Интегрированный урок (русский язык + литературное чтение) по теме «Части речи. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Г.Х. Андерсен "Снежная королева"». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Класс: 4.

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения: урок-игра (путешествие по сказке).

Формы работы на уроке:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • в парах постоянного состава,
  • групповая.

УМК: школа России.

Автор курса: Рамзаева Т.Г.

Авторский медиапродукт: презентация Power Point.

Слайд 1

Цель урока: формирование предметных умений и навыков.

Задачи урока:

обучающие:

  • учить точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи;
  • совершенствовать умение распознавать род имени прилагательного;
  • систематизировать знания обучающихся о биографии Г. Х. Андерсена.

развивающие:

  • уметь определять непостоянные признаки (род, число, падеж) имени прилагательного;
  • совершенствовать навыки правильного написания родовых окончаний имён прилагательных; умение производить морфологический, фонетический и синтаксический разборы;
  • развивать у обучающихся орфографическую зоркость, связную речь, творческое воображение и логическое мышление;
  • стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
  • обогатить словарный запас обучающихся: лапландка.

воспитывающие:

  • прививать интерес к родному языку, любовь к чтению книг и устному народному творчеству, умение дорожить дружбой, культуру поведения на уроке, аккуратность при записи учебного материала в тетрадь, чёткость и точность выполнения заданий.

План урока:

1. Организационный момент.

задача: проверить готовность обучающихся к уроку русского языка, настроить детей на предстоящую работу.

2. Биография Г.-Х. Андерсена.

задача: систематизировать знания обучающихся о биографии Г. Х. Андерсена.

3. Минутка чистописания.

задача: развивать мелкую моторику руки и внимание.

4. Сообщение темы и целей урока. Подготовка к основному этапу. Повторение пройденного материала.

задача: сообщить учащимся тему и цели урока, актуализировать знания детей об имени прилагательном.

5. Работа по теме урока (основной этап).

задача: учить правильно определять родовые окончания имён прилагательных, закрепить знания орфографических правил, основанные на прежнем опыте учащихся.

6. Синтаксический и морфологический разборы.

задача: совершенствовать умение у детей правильно выполнять синтаксический и морфологический разборы.

7. Динамическая пауза.

8. Творческая работа (задание « Расшифруй предложение»).

задача: развивать логическое мышление и внимание, творческие способности детей.

9. Фонетический разбор.

задача: закрепить умение выполнять краткий фонетический разбор.

10. Работа с пословицами о дружбе и взаимопомощи.

задача: воспитывать любовь к устному народному творчеству, чтению книг, расширять кругозор детей.

11. Творческая работа (восстанови последовательность событий в сказке по разрезным картинкам; отгадывание кроссворда по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»).

задача: учить детей логически мыслить, к выполнению любого задания подходить творчески.

12. Итог урока, д/з.

задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал:
    • Портрет Г.-Х.Андерсена, иллюстрации к сказке в виде диафильма;
    • Магнитофон и аудиозаписи динамических пауз;
    • Игрушечная карета, снежинки с оценками, кроссворд, сани со Снежной королевой и Каем, след от саней (чистописание), рыба из пенопласта с заданиями, шапочка с надписью «Имя прилагательное», объёмные кубики со словом «Вечность»;
    • Таблицы «Морфологический разбор имени прилагательного», «Падежи», «Члены предложения», «Части речи», «Родовые окончания имён прилагательных», звуковая лента;
    • Плакат «Правильно сиди при письме»;
    • Карточки со словарными словами: сегодня, русский, язык, двадцать, январь, класс, работа, девочка, путешествие, лучше, берёза, мороз.
  2. Раздаточный материал: волшебные тетради, листы с заданиями , разрезные картинки для творческого задания 2 «Восстанови последовательность событий в сказке».
  3. ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуй! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Слайд 2

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Так давайте повернёмся к ним и своей улыбкой пожелаем им крепкого здоровья.

Динамическая пауза: (1 из учеников декламирует её у доски, остальные – повторяют за ним)

Ученик:

Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
Самого себя обнять – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Громко крикнуть надо всем – это семь,
А когда мы скажем восемь,
Значит, тишины попросим.

Слайд 3

– А знаете, почему мы попросим тишины? Потому что сказки можно слушать только в тишине.

Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай…
Герда, Герда выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … («Снежная королева»)

Слайд 4

– Кто автор этого произведения? (Ганс Христиан Андерсен)

II. Биография Г.-Х. Андерсена.

рассказывает ученик Слайд 5

– А сказка наша начинается 22 января. Поэтому давайте запишем в волшебных тетрадях число.

