Класс: 4.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: урок-игра (путешествие по сказке).
Формы работы на уроке:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- в парах постоянного состава,
- групповая.
УМК: школа России.
Автор курса: Рамзаева Т.Г.
Авторский медиапродукт: презентация Power Point.
Слайд 1
Цель урока: формирование предметных умений и навыков.
Задачи урока:
обучающие:
- учить точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи;
- совершенствовать умение распознавать род имени прилагательного;
- систематизировать знания обучающихся о биографии Г. Х. Андерсена.
развивающие:
- уметь определять непостоянные признаки (род, число, падеж) имени прилагательного;
- совершенствовать навыки правильного написания родовых окончаний имён прилагательных; умение производить морфологический, фонетический и синтаксический разборы;
- развивать у обучающихся орфографическую зоркость, связную речь, творческое воображение и логическое мышление;
- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- обогатить словарный запас обучающихся: лапландка.
воспитывающие:
- прививать интерес к родному языку, любовь к чтению книг и устному народному творчеству, умение дорожить дружбой, культуру поведения на уроке, аккуратность при записи учебного материала в тетрадь, чёткость и точность выполнения заданий.
План урока:
1. Организационный момент.
задача: проверить готовность обучающихся к уроку русского языка, настроить детей на предстоящую работу.
2. Биография Г.-Х. Андерсена.
задача: систематизировать знания обучающихся о биографии Г. Х. Андерсена.
3. Минутка чистописания.
задача: развивать мелкую моторику руки и внимание.
4. Сообщение темы и целей урока. Подготовка к основному этапу. Повторение пройденного материала.
задача: сообщить учащимся тему и цели урока, актуализировать знания детей об имени прилагательном.
5. Работа по теме урока (основной этап).
задача: учить правильно определять родовые окончания имён прилагательных, закрепить знания орфографических правил, основанные на прежнем опыте учащихся.
6. Синтаксический и морфологический разборы.
задача: совершенствовать умение у детей правильно выполнять синтаксический и морфологический разборы.
7. Динамическая пауза.
8. Творческая работа (задание « Расшифруй предложение»).
задача: развивать логическое мышление и внимание, творческие способности детей.
9. Фонетический разбор.
задача: закрепить умение выполнять краткий фонетический разбор.
10. Работа с пословицами о дружбе и взаимопомощи.
задача: воспитывать любовь к устному народному творчеству, чтению книг, расширять кругозор детей.
11. Творческая работа (восстанови последовательность событий в сказке по разрезным картинкам; отгадывание кроссворда по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»).
задача: учить детей логически мыслить, к выполнению любого задания подходить творчески.
12. Итог урока, д/з.
задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Оборудование:
- Демонстрационный материал:
- Портрет Г.-Х.Андерсена, иллюстрации к сказке в виде диафильма;
- Магнитофон и аудиозаписи динамических пауз;
- Игрушечная карета, снежинки с оценками, кроссворд, сани со Снежной королевой и Каем, след от саней (чистописание), рыба из пенопласта с заданиями, шапочка с надписью «Имя прилагательное», объёмные кубики со словом «Вечность»;
- Таблицы «Морфологический разбор имени прилагательного», «Падежи», «Члены предложения», «Части речи», «Родовые окончания имён прилагательных», звуковая лента;
- Плакат «Правильно сиди при письме»;
- Карточки со словарными словами: сегодня, русский, язык, двадцать, январь, класс, работа, девочка, путешествие, лучше, берёза, мороз.
- Раздаточный материал: волшебные тетради, листы с заданиями , разрезные картинки для творческого задания 2 «Восстанови последовательность событий в сказке».
- ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуй! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Слайд 2
– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Так давайте повернёмся к ним и своей улыбкой пожелаем им крепкого здоровья.
Динамическая пауза: (1 из учеников декламирует её у доски, остальные – повторяют за ним)
Ученик:
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
Самого себя обнять – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Громко крикнуть надо всем – это семь,
А когда мы скажем восемь,
Значит, тишины попросим.
Слайд 3
– А знаете, почему мы попросим тишины? Потому что сказки можно слушать только в тишине.
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай…
Герда, Герда выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … («Снежная королева»)
Слайд 4
– Кто автор этого произведения? (Ганс Христиан Андерсен)
II. Биография Г.-Х. Андерсена.
рассказывает ученик Слайд 5
– А сказка наша начинается 22 января. Поэтому давайте запишем в волшебных тетрадях число.
