Пояснительная записка
Программа имеет своей целью экологическое воспитание и образование младших школьников, при этом охватывает все аспекты взаимодействия их с окружающим миром: учение, общение со сверстниками и взрослыми, внеклассные мероприятия и занятия, взаимосвязь с живой и неживой природой, жизнь детей вне школы.
Изучение данного курса важно по двум причинам:
– необходимостью рассматривать экологическое
воспитание и образование как непрерывный и
систематический процесс в течение всего
обучения;
– актуальностью формирования элементарной
экологической культуры в наиболее благоприятный
период эмоционального взаимодействия ребёнка с
природой.
При прохождении данной программы можно решить несколько задач:
– убедить учащихся на многочисленных примерах
из жизни в том, что природа является основой
жизни общества каждого человека в отдельности,
что всё необходимое люди берут у природы;
– развить и углубить мотивы охраны природы:
экономические, эстетические, познавательные,
гуманистические и санитарно-гигиенические:
– выработать потребность в
природоохранительной деятельности;
– заложить основы экологической культуры;
– воспитать нравственные качества: доброту,
заботу, отзывчивость, ответственность, любовь к
родному краю, готовность действовать в защиту
окружающей среды.
«Красная нить» данной программы, всех её разделов заключается в том, что дети уже сейчас должны готовиться к взрослой существующем обществе и стремиться уравнять имеющийся баланс между людьми и природой, т.к. равновесие нарушено и не в пользу природы.
Экологическое воспитание учащиеся должны получать непрерывно, но не назойливо. Этот процесс охватывает все стороны школьной и внешкольной жизни детей.
«Экология в культуре народов Алтая» подразумевает знакомство детей с животным и растительным миром в народно-прикладном искусстве, например, алтайском орнаменте, которым украшают одежду, головные уборы, обувь; русском орнаменте, который можно обнаружить в вышивках, ковроткачестве, предметах домашнего обихода.
На уроках музыки дети разучивают песни о природе, поют частушки. На уроках литературного чтения легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы позволяют расширить знания учащихся о том, как люди используют природу, кА они берегут и охраняют её.
Важным этапом в формировании экологической культуры являются уроки русского языка, математики, изобразительного искусства. Технологии. Написание диктантов, сочинений, изложений, составление рассказов и сказок на экологические темы позволяет «убить двух зайцев»: развивает речь учащихся и обогащает словарный запас, прививает навыки общения с природой и охраны её. Решение задач на экологические темы на уроках математики заставляет задуматься о том, как человек губит природу и что он делает полезного, делают для себя соответствующие выводы.
Для закрепления теоретических знаний разработан «Экологический практикум», где учащиеся убеждаются в том, что, не подозревая, они могут наносить вред природе, а, зная об этом, не допускать его и снизить отрицательное воздействие на среду обитания.
Важную роль в экологическом воспитании играют
внеклассные мероприятия. Экскурсии
на живую природу не идут в сравнение с беседами.
Здесь дети могут лично общаться с растениями,
животными, слушать пение птиц, видеть работу
дружных муравьёв, игру рыб, почувствовать
сердцем природу. Утренники и праздники всегда
оставляют долгую память, т.к. дети к ним
готовятся, делают костюмы, учат стихи,
разыгрывают инсценировки.
Программа разработана для проведения:
– факультативных занятий по экологии;
– внеклассных мероприятий,
– внеклассных занятий, осуществления
межпредметных связей;
– изучения культурного наследия народов России
и Горного Алтая.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы (1-4 классы).
Содержание программы
Раздел 1.
Экология в культуре народов Алтая. Растительный мир Горного Алтая в народных орнаментах русских и алтайцев. Изображение животного мира республики Алтай в национальных узорах и вышивках. Экология в музыкальных произведениях. Легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о природе Алтая. Чтение и обсуждение книг о природе писателей и поэтов Алтая.
Раздел 2.
Экология на уроках русского языка, математики,
технологии, изобразительного искусства, чтения.
Диктанты, сочинения, списывание, творческие
диктанты, изложения, составление рассказов и
сказок на экологические темы, о красоте природы
нашего края.