– Так как всё действие происходит в классе, то на второй строчке мы запишем «Классная работа».

– Из загадки вы уже поняли, что Кай умчался в царство льда со Снежной королевой на волшебных санях, оставив нам только след.

– Чтобы след не замела метель, нам нужно срочно зафиксировать его в тетрадях.

– Посмотрите внимательно на след и пропишите его очень красиво, соблюдая правила посадки при письме.

III. Минутка чистописания: по усмотрению учителя.

Слайд 6

(Учитель в это время ходит по рядам и контролирует правильность выполнения задания.)

– Ручки положили, сели красиво.

IV. Сообщение темы и целей урока. Подготовка к основному этапу. Повторение пройденного материала (блиц-опрос по вопросам).

На доске: нелепица написана на узкой полосе бумаги, под ней запись мелом: Тема: Части речи. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

И п л а л о Я р а т ь е М и г е н

Слайд 7

– Ваша задача расшифровать нелепицу, выстроив буквы по высоте, и назвать тему урока.

(Дети устно выполняют задание.)

– О какой части речи мы будем говорить на уроке? Кто догадался?

(Об имени прилагательном.)

(Учитель снимает с доски лист бумаги с нелепицей и открывает тему урока)

Имя прилагательное

– Тема урока сегодня «Имя прилагательное как части речи и правописание родовых окончаний имён прилагательных». Слайд 8

– Запишите зелёной ручкой тему урока в тетрадь.

– Ручки положили, сели красиво.

Повторение пройденного материала:

– А сейчас блиц-опрос: Слайд 9

  1. Какие части речи вам знакомы?
  2. Какие бывают части речи?
  3. Что такое имя прилагательное?
  4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
  5. Как изменяются имена прилагательные?
  6. Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?
  7. От чего зависит окончание прилагательного?
  8. Как определить род имени прилагательного?
  9. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода?
  10. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные женского рода?
  11. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода?

Ученик: (на голове у него шапочка с надписью «Имя прилагательное»)

Зовусь я имя прилагательное.
Ко мне, дружок, ты будь внимательным.
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Сладкий, кислый и большой,
Модный, узкий и цветной.
Я украшаю вашу речь,
Меня Вам надо знать, беречь!

Слайд 10

V. Работа по теме урока (основной этап).

– А теперь задание по теме нашего урока: я диктую вам словосочетания, вы их записываете и определяете род имён прилагательных. (Дети выходят по одному к доске, остальные работают в тетрадях.)

Задание: Слайд 11

Зимняя сказка, лучшее произведение, доверчивый мальчик, Снежная королева, удивительное путешествие, заботливая девочка.

– Следующее упражнение называется «Построй график». Это задание будем выполнять на листочках. (Один ученик работает у доски, остальные – на листочках.)

Слайд 12

– У нас получился график поиска Гердой Кая.

– Ручки положили, сели красиво, слушаем сказку дальше.

VI. Синтаксический и морфологический разборы.

– Герда долго искала своего друга: прошла зима, весна, лето, осень, наступила снова зима.

Слайд 13

(Времена года отрезками показаны на графике. Прошло пять времён года. Следовательно, на графике выстроено пять отрезков.)

– За это время она побывала в цветнике женщины – колдуньи, от которой вскоре сбежала.

Присев отдохнуть на снег, она увидела большого ворона. Ворон поздоровался с ней, а Герда поведала ему историю своего названного брата Кая. Тогда ворон решил раскрыть ей тайну о мальчике, похожем на Кая, который живёт у принцессы, но с одним условием: если ребята сумеют правильно записать, а потом и прочитать любимую скороговорку его подруги – ручной вороны.

Задание: составить из данных слов скороговорку. Слайд 14

На доске:

От, зимним, мороза, во, звенят, дворце, берёзы, утром.

– Кто составил скороговорку? Что у вас получилось? Прочитайте.

(Невоскл., повеств., распр., простое.)

– Какие словарные слова встретились в этой скороговорке? (От мороза, берёзы.)

– Давайте охарактеризуем это предложение.

(По интонации это предложение – невосклицательное, по цели высказывания оно - повествовательное, по составу – распространённое, т.к. кроме главных членов предложения есть второстепенные, простое, т.к. одна грамматическая основа.)

– Теперь выполним синтаксический разбор. Слайд 15

– Теперь выпишем из этого предложения словосочетание «зимним утром» и произведём морфологический разбор имени прилагательного: Слайд 16

Зимним (утром) – прил., утром (каким?) зимним, обозначает признак предмета н.ф. - какой? зимний, употреблено в ср. р., в Т. п., в ед. ч., в предложении является определением, подчеркнём волнистой линией.

