблемы и возможных путей её решения. Помочь родителям не только усвоить полученную информацию, но и практически отработать навыки взаимодействия с детьми.
План проведения собрания
1. Сообщение темы обсуждения.
2. Работа в подгруппах. Обсуждение вопросов:
«Что такое агрессия?»
«Откуда агрессия родом?»
«Нужна ли агрессия человеку?» (обсуждение 10
мин.)
Комментарий:
Агрессия – это действие, агрессивность –
готовность к совершению таких действий. Агрессия
заложена в каждом человеке от природы, являясь
инстинктивной формой поведения, в основе
которого – самозащита и выживание. Однако люди
используют агрессию по-разному. Одни – чтобы
созидать и защищать, другие – для разрушения и
нападения.
Психологи убеждены: уровень агрессивности
ребенка всегда напрямую связан с агрессивностью
родителей. И вообще со стилем домашнего
воспитания и общения.
Для начала стоит задуматься: а не бьет ли через
край агрессия у самих мамы с папой? Не
провоцируют ли они ее своим поведением вольно
или невольно?
Если ребенка часто наказывают, ругают, критикуют,
унижают человеческое достоинство, могут
отшлепать, он учится скрывать гнев в присутствии
родителей, но, скорее всего, проявит агрессию в
другой ситуации. Словом, вернет всю свою обиду
этому миру…
Жестокие мультики, сцены насилия по телевизору
тоже способствуют повышению агрессивности.
Но вот парадокс: если ребенку постоянно угождают,
потакают, слишком снисходительны к
отрицательным поступкам, будто не замечают их, –
все это тоже ведет к росту агрессивности! Что
вполне объяснимо с точки зрения психологии:
порядок, четкие оценки того, что есть хорошо и что
плохо, создает ощущение безопасности. Если
такого ощущения нет, на подсознательном уровне
возникает страх, который всегда становится
основой агрессивности.
Кстати
Психологи утверждают: не бывает плохих чувств!
Агрессия тоже нужна человеку. Только необходимо
научиться ею грамотно управлять. Еще среди
причин агрессивности ребенка психологи выделяют
такую: нарушение исследовательской активности
ребенка. Вот ситуация: малыш растет, начинает
ползать, всюду залезать, щупать, пробовать,
изучать – ему все в этом мире интересно! Мудрая
мама поддержит маленького исследователя,
оградив лишь только от откровенно опасных для
здоровья вещей. Но есть мамы, которые запрещают
ребенку изучать всю полноту мира, сажают
бедолагу в манеж, огораживают «ареал
исследований» детской комнатой с игрушками, то и
дело останавливают и возвращают на коврик или в
песочницу: туда не ходи, и сюда тоже! Ребенок
подрастает, природная потребность в
исследовании у него не удовлетворена – он не
ощупал мир и не попробовал его на вкус, цвет или
звук. И тогда делает это позже назначенного
времени: ткнет собаку ногой в бок и отбежит,
ударит лопаткой сверстника и смотрит не зло, а с
любопытством – что будет. Такой род исследования
часто встречается у детей с нарушением
эмоциональной сферы, они просто не в состоянии
оценить последствия своих поступков – и все
из-за тех самых излишних запретов на
исследование мира.
Впрочем, в жизни есть тысячи ситуаций, когда
сильные эмоции, в том числе агрессия, возникают
совершенно естественно! Тем более агрессия тоже
нужна человеку в палитре эмоций: здоровый ее
уровень позволяет не быть мягкотелым, пассивным.
3. Обсуждение вопроса:
«Какая бывает агрессия?» (обсуждение 10 минут)
Комментарий:
Ну, понятно, что если у малыша забрали игрушку, а
он в ответ толкает обидчика, бросает в него
песком, громко кричит – это самое частое
выражение агрессии.
Но бывает так: в магазине ваше чадо вдруг ни с
того ни с сего устраивает истерику. Или вот
ситуация: вы спешите в театр или в гости, а дочка
начинает капризничать,
медленно надевает колготки, всячески тянет
резину и мамины нервы. Вполне вероятно, это тоже
проявление агрессии! То есть выражение гнева в
косвенной форме, когда проявить эмоции уже не так
опасно. Стоит поразмыслить: утром вы накричали на
ребенка, отругали за разлитое молоко. Ребенок,
зная ваш крутой нрав, не смог ответить тем же –
силы неравные, попробуй-ка, ответь – получишь!
Обида затаилась, эмоции задержались – и вдруг
спустя время вылились невольным протестом,
местью – назло, назло обидчику!
Такой же косвенный вариант проявления агрессии:
старшая сестра обидела младшего братишку, тот
опять же не в силах ответить тем же. Агрессия
выйдет на другого, более слабого: на малыша во
дворе или на собачку в доме. А у подростков разве
не так? Нередко мальчишки – жертвы жестокого
семейного воспитания – собираются в стаи и идут
громить лавки в парке, бить людей в темном
переулке…
Словом, вот так по-разному может проявляться
агрессия.
Есть третий тип: когда эмоции сдерживаются,
остаются внутри. Психологи говорят: не
отреагированные, не выплеснутые, загнанные
внутрь, отрицательные чувства обязательно
проявятся болезнью.
Но высшая форма – научиться задерживать
негативные эмоции еще до наступления агрессии,
самому для себя сформулировать ее причину и
постараться устранить. Даже не всякий взрослый
умеет это делать, ну а уж если умеет – сможет
научить этому и ребенка.
