Урок краеведения "Откуда город берет начало?" 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: введение новых знаний

Задачи:

  • Образовательные:
    • формирование понятия «город»;
    • знакомство учащихся с историей (основанием) города Перми;
    • формирование умений владеть приемами устной речи, приемами работы с учебной литературой, словарями.
  • Воспитательные:
    • воспитание нравственных ценностей (любви к своему городу)
  • Развивающие:
    • развитие речи, памяти, мышления, сенсорной сферы личности (восприятие внешнего мира через органы чувств), эмоционально волевой (чувства, воля), потребностно?мотивационной областей.

Оборудование:

  • учебное пособие Князевой Н.А. «Маленький пермяк»;
  • «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова;
  • «Этимологический словарик русского языка» О.Д. Ушакова;
  • мультимедийная презентация.

План урока:

Этап урока Приемы и методы Время (мин)
1.

2.

3.

 


4.

 

 

5.

Организационный момент.

Целеполагание

Формирование понятия «город»

 


Знакомство с историей основания города

 

 

Подведение итога

 

Диалог с учащимися

Классификация понятий «деревня», «город».
Составление схемы
Работа с этимологическим и толковым словарями
Объяснение понятий.

Рассказ учителя. Объяснение материала.
Диалог с учащимися
Работа с учебным пособием.
Рисование.
Рассказы подготовленных учеников.

Рекомендация книги для дополнительного чтения.
Формулировка выводов по изученному материалу.
Рефлексия.

 

3 мин.

4 мин.
4 мин.
4 мин.


4 мин.
3 мин.
4 мин.
6 мин.
4 мин.

4 мин.

Домашнее задание: рассказать об основании города Перми.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

 


2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

Настроить учащихся на работу стихотворной строчкой:

«Долгожданный дан звонок, –  
Начинается урок».

– Сегодня наш урок мне хотелось бы начать со строчек А.Л. Барто.

«Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Наш город поднялся». [9.17]

– Почему я урок начала с этих строчек?
– Тема нашего урока «Откуда город берет начало?» (Слайд 1)
– Какую цель мы можем поставить перед собой на уроке?
– Для чего нужно знать историю своего города?
– Для достижения цели, на уроке решаем следующие задачи: (совместно с учащимися формулируются задачи)
– Уточнить понятие «город»
– Узнать, когда, где и как появился наш город.
– Кто был основателем нашего города. (Слайд 2)

Учитель предлагает учащимся задание на классификацию понятий «город» и «деревня». (Слайд 3) [10.72, 82, 98]
– Посмотрите на картинки. Разделите на две группы. По каким признакам вы разделили?

– Назовите признаки отличия города и деревни. Заполните таблицу. (Слайд 4)
              Город                                        Деревня

– Поработайте с этимологическим и толковым словарями.
Как появилось слово «город»»?
Найдите объяснение значения слова «город» в толковом словаре.

Проверка выполнения задания

 

 

Уточнение и обобщение высказываний
– Итак, город – это крупный населенный пункт. Что значит крупный?
– Что значит административный?
– Что значит промышленный?
– Что значит культурный?

– Как называется наш город? Что вы можете рассказать о нашем городе?

– Нашему городу 289 лет. Назовите год основания города.

– Тогда, в 1723 году город был таким же, как сейчас или другим? Ваши версии.

Рассказ учителя.

– Закройте глаза и представьте… Когда-то давным-давно на том месте, где сейчас раскинулась Пермь, шумела вековая тайга. По тайге текла маленькая речка Егошиха, торопилась повстречаться с большой рекой Камой. В Егошихе рыба водилась, в лесах зверь гулял. Особенно много в этих местах было много медведей. [2.9]

– Какую картину вы представили? Что вы бы нарисовали? (Слайд 5)

– Что обозначает слово «Егошиха»? Откройте учебные пособия на с.9, прочитайте первый абзац текста и найдите объяснение этого слова.

Продолжение рассказа.

– Облюбовал место при впадении реки Егошихи в Каму крестьянин Брюханов. Поставил избу. Потом пришли на эту землю другие крестьяне. Построили свои избы, получилась деревня. Назвали ее Брюхановкой. Почему?

– Закройте глаза и представьте себе избу крестьянина Брюханова. Откройте глаза, возьмите карандаши и нарисуйте то, что представили.
– Покажите и расскажите о том, что у вас получилось.

Рассказ учителя.

– По переписи 1678 года в деревне было уже 7 дворов, в которых проживало «28 душ мужского пола, в основном фамилии Брюхановых, Верхоланцевых, Федотовых». [9.59]
И оставалась бы Брюхановка деревней, но в мае 1723 года начали здесь строить медеплавильный завод. [2.9]
Как вы думаете, почему?


– Что произошло с деревней Брюхановкой с началом строительства завода?

– Вокруг завода стал расти поселок – Егошихинский горный городок.

– Выбирал место для завода и поселка, составлял планы застройки капитан артиллерии Василий Никитич Татищев.
– Что это был за человек? (Слайд 6)

 

 

– Как строили медеплавильный завод? (Слайды 7, 8)

 

 

 

 

 


– О строительстве егошихинской плотины можно прочитать в книге Л. Юзефович «Рудознатцы».

