В каждой стране есть государственные праздники,
которые связаны с важными страницами
исторического прошлого. Так и в нашей стране тоже
есть такие как, 9 Мая – День Победы, 12 июня – День
России.
В декабре 2004 года Дума утвердила праздничный
календарь, с которого 4 ноября 2005 года вся страна
впервые отмечала новый праздник – день
народного единства.
Именно в этот день в 1612 году два русских героя –
земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма
Минин и князь Дмитрий Пожарский – организовали
народное ополчение против польских захватчиков, тем
самым положив конец тридцатилетнему периоду,
который историки называют Смутным временем.
Инициаторами его учреждения выступили в 2004 году
Русская православная церковь и представители
крупнейших религий, представленных в России.
Центром праздничного действия 4 ноября стал
Нижний Новгород. Патриарх Алексий II освятил
памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Цели и задачи: развивать патриотические чувства, чувство долга и ответственности за судьбу своей Родины; прививать интерес к историческому прошлому своей страны.
Оборудование: картины, слайд-презентация, музыкальное сопровождение, театрализованные костюмы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1-й ведущий. Добрый день. Сегодня мы поговорим о празднике, который перестал быть интригующей новинкой и окончательно прописался в событийном календаре нашей страны. Это день согласия и примирения. (Приложение, слайд 1)
2-й ведущий. Вернёмся к истории возникновения этого праздника. (Приложение, слайд 2)
1-й ведущий. В 1996 году, накануне
празднования 80-летия Великой Октябрьской
Социалистической революции, президентом страны
Ельциным Борисом Николаевичем, был издан Указ, в
котором 1997 год был объявлен годом согласия и
примирения. Последним пунктом этого указа
предусматривается учреждение государственной
награды в деле гражданского, межнационального
и религиозного согласия, мирного разрешения
политических, межнациональных и религиозных
конфликтов.
2-й ведущий. До 2004 года День согласия и примирения отмечался 7 ноября. (Приложение, слайд 3)
1-й ведущий. Нет однозначной оценки
событий Октября 1917 года.
Приведём слова митрополита Смоленского и
Калининградского Кирилла: по его словам, 7 ноября
«по своей природе не может быть символом
согласия и примирения, так как в этот день
произошло разделение общества». «События,
расколовшие страну в 1917 году, не могут объединить
людей в наше время».
2-й ведущий. В декабре 2004 года Дума
утвердила праздничный календарь, с которого 4
ноября 2005 года вся страна впервые отмечала новый
праздник – день народного единства. (Приложение,
слайд 4)
Именно в этот день в 1612 году два русских героя –
земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма
Минин и князь Дмитрий Пожарский – организовали
народное ополчение против польских захватчиков,
тем самым положив конец тридцатилетнему
периоду, который историки называют Смутным
временем.
Инициаторами его учреждения выступили в 2004 году
Русская православная церковь и представители
крупнейших религий, представленных в России.
Центром праздничного действия 4 ноября стал
Нижний Новгород. Патриарх Алексий II освятил
памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
1-й ведущий. Этот день по праву занимает почётное место среди самых важных дат русской истории, и, несомненно, заслуживает быть отмеченным в календаре, символизирующий единством нации и признанный формировать у миллионов людей важнейшие качества граждан своей страны. (Приложение, слайд 5)
1-й ведущий. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя её они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи… (Приложение, слайд 6)
Россия-мать, тебе хвала,
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала. (Приложение, слайд 7)
2-й ведущий.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася,
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
1-й ведущий.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
1-ведущий. А теперь перенесемся на
400 лет назад, начало 17 века. (Театральная
страничка). (Приложение,
слайд 8)
В темной келье при свечах трудится
монах-летописец. Около него появляется ученик.
Мальчик (в сторону).
По послушанью в келье этой
Он летопись ведет.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его глубоких дум.
Летописец отрывается от работы и кладет перо.
Мальчик (обращается к летописцу).
О чем, отец, ты летопись ведешь?
Кому обращены твои правдивые сказанья?
Летописец.
Пусть ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу
И сильных чаще поминают
За их отвагу, твердость, доброту
(Задумчиво)
Безмолвно как, спокойно все кругом…
Однако предчувствую небесный гром и горе. (Вздыхает)
Мальчик.
Изволишь тяжко так вздыхать,
О чем печалишься ты, отче?
Летописец.
Средь мирных дел
Грядут лихие времена –
Нас ждет година испытаний
Мальчик. О, кто с тобою согласиться? России слава так гремит повсюду. Своим богатством и размером она теснит Европы страны. Тут за стеной высокой гудит разноязыкий гомон. То торг ведут купцы со всех концов вселенной, а сколько здесь ремесленников, ваятелей, каменотёсов, спешат своё уменье отдать столице…
Летописец. Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесется по стране великой. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний. В разрухе, к хаосе земля… (Скорбно). Душа горит, стучит в ушах набат, звонят колокола, гудение и стон, и плач народа… (Приложение, слайд 9)
Мальчик. Кто ж так прогневал небеса? Ужель Россия в прахе?