Задачи экологического содержания на уроках
математики. Кодированные примеры и задания о
природе. Составление задач на экологическую
тему.
Изготовление игрушек из бросового материала.
Сбор природного материала и использование его на
уроках технологии. Выставки поделок.
Изображение красоты родного края на рисунках.
Беседы по картинам художников – пейзажистов.
Дидактические и ролевые игры на уроках
литературного чтения. Драматизация произведений
о природе.
Раздел 3.
Экологический практикум
Проведение практических занятий по темам:
«Вода», «Воздух», «Пища», «Энергия», «Мусор»,
«Почва», «Живые существа рядом с нами», «Семья»,
«Охрана природы – не выходя из дома». Выпуск
бюллетеней по данным темам. Проекты по данным
темам. Решение экологических проблем: почему
пересыхают водоёмы, куда исчезает рыба, почему
стало меньше животных и т.д.
Раздел 4.
Экология на внеклассных мероприятиях. Проведение экскурсий в природу. Экологическая тропа (очное и заочное путешествие). Чтение и обсуждение экологических сказок-загадок. Этические беседы. Викторины. Разучивание национальных игр с образами. Забота о птицах (сбор корма, изготовление кормушек). Уход за комнатными растениями.
Раздел 5.
Экология и родное село.
Рейды по селу: «Чистота у моего дома», «Свалки – в
указанном месте». Озеленение приусадебного
участка совместно с родителями. Помощь
пенсионерам в уборке территории.
Раздел 6.
Факультатив «Основы экологических знаний»
Программа курса рассчитана на 34 часа в каждом из начальных классов (1-4 кл.). Целью курса является начальное экологическое образование учащихся и применение знаний на практике.
Программа состоит из двух частей6 теоретической и практической. Практическая часть расширяется за счёт летних каникул, когда с детьми занимаются родители, приводя в порядок приусадебный участок.
Программа теоретических знаний включает в себя 4 раздела:
1. «Природа в творчестве писателей, поэтов, художников»
При изучении этого раздела учащиеся знакомятся с книгами о природе различных писателей, с картинами художников, с энциклопедиями, расширяют свои знания о многообразии животного и растительного мира, получают первоначальные понятия о том, как взаимосвязаны флора и фауна и человек друг с другом.
2. «Беседы о природе»
При изучении второго раздела ученики получают теоретические знания о правилах поведения в природе; почему нужно беречь и охранять природные богатства; что дети сами могут сделать для охраны природы там, где они живут; получат представление о заповедниках и «Красной книге». Как ухаживать за посаженным деревом. Наши братья меньшие. Люблю берёзу русскую. Путешествие плодов и семян. Чем богат наш край. Первоцветы. По заповедникам России. Школьникам об охране недр. Закон об охране природы в России.
3. «Игры, утренник, праздники, викторины»
Этот раздел состоит из игр, утренников, праздников, викторин. Чтобы ранее изученные темы хорошо усвоились, их нужно закреплять, повторять, но уже в игровой форме, привлекая к участию не только детей своего класса, но и других учеников начальной школы.
4. «Творчество детей»
Раздел 4 позволяет развивать творчество детей, учит фантазировать. Проводятся конкурсы поделок из природного и бросового материала. Выпуск газет. Устные журналы. Составление кроссвордов о природе. Разработка плакатов и листовок в защиту природы. Конкурсы рисунков о природе.
Практические и домашние задания.
Учат применять полученные знания на практике, учат наблюдать, бережно относиться к природе, использовать её дары. Учат сохранять чистоту, чтобы уменьшить количество бросового материала и образованию свалок у дома и вокруг села. Сбор корма для птиц. Участие в посадках деревьев. Работа на пришкольном участке. Посадка комнатных растений и уход за ними.
