Цель: расширение словаря детей по теме.
Задачи:
- учить детей употреблять в речи степени сравнения прилагательного «красивый» и его синонимов;
- образовывать относительные прилагательные от существительных;
- делить трехсложные и четырехсложные слова на слоги;
- совершенствовать умение правильно употреблять простые предлоги;
- закрепить навыки образования названий детенышей диких животных;
- продолжить работу по развитию диалогической речи;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- совершенствовать пантомимические умения детей.
Оборудование: письмо, предметные картинки (деревья и листья деревьев, хвосты диких животных, лесные ягоды, дикие животные), маски животных, два лукошка, «корочка» для книги.
Ход занятия.
I. Орг.момент.
Сегодня пришло письмо. Прочитайте его:
«Добрый день! Пишут вам дети из Африки. На карте мы нашли край Марий Эл. Он похож на кленовый лист. Расскажите нам о природе вашей республики»
- От кого письмо?
- Что мы можем сделать? (рассуждения детей)
II. Введение в тему.
Сегодня мы с вами составим книгу, в которой расскажем о природе нашей республики.
- Чем богата наша республика? (лесами, озерами, родниками) Действительно, наша республика Марий Эл богата лесами.
- Что мы представляем, когда произносим слово «лес»? (деревья, траву, ягоды, цветы, птиц, зверей, насекомых)
III. «Деревья и их листья»
- Какие деревья растут в марийском лесу? (ель, сосна, береза, осина, дуб, клен, тополь, рябина)
- Дул сильный ветер, и все листья разлетелись. Давайте вернем листочки на место. (дети прикрепляют листья к кроне нужного дерева: «На березе березовые листья» и т.д.)
IV. «Собери ягоды»
- Что дарит нам лес? (свежий воздух, красоту, грибы, ягоды)
- Какие ягоды растут в лесах республики Марий Эл? (земляника, малина, черника, брусника, шиповник, ежевика, черемуха, рябина)
- Разложите ягоды в разные лукошки: в левом лукошке - ягоды, в названии которых 3 слога; в правом - ягоды, в названии которых 4 слога. (Ответ: В слове «земляника» 4 слога, положу ее в правое лукошко)
V. «Животные»
- Без кого лес кажется мертвым? (без животных, птиц, насекомых)
- Посмотрите на картинки и скажите, кто кого нашел и где?
(Ответ: Я нашел волка за деревом, ежика под пнем, медведя в малине, барсука за пнем, белку в дупле, зайца над пнем, собаку на пне)
- Посмотрите, никого лишнего нет? (собака)
- Почему она лишняя? (Рассуждения детей)
VI. Физкультминутка.
А давайте мы ненадолго превратимся в животных? Наденьте маски и выполняйте движения.
Звери делают зарядку - Ходьба на месте
Кто вприскочку - Прыжки
Кто вприсядку - Приседания
Кто-то плечи поднимает - Поднять плечи, руки опущены
Кто-то плечи опускает - Опустить плечи
Полный присед - Присед, руки вперед
И наклон - Наклон вперед, руки в стороны.
Всем гостям большой поклон.
VII. «Кто детки и где они?»
Наши животные гуляют одни, без своих детенышей. Ответьте на мои вопросы:
- Белочка-стрелочка, кто твои детки и где они? (Мои детки - бельчата. Они в дупле)
- А ты, лисичка-сестричка, для кого корм добываешь? Где они? (для лисят, которые в норе)
- А ты, волк - зубами щелк, кому добычу носишь? Где они, в берлоге? (волчатам, но они не в берлоге, а в логове)
- А ты, зайчик-побегайчик, почему один под кустом сидишь? (зайчата выросли и по лесу разбежались)
- Лось сохатый, ты для кого тропы вытаптываешь? Где они? (для лосят, они на лосином стойбище)
- Еж колючий, ты для кого овощи и фрукты собираешь? Где они? (для ежат, они в норке)
- Барсук, ты, почему один гуляешь? Где твои детки? (барсучата в норке сидят)
- Мишка косолапый, ты для кого рыбу ловишь? Где они? (для медвежат, они в берлоге)
VIII. Инсценировка «Спор животных»
Собрались животные на лесной полянке, любуются своими хвостами, хвастаются и спорят, у кого хвост самый красивый. Каждый старается подробнее рассказать о своем хвосте.
Барсук: Барсучий хвост толстенький, пушистый, не большой и не маленький, красивее всех хвостов.
Лиса: Мой лисий хвост еще красивее: он большой, роскошный, пышный, нарядный.
Медведь: Нет, медвежий хвост красивее всех: маленький, черненький, симпатичный.
Заяц: Мой миленький, маленький, серенький заячий хвостик-пушинка чудес нее и красивее всех больших хвостов.
Волк: Мой сильный, толстый, пушистый серый волчий хвост восхитительнее и медвежьего, и лисьего.
Белка: Самый красивый пушистый миленький беличий хвостик.
Еж:Самый удивительный хвост - это маленький, короткий ежиный хвостик.
Лось: И нечего здесь спорить, мой лосиный хвост короткий, как будто обрубленный, пригожий и замечательный.
Так звери и не пришли к единому мнению, чей же хвост всех красивее.
- А вы как думаете, чей хвост лучше всех? (рассуждения детей)
- Правильно. Каждому животному свой хвост дороже других, потому что он облегчает жизнь в лесу и является помощником своему хозяину.
IX. «Береги лес»
Как прекрасно чувствуешь себя в настоящем марийском лесу! А, как себя надо вести в лесу? (в лесу нельзя разжигать костры, мусорить, ломать ветки, рвать с корнем растения, разорять гнезда птиц, шуметь...)
- Правильно! Давайте все правила поведения в лесу мы поместим на последней странице нашей книги.
(Весь наглядный материал вставляется в папку-скоросшиватель)
X. Итог
Посмотрите, какая замечательная книга у нас получилась!
- Как она называется? (дети читают название на корочке «книги»: «Мой марийский край родной»)
Думаю, что наша книга очень понравится и пригодится африканским детям. Они сразу поймут, что в Республике Марий Эл живет очень дружный, старательный, трудолюбивый, добрый народ. И вот такие отзывчивые, любящие свой край ребятки. И наши гости это подтвердят. Правда?