Погодь, однако
Летописец
На старости, я словно сызнова живу.
Все как минувшие проходит предо мною:
Да, будут дни крамол,
Но после смут из пепла, из обломков
Россия встанет. Вижу день,
Когда спасителей ее прославят, а распинавших проклянут.
(Приложение, слайд 10)
1-й ведущий. Вы уже поняли, о чём предсказывал монах-летописец. Сегодня мы вспомним вместе с вами о тяжёлом времени для России, когда умирает Фёдор Иванович, сын Ивана Грозного, не оставив наследника престола, этим захотел воспользоваться польский король – Сигизмунд III. О том, что было пережито нашими предками в 17 веке, расскажут ребята. (Приложение, слайд 11)
1-й историк. Говоря о начале
смуты, следует вспомнить о том дне, когда ушел из
жизни царь Федор Иванович. С его смертью
пресеклась не только династия Рюриковичей, но и
кончилась целая эпоха, когда на престол
восходили « прирожденные государи».
Никогда ещё на Руси не было подобных событий.
Народ приносил присягу то одному правителю, то
другому, принимал самое активное участие в
утверждении на престоле то одного, то другого
претендента: Бориса Годунова, Лжедмитрия I,
Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Поддерживая
самозванцев, русские люди подняли оружие друг
против друга. И за всем этим зорко следили давние
недруги России – поляки.
Польский король Сигизмунд III, так и не дождавшись
падения России от внутренних смут, объявил войну.
Возникла опасность появления на троне польского
королевича Владислава.
(Приложение, слайд 12)
Под угрозу была поставлена независимость
страны.
Осознание этого факта привело к пробуждению
русского народа. Он поднялся на борьбу за
освобождение Отечества.
Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский
староста Кузьма Минин начал собирать ополчение…
(Приложение, слайд 13)
1-й ведущий. Сценка. (Музыкальный ролик – колокола)
Народ.
– Эко рыдание во всём соборе!
– Да и было от чего!
– Гибнет, говорят наше государство! Гибнет,
говорят вера православная!
– Мы за веру православную должны до смерти
стоять!
– А кто же прочь?
– Подожди малость, Кузьма Захарьич
говорить хочет!
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери святой?
Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.
Минин. И ещё, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало – жён, детей своих заложим! Народ. Заложим жён! Детей своих заложим!
Минин. Что мешкать даром? Время не ждёт! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, – вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо! (Приложение, слайд 14)
Минин. Воля божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа – глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я – Господи, благослови начало! – свои скоплённые и трудовые – все, до единого рубля кладу!
Народ (кладут деньги кто сколько может)
– Мы все за тобой готовы отдать копейку
трудовую.
– Что деньги? Деньга – дело наживное!
– Всё отдадим теперь не до нарядов!
– Вот наши деньги из квасного ряду!
– Из рукавичного!
– От Ярославцев!
– Костромичи собрали – принимайте!
– Стрельцы Колзакова, Баима Сотни!
– Вот праздник, так уж праздник!
Минин. И я смотрю, душа во мне растёт. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и Войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов, как лев зияет, не страшен нам зло хитрый рык его!
2-й ведущий. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охватившее народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать свою жизнь за брата своего…
1-й ведущий. Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное – победили врага, полонившего страну.
2-й ведущий. Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность.
1-й ведущий.. Каждый из нас должен помнить, что нам нужна единая страна, страна, в которой каждый её гражданин будет чувствовать себя «своим», страна, которую хочется любить и беречь. И, тогда, возможно, именно День народного единения станет первым шагом к достижению этой цели.
О наших предках, людях долга
Могли рассказывать бы долго,
Их славная течет в нас кровь, (Приложение, слайд 15)
Им – наша память и любовь”.
В заключение возьмёмся за руки и вместе произнесём эту речевку:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Звучит гимн «Славься». (Приложение, слайд 16)
Список литературы:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006. Безуглова, Н. «Мир цвета надежды» / Н. Безуглова // Клуб. – 2008. – № 6. – С.27
- Дорожкина, Н. Сыны Отечества, освободившие Россию [Литературно-исторический вечер и театрализованная постановка, посвящённая периоду Смутного времени, для учащихся 7-9 классов] / Н.И.Дорожкина // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 9. – С.36-44
- Жирнова, Н. Мы вместе! / Наталья Жирнова // Чем развлечь гостей. – 2008. – № 8. – С.36-40
- Каменева, В. Во славу Отечества [Устный журнал для учащихся 5-11 классов ко Дню народного единства] / В.И.Каменева // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 8. – С.34-44
- Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004.