Тематическое планирование материала
1 класс
№ | Изучаемый материал | Часы |
1 | Осенняя экскурсия в природу. | 2 |
2 | Природа в загадках. | 5 |
3 | Сбор корма для птиц. | 2 |
4 | Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом» | 1 |
5 | Изготовление кормушек для птиц. | 2 |
6 | Чтение книг о птицах. | 2 |
7 | Чтение книг о деревьях. | 2 |
8 | Беседа «Братья наши меньшие – кошки и собаки» | 1 |
9 | Игра «Угадай собаку» | 1 |
10 | Зимняя экскурсия в лес. | 1 |
11 | Беседа «Лес – наше богатство» | 1 |
12 | Птицы нашего края. | 1 |
13 | Праздник весны. | 2 |
14 | «Мои друзья – насекомые» (викторина) | 2 |
15 | Утренник «По грибы, по ягоды» | 2 |
16 | Беседа «Какой бывает дождик» | 1 |
17 | Народные приметы | 1 |
18 | Беседа «Люблю берёзу русскую» | 1 |
19 | Утренник «Люби и знай свой край» | 2 |
2 класс
№ | Изучаемый материал | Часы |
1 | Правила поведения в природе | 1 |
2 | Осенняя экскурсия в природу | 2 |
3 | Беседа «Вода – это жизнь» | 1 |
4 | Посадка деревьев и кустарников | 2 |
5 | Беседа «Путешествие плодов и семян» | 1 |
6 | Сбор плодов и семян для птиц | 2 |
7 | Изготовление кормушек для птиц | 2 |
8 | Чтение книг о природе | 5 |
9 | Зимняя экскурсия в лес | 2 |
10 | Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах» | 1 |
11 | Утренник «Зимушка-зима» | 2 |
12 | Игры-упражнения | 1 |
13 | Игры-загадки | 1 |
14 | Игры-соревнования | 1 |
15 | Викторина «Аптека под ногами» | 1 |
16 | Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах) | 1 |
17 | Экскурсия «первые приметы весны» | 2 |
18 | Комнатные растения в классе и дома | 1 |
19 | Работа на пришкольном участке (посадка гороха и бобов) | 2 |
20 | Беседа «Нужен ли дождевой червь» | 1 |
21 | Игра «Сказочные цветы» | 1 |
22 | Итоговое занятие «Как я берегу родную природу» | 1 |
3 класс
№ | Изучаемый материал | Часы |
1 | Сбор природного материала на экскурсии в осень | 2 |
2 | Конкурс поделок из природного материала | 2 |
3 | Природа в стихах | 1 |
4 | Природа в загадках (явления природы) | 1 |
5 | Чтение книг о природе | 2 |
6 | Посадка растений | 2 |
7 | Беседа «Чем богат наш край» | 1 |
8 | Изготовление и развешивание кормушек | 2 |
9 | Викторина «Растения нашего края» | 1 |
10 | Конкурс рисунков «Сказки новогоднего леса» | 2 |
11 | «Красная книга» – сигнал опасности | 1 |
12 | Игра «Путешествие в зимний лес» | 2 |
13 | Полезные ископаемые нашего края | 1 |
14 | «Красная книга Алтая» | 1 |
15 | Весенняя экскурсия в лес. | 2 |
16 | Заповедники и заказники | 1 |
17 | Утренник «Встреча птиц» | 2 |
18 | Чтение книг о природе | 4 |
19 | Итоговое занятие «Времена года» | 2 |
4 класс
№ | Изучаемый материал | Часы |
1 | Экскурсия в природу «Природные ориентиры» | 2 |
2 | Посадка растений | 2 |
3 | Беседа «Чему верить, что проверить?» | 1 |
4 | Выпуск газеты «Экология родного края» | 4 |
5 | Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др. | 4 |
6 | Беседа «По заповедникам России» | 1 |
7 | Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 2 |
8 | Школьникам об охране недр | 1 |
9 | Задачи по экологии | 4 |
10 | Кроссворды о природе | 2 |
11 | Разработка плакатов об охране природы | 2 |
12 | Знакомство с «Законом об охране природы» | 1 |
13 | Знакомство с картинами художников-пейзажистов | 4 |
14 | Утренник «Учусь любить природу» | 1 |
Использованная литература
- В.А.Ананьев «Преподавание основ охраны природы в начальной школе», Томск, 2000г.
- В.Д.Бондаренко «Культура общения с природой», Москва, 2000г.
- В.Горащенко «Методика преподавания природоведения»
- И.Д.Зверев «С любовью к природе» 2003г.
- Журналы «Начальная школа» 2000-2010 гг.