– Наш урок подходит к концу. Вернемся к нашим поставленным задачам. Удалось ли нам их решить сегодня на уроке? (Слайд 2)
– Какие еще знания вы получили на уроке?
– Вот таким был наш город в 1723 году. Сегодня город Пермь – столица Пермского края. Как развивался наш город? Как возникали улицы, появлялись учебные заведения, строились  здания? Об этом мы будем узнавать на следующих уроках.

Дома рассказать об основании города Перми.

Настрой на работу.

 

 

 

 


– Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем городе, о том, как он появился, о его истории.
– Узнать историю основания нашего города.
Ответы учащихся.

 

 

 

 

Учащиеся классифицируют предметы (В одну группу относят картинки с изображением города, в другую группу картинки с изображением деревни)

– Город: (высотные здания, в домах отопление, в городе есть фабрики и заводы, много учебных заведений (есть институты, университеты), много улиц (есть шоссе, проспекты…)
– Деревня: (дома в основном небольшие деревянные, в домах печки; люди заняты сельским хозяйством…)

Работа с этимологическим и толковым словарем. (можно предложить одним учащимся поработать с этимологическим, а другим с толковым словарем)

 

Слово «город» существовало еще в общеславянском языке – гордъ. Из него образовалось и болгарское град, и наше полногласное г-оро-д. Древнейшим значением, по-видимому, было «ограда», а потом уже и «обнесенный частоколом поселок». [7.89]
«Город – крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный, культурный центр. [6.136}


– С большим количеством жителем.

– Развитая система управления; развита система транспорта, много учебных заведений…
– Много фабрик, заводов;
– Есть театры, музеи…

Город Пермь – большой и красивый город. В нем много парков, скверов, театров, музеев. В городе Перми широкие улицы. По ним ходит много транспорта.

С помощью учителя определяют дату основания города – 1723г.

Высказывания детей.

 

 

Создание образа.

 

 

– Густой лес, в котором водятся медведи, маленькую речку Егошиху, большую реку Каму.

Работа с учебным пособием «Маленький пермяк»

– Слово «Егошиха» с коми-пермяцкого языка переводится как «межвежий лог» (ег – лог, ош – медведь)

 

 

Восприятие рассказа учителя.

– В честь первого поселенца.

Творческая работа.
Рисование.

Рассказы детей.

 

Восприятие рассказа учителя.

 


– Были открыты залежи медного песчаника (это руда, из которой выплавляют медь). России нужна была медь. Медь шла на литье пушек, на чеканку монет, на изготовление посуды

– Деревней ее назвать уже было нельзя, так как заводы строятся в городах.


Рассказ подготовленного ученика:

Василий Никитич Татищев был сподвижником Петра I.  Невысокий, худощавый, «на ногу скор, в решениях тверд, нравом горяч, смел и неподкупен был Василий Никитич Татищев. Семнадцатилетним юношей поступил он простым солдатом в драгунский полк. Воевал со шведами, за храбрость был произведен в офицеры. Позднее Петр отправил Татищева В Германию изучать горное и литейное дело. Вдали от родины молодой офицер провел два с половиной года. Учился иностранным языкам, осматривал фабрики, плотины, оружейные склады, спускался в родники. Жил скромно, а все деньги тратил на книги. В Россию он привез огромную библиотеку. Татищев любил Урал, изучал его и много сделал для его развития. Василия Никитича Татищева считают основателем Перми. В нашем городе ему поставлен памятник. [4.75]

Рассказ подготовленного ученика.

Жаркой была весна 1723 года на речке Егошихе. Как только сошел лед с Камы, в устье Егошихи стали подходить барки, груженные добром и людьми. Плыли они по Сылве и Чусовой из самого Кунгура.
Долина Егошиха наполнилась перезвоном плотничьих топоров, визгом и скрипом телег. Падали наземь деревья. Ухала чугунная баба (ударная часть механического молота), забивая первые сваи под заводскую плотину.
Меньше чем за год были построены плотина, амбары для руды и провианта, плавильня с шестью печами, две кузницы, заводская кантора с двумя светлицами для приезда начальников, [5.93]
дома для работных людей.. Заводская площадка была обнесена палисадом с бастионами. [3.19]
До нас не дошли фамилии первых строителей завода, известно только, что это были крепостные крестьяне Кунгурского уезда. [9.60]

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Князева Н.А. Краеведение в начальной школе. Методические материалы. – Пермь, Департамент образования и науки администрации Пермской области, ПОИПКРО, Пермь, 1999.
2. Князева Н.А. «Маленький пермяк»; – Пермь, «Книжный мир», 2005.
3. Белавин А.М. Страницы истории земли пермской. – Пермь, «Книжный мир», 1997.
4. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Прикамье: странички далеких и близких времен. Методическое пособие для учителя. – Пермь, «Книжный мир», 2003.
5. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Прикамье: странички далеких и близких времен. Методическое пособие для учителя. – Пермь, «Книжный мир», 2005.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – Москва, «Азъ», 1995.
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик русского языка. – Санкт-Петербург, «Литера», 2005.
8. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – Москва, Элизе Трейдинг, 2002.
9. Пермь. Путеводитель. – Пермское книжное издательство, 1986.
10. Баранников И.В., Варковицкая  Русский язык в картинках. – Москва, Просвещение, 1982.