Лексико-грамматическое занятие по обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня второго года обучения "Мой Марийский край родной"

Разделы: Логопедия


Цель: расширение словаря детей по теме.

Задачи:

  • учить детей употреблять в речи степени сравнения прилагательного «красивый» и его синонимов;
  • образовывать относительные прилагательные от существительных;
  • делить трехсложные и четырехсложные слова на слоги;
  • совершенствовать умение правильно употреблять простые предлоги;
  • закрепить навыки образования названий детенышей диких животных;
  • продолжить работу по развитию диалогической речи;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • совершенствовать пантомимические умения детей.

Оборудование: письмо, предметные картинки (деревья и листья деревьев, хвосты диких животных, лесные ягоды, дикие животные), маски животных, два лукошка, «корочка» для книги.

Ход занятия.

I. Орг.момент.

Сегодня пришло письмо. Прочитайте его:

«Добрый день! Пишут вам дети из Африки. На карте мы нашли край Марий Эл. Он похож на кленовый лист. Расскажите нам о природе вашей республики»

- От кого письмо?

- Что мы можем сделать? (рассуждения детей)

II. Введение в тему.

Сегодня мы с вами составим книгу, в которой расскажем о природе нашей республики.

- Чем богата наша республика? (лесами, озерами, родниками) Действительно, наша республика Марий Эл богата лесами.

- Что мы представляем, когда произносим слово «лес»? (деревья, траву, ягоды, цветы, птиц, зверей, насекомых)

III. «Деревья и их листья»

- Какие деревья растут в марийском лесу? (ель, сосна, береза, осина, дуб, клен, тополь, рябина)

- Дул сильный ветер, и все листья разлетелись. Давайте вернем листочки на место. (дети прикрепляют листья к кроне нужного дерева: «На березе березовые листья» и т.д.)

IV. «Собери ягоды»

- Что дарит нам лес? (свежий воздух, красоту, грибы, ягоды)

- Какие ягоды растут в лесах республики Марий Эл? (земляника, малина, черника, брусника, шиповник, ежевика, черемуха, рябина)

- Разложите ягоды в разные лукошки: в левом лукошке - ягоды, в названии которых 3 слога; в правом - ягоды, в названии которых 4 слога. (Ответ: В слове «земляника» 4 слога, положу ее в правое лукошко)

V. «Животные»

- Без кого лес кажется мертвым? (без животных, птиц, насекомых)

- Посмотрите на картинки и скажите, кто кого нашел и где?

(Ответ: Я нашел волка за деревом, ежика под пнем, медведя в малине, барсука за пнем, белку в дупле, зайца над пнем, собаку на пне)

- Посмотрите, никого лишнего нет? (собака)

- Почему она лишняя? (Рассуждения детей)

VI. Физкультминутка.

А давайте мы ненадолго превратимся в животных? Наденьте маски и выполняйте движения.

Звери делают зарядку - Ходьба на месте
Кто вприскочку - Прыжки
Кто вприсядку - Приседания
Кто-то плечи поднимает - Поднять плечи, руки опущены
Кто-то плечи опускает - Опустить плечи
Полный присед - Присед, руки вперед
И наклон - Наклон вперед, руки в стороны.
Всем гостям большой поклон.

VII. «Кто детки и где они?»

Наши животные гуляют одни, без своих детенышей. Ответьте на мои вопросы:

- Белочка-стрелочка, кто твои детки и где они? (Мои детки - бельчата. Они в дупле)

- А ты, лисичка-сестричка, для кого корм добываешь? Где они? (для лисят, которые в норе)

- А ты, волк - зубами щелк, кому добычу носишь? Где они, в берлоге? (волчатам, но они не в берлоге, а в логове)

- А ты, зайчик-побегайчик, почему один под кустом сидишь? (зайчата выросли и по лесу разбежались)

- Лось сохатый, ты для кого тропы вытаптываешь? Где они? (для лосят, они на лосином стойбище)

- Еж колючий, ты для кого овощи и фрукты собираешь? Где они? (для ежат, они в норке)

- Барсук, ты, почему один гуляешь? Где твои детки? (барсучата в норке сидят)

- Мишка косолапый, ты для кого рыбу ловишь? Где они? (для медвежат, они в берлоге)

VIII. Инсценировка «Спор животных»

Собрались животные на лесной полянке, любуются своими хвостами, хвастаются и спорят, у кого хвост самый красивый. Каждый старается подробнее рассказать о своем хвосте.

Барсук: Барсучий хвост толстенький, пушистый, не большой и не маленький, красивее всех хвостов.

Лиса: Мой лисий хвост еще красивее: он большой, роскошный, пышный, нарядный.

Медведь: Нет, медвежий хвост красивее всех: маленький, черненький, симпатичный.

Заяц: Мой миленький, маленький, серенький заячий хвостик-пушинка чудес нее и красивее всех больших хвостов.

Волк: Мой сильный, толстый, пушистый серый волчий хвост восхитительнее и медвежьего, и лисьего.

Белка: Самый красивый пушистый миленький беличий хвостик.

Еж:Самый удивительный хвост - это маленький, короткий ежиный хвостик.

Лось: И нечего здесь спорить, мой лосиный хвост короткий, как будто обрубленный, пригожий и замечательный.

Так звери и не пришли к единому мнению, чей же хвост всех красивее.

- А вы как думаете, чей хвост лучше всех? (рассуждения детей)

- Правильно. Каждому животному свой хвост дороже других, потому что он облегчает жизнь в лесу и является помощником своему хозяину.

IX. «Береги лес»

Как прекрасно чувствуешь себя в настоящем марийском лесу! А, как себя надо вести в лесу? (в лесу нельзя разжигать костры, мусорить, ломать ветки, рвать с корнем растения, разорять гнезда птиц, шуметь...)

- Правильно! Давайте все правила поведения в лесу мы поместим на последней странице нашей книги.

(Весь наглядный материал вставляется в папку-скоросшиватель)

X. Итог

Посмотрите, какая замечательная книга у нас получилась!

- Как она называется? (дети читают название на корочке «книги»: «Мой марийский край родной»)

Думаю, что наша книга очень понравится и пригодится африканским детям. Они сразу поймут, что в Республике Марий Эл живет очень дружный, старательный, трудолюбивый, добрый народ. И вот такие отзывчивые, любящие свой край ребятки. И наши гости это подтвердят. Правда?