Тип урока: введение новых знаний
Задачи:
- Образовательные:
- формирование понятия «город»;
- знакомство учащихся с историей (основанием) города Перми;
- формирование умений владеть приемами устной речи, приемами работы с учебной литературой, словарями.
- Воспитательные:
- воспитание нравственных ценностей (любви к своему городу)
- Развивающие:
- развитие речи, памяти, мышления, сенсорной сферы личности (восприятие внешнего мира через органы чувств), эмоционально волевой (чувства, воля), потребностно?мотивационной областей.
Оборудование:
- учебное пособие Князевой Н.А. «Маленький пермяк»;
- «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова;
- «Этимологический словарик русского языка» О.Д. Ушакова;
- мультимедийная презентация.
План урока:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин) |
1. 2. 3.
5. |
Организационный момент. Целеполагание Формирование понятия «город»
Подведение итога |
Диалог с учащимися Классификация понятий «деревня», «город». Рассказ учителя. Объяснение материала. Рекомендация книги для дополнительного чтения. |
3 мин. 4 мин.
4 мин. |
Домашнее задание: рассказать об основании города Перми.
ХОД УРОКА
№ | Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.
3.
5.
|
Настроить учащихся на работу
стихотворной строчкой:
– Сегодня наш урок мне хотелось бы начать со строчек А.Л. Барто.
– Почему я урок начала с этих строчек? Учитель предлагает учащимся задание на
классификацию понятий «город» и «деревня». (Слайд
3) [10.72, 82, 98] – Назовите признаки отличия города и деревни.
Заполните таблицу. (Слайд 4) – Поработайте с этимологическим и толковым
словарями. Проверка выполнения задания
Уточнение и обобщение высказываний – Как называется наш город? Что вы можете рассказать о нашем городе? – Нашему городу 289 лет. Назовите год основания города. – Тогда, в 1723 году город был таким же, как сейчас или другим? Ваши версии. Рассказ учителя. – Закройте глаза и представьте… Когда-то давным-давно на том месте, где сейчас раскинулась Пермь, шумела вековая тайга. По тайге текла маленькая речка Егошиха, торопилась повстречаться с большой рекой Камой. В Егошихе рыба водилась, в лесах зверь гулял. Особенно много в этих местах было много медведей. [2.9] – Какую картину вы представили? Что вы бы нарисовали? (Слайд 5) – Что обозначает слово «Егошиха»? Откройте учебные пособия на с.9, прочитайте первый абзац текста и найдите объяснение этого слова. Продолжение рассказа. – Облюбовал место при впадении реки Егошихи в Каму крестьянин Брюханов. Поставил избу. Потом пришли на эту землю другие крестьяне. Построили свои избы, получилась деревня. Назвали ее Брюхановкой. Почему? – Закройте глаза и представьте себе избу
крестьянина Брюханова. Откройте глаза, возьмите
карандаши и нарисуйте то, что представили. Рассказ учителя. – По переписи 1678 года в деревне было уже 7
дворов, в которых проживало «28 душ мужского пола,
в основном фамилии Брюхановых, Верхоланцевых,
Федотовых». [9.59]
– Вокруг завода стал расти поселок – Егошихинский горный городок. – Выбирал место для завода и поселка, составлял
планы застройки капитан артиллерии Василий
Никитич Татищев.
– Как строили медеплавильный завод? (Слайды 7, 8)
– Наш урок подходит к концу. Вернемся к нашим
поставленным задачам. Удалось ли нам их решить
сегодня на уроке? (Слайд 2) Дома рассказать об основании города Перми. |
Настрой на работу.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем
городе, о том, как он появился, о его истории.
Учащиеся классифицируют предметы (В одну группу относят картинки с изображением города, в другую группу картинки с изображением деревни) – Город: (высотные здания, в домах отопление, в
городе есть фабрики и заводы, много учебных
заведений (есть институты, университеты), много
улиц (есть шоссе, проспекты…) Работа с этимологическим и толковым словарем. (можно предложить одним учащимся поработать с этимологическим, а другим с толковым словарем)
Слово «город» существовало еще в
общеславянском языке – гордъ. Из него
образовалось и болгарское град, и наше
полногласное г-оро-д. Древнейшим значением,
по-видимому, было «ограда», а потом уже и
«обнесенный частоколом поселок». [7.89]
Город Пермь – большой и красивый город. В нем много парков, скверов, театров, музеев. В городе Перми широкие улицы. По ним ходит много транспорта. С помощью учителя определяют дату основания города – 1723г. Высказывания детей.
Создание образа.
– Густой лес, в котором водятся медведи, маленькую речку Егошиху, большую реку Каму. Работа с учебным пособием «Маленький пермяк» – Слово «Егошиха» с коми-пермяцкого языка переводится как «межвежий лог» (ег – лог, ош – медведь)
Восприятие рассказа учителя. – В честь первого поселенца. Творческая работа.
Восприятие рассказа учителя.
– Деревней ее назвать уже было нельзя, так как заводы строятся в городах.
Василий Никитич Татищев был сподвижником Петра I. Невысокий, худощавый, «на ногу скор, в решениях тверд, нравом горяч, смел и неподкупен был Василий Никитич Татищев. Семнадцатилетним юношей поступил он простым солдатом в драгунский полк. Воевал со шведами, за храбрость был произведен в офицеры. Позднее Петр отправил Татищева В Германию изучать горное и литейное дело. Вдали от родины молодой офицер провел два с половиной года. Учился иностранным языкам, осматривал фабрики, плотины, оружейные склады, спускался в родники. Жил скромно, а все деньги тратил на книги. В Россию он привез огромную библиотеку. Татищев любил Урал, изучал его и много сделал для его развития. Василия Никитича Татищева считают основателем Перми. В нашем городе ему поставлен памятник. [4.75] Рассказ подготовленного ученика. Жаркой была весна 1723 года на речке Егошихе. Как
только сошел лед с Камы, в устье Егошихи стали
подходить барки, груженные добром и людьми. Плыли
они по Сылве и Чусовой из самого Кунгура. Ответы учащихся.
|
Список используемой литературы:
1. Князева Н.А. Краеведение в начальной
школе. Методические материалы. – Пермь,
Департамент образования и науки администрации
Пермской области, ПОИПКРО, Пермь, 1999.
2. Князева Н.А. «Маленький пермяк»; –
Пермь, «Книжный мир», 2005.
3. Белавин А.М. Страницы истории земли
пермской. – Пермь, «Книжный мир», 1997.
4. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Прикамье:
странички далеких и близких времен. Методическое
пособие для учителя. – Пермь, «Книжный мир», 2003.
5. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Прикамье:
странички далеких и близких времен. Методическое
пособие для учителя. – Пермь, «Книжный мир», 2005.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского
языка. – Москва, «Азъ», 1995.
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик
русского языка. – Санкт-Петербург, «Литера», 2005.
8. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников
с окружающим и социальной действительностью. –
Москва, Элизе Трейдинг, 2002.
9. Пермь. Путеводитель. – Пермское книжное
издательство, 1986.
10. Баранников И.В., Варковицкая Русский
язык в картинках. – Москва, Просвещение, 1982.