За хорошую работу со скороговоркой ворон познакомил Герду с принцем и принцессой. Но, к сожалению, принц оказался не братом Герды. И принцесса подарила Герде карету.

Слайд 17

Герда продолжает поиски друга и отправляется в путь на этой карете. Неожиданно на неё нападают разбойники и отбирают карету. Вскоре девочка – разбойница подружилась с Гердой, но она ничего не могла сказать ей о Кае. Разбойница обещала Герде узнать тайну у северного оленя, но сначала Герда должна научить её танцевать.

VII. Динамическая пауза под музыку.

Слайд 18

(Один из учеников её выполняет у доски, другие повторяют за ним, выполняя движения, стоя около своей парты.)

VIII. Творческая работа «Расшифруй фразу».

– Разбойница выпускает на волю северного оленя, чтобы тот отвёз Герду к замку Снежной королевы.

Слайд 19

Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по болотам и степям. И вот они очутились в Лапландии.

Олень остановился у старой лачуги, где жила старуха-лапландка. Олень рассказал лапландке всю историю Герды. Лапландка решила им помочь. Она написала несколько слов на сушёной треске своей подруге финке, которая живёт далеко в Финляндии.

– Вам нужно узнать, какое предложение лапландка зашифровала на рыбе.

Слайд 20

– Давайте поможем финке расшифровать послание. Это задание находится у вас на листочках под 2. Расшифровать фразу вам поможет алфавит. Приступили к работе.

(Дети выполняют задание.)

Задание 2. Расшифруй предложение. Каждое число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

Слайд 21

– Проверяем. У вас должно было получиться предложение:

Кай живёт во дворце Снежной королевы.

– Финка получила это послание и сказала, что Герде служат и звери, и люди. И её сила в её сердце. Только она сможет извлечь осколок из сердца Кая.

– Герда добралась до царства Снежной королевы и увидела Кая, который играл в ледяные кубики.

– Кто из вас помнит, какое слово приказала собрать Каю Снежная королева?

(Это слово – ВЕЧНОСТЬ.)

– Снежная королева обещала Каю, что если он соберёт это слово, то он всё вспомнит и вернётся домой.

– Давайте поможем Каю собрать это слово из ледяных кубиков.

(Учитель выставляет кубики со словом «Вечность». Один из учеников его собирает в нужном порядке.) Слайд 22

IX. Фонетический разбор (краткий).

Слайд 23

(1 ученик – у доски, остальные – в тетрадях.)

– Давайте запишем слово «вечность» в тетради и выполним краткий фонетический анализ:

Вéч׀ность – 2 слога, 8б., – 7 зв.

– Мы помогли Каю собрать это слово, и он вновь стал добрым и послушным мальчиком.

– Кай узнал Герду, и стали они жить – поживать, да добра наживать. И никогда они больше не разлучались. Ведь друзья познаются в беде.

X. Работа с пословицами о дружбе и взаимовыручке.

Слайд 24

– А какие вы знаете пословицы о дружбе и взаимовыручке?

Стихотворение о дружбе и взаимопомощи С. Михалкова: Слайд 25

XI. Выполнение творческих заданий.

Творческая работа 1 (восстанови последовательность событий в сказке по разрезным картинкам). Слайд 26, 27

Творческая работа 2 (отгадывание кроссворда по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»): Слайд 28

– Ребята, вам понравился наш сказочный урок?

– А как вы думаете, что он принёс всем нам?

– Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны разгадать кроссворд.

– А теперь прочитаем ключевое слово в центре кроссворда – РАДОСТЬ.

– Что же доставили нам герои сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»?

(радость, удовольствие)

XII. Итог урока, д/з.

Слайд 29

– Какую работу вы выполняли сегодня на уроке русского языка, чтобы помочь Герде? Какие правила вспомнили? Что понравилось на уроке? (Выслушиваются ответы детей.)

– Д/З: В волшебных тетрадях написать мини-сочинение о проведённом уроке, тренироваться в произношении скороговорки. Слайд 30

– Эти волшебные тетради я дарю вам на память о нашем путешествии.

– Сейчас я попрошу встать тех ребят, которые получили за работу на уроке снежинки с оценками. Молодцы! Эти снежинки прошу вас сохранить, т.к. завтра по ним выставим оценки в журнал и в дневники.

– Сегодня вы все потрудились на славу! Большое вам спасибо!

Прозвенел уже звонок,
Наш закончился урок.

– Благодарю всех за внимание. До новых встреч! Слайд 31