Профессиональная культура педагога – фактор его успешной работы

Разделы: Администрирование школы


Профессия педагога – одна из древнейших в мире. Каждый человек за свою жизнь много раз побывал в роли ученика, воспитанника и в роли учителя, воспитателя. Учителя занимаются педагогической деятельностью профессионально, а не профессионально этой деятельностью занимаются почти все люди.

Учитель является своеобразным образцом, на основе которого учащиеся строят модели своего поведения, формируют идеалы. Личность учителя должна способствовать стимулированию инициативы и творческой активности своих учеников.

С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей – дело достойное и необходимое.

Современная педагогика считает необходимым для педагога – обладать актёрским мастерством, эмоциональностью, так как педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей. Он должен обладать хорошо поставленным голосом, чувством юмора, уметь одеваться. Всё выше сказанное определяет имидж педагога.

Имидж педагога проявляется в некоторой обобщённой форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

Главное место в имидже педагога отводится его коммуникативной культуре.

Коммуникативная культура педагога – это умение общаться с коллегами, с детьми, с их родителями.

Педагогам в общении с учащимися передаётся огромное богатство оттенков и разнообразных чувств, выразительная гамма переживаний. Прежде всего, цепочка требований в различных формах: здесь и прямое требование, и совет – убеждение, и осуждение, и намёк. Тут же не менее богатый набор различных вариантов тона обращения к воспитаннику: весёлый, шутливый, подчёркнуто равнодушный, гневный, возмущённый, дружеский. И всё это мастерски выражено в определённой интонации, мимике и жестах. Внешнее выражение чувств – вот главный инструмент педагогического воздействия. Поэтому поведение педагога, выражения им своих эмоций в момент общения с детьми не должно быть фальши. Хорошим педагогом может быть только по-настоящему хороший человек, который искренне радуется успехом своих воспитанников и так же неподдельно огорчается их неудачами и срывами. Как уже отмечалось, педагог должен уметь выразительно– словом, мимикой, жестом – демонстрировать детям личное отношение к ним, требование, волю.

Общение – обмен сообщениями, которые могут быть частыми и редкими, продолжительными и короткими на большой или малой дистанции. При общении осуществляется обратная связь, позволяющая общающимся сторонам подлаживаться друг к другу и делать общение более эффективным. В общении с воспитанником педагог выбирает пунктуацию – как часто и как долго разговаривать с ним, больше говорить самому или больше слушать, что предпринять, чтобы быстро проверять усвоенные знания, чтобы воспитанник был достаточно искренним в ответах.

Педагог – профессионал обязательно должен выбрать свою роль, а потом придерживаться её постоянно. Не нужно скупиться на улыбку, а так же как отмечалось отрабатывать мимику и жесты.

Общение воспитанников с педагогом начинается с момента его появления в класс. Важно всё, как он вошёл, как двигается, как перелистывает страницы, держит книгу, педагог ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии, он несёт в себе заряд информации, создающей атмосферу приобщения к знаниям. Чрезвычайно важна роль мимики. При произношении одного и того же слова лицо может выражать различные чувства: радость и доброжелательность или безразличие. Педагог не просто говорит детям: “здравствуйте”, но и приветливо смотрит на них. Если же, поздоровавшись, он отводит глаза в сторону, дети понимают: что-то произошло в наших взаимоотношениях. Педагог, передавая значение словом, нередко оставляет за границами внимания те знаки, которые воспринимают дети от него.

Одним жестом руки он может поддерживать или, пренебрежительно махнув рукою – обидеть ребёнка. Педагог может, положив руку на плечо заявить о том, что одобряет его, а, погладив по голове, выразить самое нежное и признательное чувство. Дети воспринимают не в отдельности мимику и пластику педагога, а всё в совокупности одновременно. Порой происходит следующее: педагог говорит правильные слова, но ему не доверяют. Это происходит тогда, когда мимика, пластика, поза, которую он принимает в момент общения, не соответствует тому, о чём он говорит. Так опираясь ладонями о стол, чуть наклоняясь вперёд, педагог заявляет, что будет авторитарным в отношениях с детьми. Не следует педагогу в момент общения скрещивать ноги и руки, что создаёт психологический барьер, мешает созданию открытого и доверительного общения. Немаловажную роль в общении играет дистанция, которую педагог занимает по отношению к детям. Слишком близкое ли, наоборот, слишком далёкая дистанция затрудняет общение с ними. Почему же большое внимание уделяется таким средствам общения, как мимика, жесты, пластика которые психологи называют языком тела. Это происходит, потому что именно по этим канонам мы получаем до 65% значимой информации. Отсюда вытекает вывод, если педагог хочет быть правильно понят воспитанниками надо, что бы и форма, и содержание, и смысл сообщаемого, гармонично сливались друг с другом. Педагогу необходимо обострённо слышать и видеть то, что для других остаётся незамеченным.