– Так как всё действие происходит в классе, то на второй строчке мы запишем «Классная работа».
– Из загадки вы уже поняли, что Кай умчался в царство льда со Снежной королевой на волшебных санях, оставив нам только след.
– Чтобы след не замела метель, нам нужно срочно зафиксировать его в тетрадях.
– Посмотрите внимательно на след и пропишите его очень красиво, соблюдая правила посадки при письме.
III. Минутка чистописания: по усмотрению учителя.
Слайд 6
(Учитель в это время ходит по рядам и контролирует правильность выполнения задания.)
– Ручки положили, сели красиво.
IV. Сообщение темы и целей урока. Подготовка к основному этапу. Повторение пройденного материала (блиц-опрос по вопросам).
На доске: нелепица написана на узкой полосе бумаги, под ней запись мелом: Тема: Части речи. Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
И п л а л о Я р а т ь е М и г е н
Слайд 7
– Ваша задача расшифровать нелепицу, выстроив буквы по высоте, и назвать тему урока.
(Дети устно выполняют задание.)
– О какой части речи мы будем говорить на уроке? Кто догадался?
(Об имени прилагательном.)
(Учитель снимает с доски лист бумаги с нелепицей и открывает тему урока)
Имя прилагательное
– Тема урока сегодня «Имя прилагательное как части речи и правописание родовых окончаний имён прилагательных». Слайд 8
– Запишите зелёной ручкой тему урока в тетрадь.
– Ручки положили, сели красиво.
Повторение пройденного материала:
– А сейчас блиц-опрос: Слайд 9
- Какие части речи вам знакомы?
- Какие бывают части речи?
- Что такое имя прилагательное?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?
- От чего зависит окончание прилагательного?
- Как определить род имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода?
- На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные женского рода?
- На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода?
Ученик: (на голове у него шапочка с надписью «Имя прилагательное»)
Зовусь я имя прилагательное.
Ко мне, дружок, ты будь внимательным.
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Сладкий, кислый и большой,
Модный, узкий и цветной.
Я украшаю вашу речь,
Меня Вам надо знать, беречь!
Слайд 10
V. Работа по теме урока (основной этап).
– А теперь задание по теме нашего урока: я диктую вам словосочетания, вы их записываете и определяете род имён прилагательных. (Дети выходят по одному к доске, остальные работают в тетрадях.)
Задание: Слайд 11
Зимняя сказка, лучшее произведение, доверчивый мальчик, Снежная королева, удивительное путешествие, заботливая девочка.
– Следующее упражнение называется «Построй график». Это задание будем выполнять на листочках. (Один ученик работает у доски, остальные – на листочках.)
Слайд 12
– У нас получился график поиска Гердой Кая.
– Ручки положили, сели красиво, слушаем сказку дальше.
VI. Синтаксический и морфологический разборы.
– Герда долго искала своего друга: прошла зима, весна, лето, осень, наступила снова зима.
Слайд 13
(Времена года отрезками показаны на графике. Прошло пять времён года. Следовательно, на графике выстроено пять отрезков.)
– За это время она побывала в цветнике женщины – колдуньи, от которой вскоре сбежала.
Присев отдохнуть на снег, она увидела большого ворона. Ворон поздоровался с ней, а Герда поведала ему историю своего названного брата Кая. Тогда ворон решил раскрыть ей тайну о мальчике, похожем на Кая, который живёт у принцессы, но с одним условием: если ребята сумеют правильно записать, а потом и прочитать любимую скороговорку его подруги – ручной вороны.
Задание: составить из данных слов скороговорку. Слайд 14
На доске:
От, зимним, мороза, во, звенят, дворце, берёзы, утром.
– Кто составил скороговорку? Что у вас получилось? Прочитайте.
(Невоскл., повеств., распр., простое.)
– Какие словарные слова встретились в этой скороговорке? (От мороза, берёзы.)
– Давайте охарактеризуем это предложение.
(По интонации это предложение – невосклицательное, по цели высказывания оно - повествовательное, по составу – распространённое, т.к. кроме главных членов предложения есть второстепенные, простое, т.к. одна грамматическая основа.)
– Теперь выполним синтаксический разбор. Слайд 15
– Теперь выпишем из этого предложения словосочетание «зимним утром» и произведём морфологический разбор имени прилагательного: Слайд 16
Зимним (утром) – прил., утром (каким?) зимним, обозначает признак предмета н.ф. - какой? зимний, употреблено в ср. р., в Т. п., в ед. ч., в предложении является определением, подчеркнём волнистой линией.