Кстати
Если малыш до трех лет тискает кошку так, что она
верещит, не спешите обвинять свое чадо в садизме:
до определенного возраста это всего лишь
природное любопытство. Ребенок изучает мир, в том
числе и так: хватает кошку, а она – о радость –
реагирует! Это ж вам не пластмассовый ежик. Важно
просто научить малыша понимать других живых
существ, сострадать. Агрессия и жестокость могут
проявиться позже – и провоцируют ее чаще всего
сами родители.
4. Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка»
Каждой подгруппе выдаётся карточка
«Характерные особенности ребёнка». (Приложение
1) Участники подгрупп совместно
выбирают черты, которые свойственны
агрессивному ребёнку, после чего проводится
общее обсуждение.
Родители заполняют анкеты «Признаки
агрессивности», «Критерии выявления
агрессивного ребёнка» (Приложение
2, Приложение 3)
5. Обсуждение вопроса:
«Как помочь ребёнку справиться с агрессией?» (обсуждение 10 мин.)
Комментарий:
Задача родителей – научить ребёнка
конструктивным формам использования агрессии –
для самозащиты, для защиты слабых и близких
людей, для того, чтобы добиваться цели,
разозлившись на самого себя, и т.д. Если родители
сами ведут себя агрессивно по отношению к
ребёнку, постоянно применяя наказания, в том
числе и физические, излишне контролируют все
действия ребёнка или, напротив, не обращают на
него внимания, ребёнок может решить, что
единственный способ добиться того, что он хочет,
– это агрессивное поведение.
В любом случае с самого детства человека нужно
учить грамотно справляться с эмоциями. И
выражать их в приемлемой форме. Как?
Первый шаг: научиться осознавать свои чувства.
Для этого взрослые ВСЕГДА выражают разные свои
чувства словами: да, я огорчен, обижен, подавлен.
Даже рассержен! Разгневан! Или наоборот:
счастлив, горд. И ребенок постепенно учится тому
же. Параллельно учимся осознавать причину
эмоций. Вот почему взрослые говорят так: «Ты
рассержен, ведь Маша забрала у тебя игрушку». Или:
«Ты сердишься, тебе хочется покататься на
велосипеде, но он чужой, и Витя не хочет тебе его
давать».
Кстати, когда ребенок научится проговаривать
свои чувства, немалая доля негатива будет
выплескиваться уже в этот момент.
Второй шаг: поиск конструктивного пути решения.
Сколько ситуаций – столько и вопросов, как
разрешить их правильно.
«Нельзя отнимать велосипед, он чужой. А может, мы
попросим его на несколько минут?». Или вот
ситуация: ребенка ударили. Научить давать сдачи?
Психологи признают: иметь силу и уверенность
дать отпор – дело правильное, порой приходится
идти и на такой шаг, но по каждому поводу
обязательно метить кулаком в лицо – ни к чему.
Ведь взрослые не дерутся из-за каждого конфликта.
Конструктивно разрешить ситуацию можно и так:
«Не смей меня больше трогать, иначе получишь!». А
когда острота конфликта прошла, строить
отношения сотрудничества.
Стаканчик гнева
А еще нам всем – и детям тоже! – позволительно
порой выплескивать свой гнев, ведь мы уже
договорились, что эмоции естественны… Только
делать это правильно, чтоб отрицательная энергия
не разрушала хрупкий мир.
- Позвольте малышам швыряться игрушками – только пусть вокруг будут разложены мягкие зайцы, надувные или каучуковые мячики, легкие пластмассовые фигурки.
- Научите, что кидать все это лучше в стену – да посильнее размах! Кстати, можно в сердцах грохнуть об пол металлическую посуду – шуму будет! А с грохотом, как пар из чайника, выйдет и лишняя агрессивность.
- Заведите «стаканчик гнева»: приспособьте любой нарядный стакан, туда при случае можно орать во всю глотку!
- В минуту, когда эмоции захлестывают, можно отвернуться к стенке и кричать всякую тарабарщину, что на язык взбредет.
- Еще мама с ребенком может взять в зубы полотенце и перетягивать его – так хорошо снимать мышечный спазм, который часто сопровождает гнев, и выпустить отрицательные эмоции.
- Агрессию хорошо снимает вода: можно побросать мячик в воду, чтоб брызги летели. Главное, соседей не залить.
Все это нужно для того, чтобы ребенок направлял
свой гнев не на людей, а переносил его на
неодушевленные предметы, выплескивал в игровой
форме.
А вот чтоб приступы гнева не стали слишком
частыми и характер у ребенка формировался
уравновешенный, помогут рисование, лепка из
глины или пластилина. (Приложение
4)
6. Упражнение «Работа с гневом». Подгруппам
выдаётся список выражения гнева. (Приложение
5)
подгруппы в результате обсуждения выбирают
наиболее приемлемые способы общения с детьми. В
процессе общего обсуждения список дополняется и
уточняется.
7. Предлагаются памятки-советы. (Приложение 6)
8. Предлагается проверить уровень агрессивности участников беседы. (Приложение 7)
9. «Обратная связь»
Каждый участник, по кругу передавая мяч, отвечает на вопросы: Чем полезна для вас данная встреча? Какие конкретные приёмы вы будете использовать?
Воспитатель благодарит всех участников беседы.