– За хорошую работу со скороговоркой ворон познакомил Герду с принцем и принцессой. Но, к сожалению, принц оказался не братом Герды. И принцесса подарила Герде карету.
Слайд 17
Герда продолжает поиски друга и отправляется в путь на этой карете. Неожиданно на неё нападают разбойники и отбирают карету. Вскоре девочка – разбойница подружилась с Гердой, но она ничего не могла сказать ей о Кае. Разбойница обещала Герде узнать тайну у северного оленя, но сначала Герда должна научить её танцевать.
VII. Динамическая пауза под музыку.
Слайд 18
(Один из учеников её выполняет у доски, другие повторяют за ним, выполняя движения, стоя около своей парты.)
VIII. Творческая работа «Расшифруй фразу».
– Разбойница выпускает на волю северного оленя, чтобы тот отвёз Герду к замку Снежной королевы.
Слайд 19
Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по болотам и степям. И вот они очутились в Лапландии.
Олень остановился у старой лачуги, где жила старуха-лапландка. Олень рассказал лапландке всю историю Герды. Лапландка решила им помочь. Она написала несколько слов на сушёной треске своей подруге финке, которая живёт далеко в Финляндии.
– Вам нужно узнать, какое предложение лапландка зашифровала на рыбе.
Слайд 20
– Давайте поможем финке расшифровать послание. Это задание находится у вас на листочках под 2. Расшифровать фразу вам поможет алфавит. Приступили к работе.
(Дети выполняют задание.)
Задание 2. Расшифруй предложение. Каждое число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.
Слайд 21
– Проверяем. У вас должно было получиться предложение:
Кай живёт во дворце Снежной королевы.
– Финка получила это послание и сказала, что Герде служат и звери, и люди. И её сила в её сердце. Только она сможет извлечь осколок из сердца Кая.
– Герда добралась до царства Снежной королевы и увидела Кая, который играл в ледяные кубики.
– Кто из вас помнит, какое слово приказала собрать Каю Снежная королева?
(Это слово – ВЕЧНОСТЬ.)
– Снежная королева обещала Каю, что если он соберёт это слово, то он всё вспомнит и вернётся домой.
– Давайте поможем Каю собрать это слово из ледяных кубиков.
(Учитель выставляет кубики со словом «Вечность». Один из учеников его собирает в нужном порядке.) Слайд 22
IX. Фонетический разбор (краткий).
Слайд 23
(1 ученик – у доски, остальные – в тетрадях.)
– Давайте запишем слово «вечность» в тетради и выполним краткий фонетический анализ:
Вéч׀ность – 2 слога, 8б., – 7 зв.
– Мы помогли Каю собрать это слово, и он вновь стал добрым и послушным мальчиком.
– Кай узнал Герду, и стали они жить – поживать, да добра наживать. И никогда они больше не разлучались. Ведь друзья познаются в беде.
X. Работа с пословицами о дружбе и взаимовыручке.
Слайд 24
– А какие вы знаете пословицы о дружбе и взаимовыручке?
Стихотворение о дружбе и взаимопомощи С. Михалкова: Слайд 25
XI. Выполнение творческих заданий.
Творческая работа 1 (восстанови последовательность событий в сказке по разрезным картинкам). Слайд 26, 27
Творческая работа 2 (отгадывание кроссворда по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»): Слайд 28
– Ребята, вам понравился наш сказочный урок?
– А как вы думаете, что он принёс всем нам?
– Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны разгадать кроссворд.
– А теперь прочитаем ключевое слово в центре кроссворда – РАДОСТЬ.
– Что же доставили нам герои сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»?
(радость, удовольствие)
XII. Итог урока, д/з.
Слайд 29
– Какую работу вы выполняли сегодня на уроке русского языка, чтобы помочь Герде? Какие правила вспомнили? Что понравилось на уроке? (Выслушиваются ответы детей.)
– Д/З: В волшебных тетрадях написать мини-сочинение о проведённом уроке, тренироваться в произношении скороговорки. Слайд 30
– Эти волшебные тетради я дарю вам на память о нашем путешествии.
– Сейчас я попрошу встать тех ребят, которые получили за работу на уроке снежинки с оценками. Молодцы! Эти снежинки прошу вас сохранить, т.к. завтра по ним выставим оценки в журнал и в дневники.
– Сегодня вы все потрудились на славу! Большое вам спасибо!
Прозвенел уже звонок,
Наш закончился урок.
– Благодарю всех за внимание. До новых встреч! Слайд 31