Развитие речи. Публичное выступление на общественно значимую тему

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщение знаний о правилах публичной речи, ее свойствах;
  • развитие письменной и устной речи учащихся;
  • формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения.

Задачи:

обучающие

  • формирование умений создавать публичное выступление на общественно значимую тему;
  • закрепление умений и навыков по теме «Вводные слова и предложения», формирование умения использовать вводные конструкции в речи;
  • формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения;

развивающие

  • развитие языковых и лингвистических компетенций;
  • формирование информационной культуры;
  • развитие творческих способностей учащихся;

воспитательные

  • воспитание любовь и уважение к русскому языку;
  • воспитание информационной культуры посредством использования компьютера на уроках и во внеурочной деятельности;
  • воспитание умения работать самостоятельно.

Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска INTERWRITE, компьютер, мультимедийный проектор), учебники «Русский язык. 8 класс». Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2008 , карточки для индивидуальной работы

Ход урока

1. Коммуникативная атака

Я хотела бы наш урок начать с сочинения, которое недавно попало мне в руки. Тема сочинения была определена так: «Красота-то какая!» Можно было написать о красоте природы, окружающего нас мира. Вот послушайте, что у ученика получилось.

В одном лесу построили завод, где из зайцев шили шубы (комментарий учителя для эмоционального восприятия текста, создания непринужденной обстановки на уроке: после первых слов, глаза мои стали сами собой расширяться, увеличивая все больше).
И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры из Освенцима... длинная вереница несчастных зайцев перед огромными заводскими воротами на фоне чадящих огромных страшных труб.).
Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес. И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес.
По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками (естественно — столько шуб без разре- шения убегает.).
Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони.
Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша (спасибо тебе, заячий бог, уберег, не дал сгинуть на заводе).
И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него (вы это представляете?) и сказал:
— КРАСОТА-ТО КАКАЯ!

2. Фронтальный опрос

Смешно, а почему? Тема сочинения была раскрыта? Почему? Что такое идея произведения? Какие правила были нарушены учеником?

Что надо помнить при написании сочинения? А если это публичное выступление? Можем ли мы считать публичное выступление сочинением?

Примерные ответы учеников: Конечно, было смешно, и тема сочинения не раскрыта, так как ученик не понял ее, увлекся сюжетом, построил свое сочинение по принципу современного криминального чтива. Сочинение не имеет идеи, так как главная мысль не понятна читателю. Описание природы дано только в одном предложении. Когда мы пишем сочинение, обязательно надо хорошо продумать, о чем мы будем писать, что именно хотим сказать своему читателю. Публичное выступление – это тоже сочинение, которое надо хорошо обдумать, составить план. Это даже труднее, чем сочинение, потому что надо учитывать, кто тебя слушает.

3. Постановка проблемной задачи

Итак, представьте, что вам нужно подготовить публичное выступление.

Тема нашего сегодняшнего урока как раз и звучит так: «Публичное

выступление на общественно значимую тему» Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Слово – полководец

человечьей силы (В. Маяковский). Рисунок 1 (текст на интерактивной доске)

Ученики записывают тему урока и эпиграф.

Выступать вы будете перед восьмиклассниками нашей школы. Как вы думаете, какие проблемы волнуют ваших сверстников? А проблема засорения нашего языка будет среди этих проблем? Как вы построите свое выступление? Это будет сочинение-рассуждение? Каковы правила построения текста такого типа?

Примерные ответы учеников: Проблем много: отношения со сверстниками, с родителями, проблемы экологические, подготовки к Олимпийским играм в Сочи, потому что в городе «пробки» (все смеются), проблема свободного времени. Надо построить свое выступление так, чтобы тем, кто слушает, было интересно, а еще выступление не должно быть длинным, «краткость – сестра таланта» (все смеются). Сочинение рассуждение строится по следующему плану: тезис – главная мысль, доказательства – аргументы и вывод.

4. Работа с текстом (карточки с тестами) приложение 1

Перед вами набор предложений. Надо расположить их так, чтобы получился связный текст. Кстати, такое задание встречается в части А ЕГЭ по русскому языку. Давайте представим себя одиннадцатиклассниками, готовящимися к сдаче ЕГЭ и выполним это задание.

Рисунок 2 (задание на интерактивной доске)

1. В последнее время я замечаю, что мы, молодежь, все чаще употребляем в своей речи иностранные словечки. 2. Мы заменяем многие выражения на слова из американского сленга, и потому наш русский язык становится примитивным, невыразительным. 3. Я думаю, что должно быть больше интеллигентных людей, владеющих литературной речью, говорящих ярко, образно, остроумно. 4. Именно таким человеком я и хочу стать. 5. Безусловно, нам надо серьезно изучать литературный русский язык.

Ученики работают самостоятельно, используя карточки, один ученик работает на интерактивной доске, с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивает нужный ответ, располагая предложения таким образом, чтобы получился текст

Трудно было выполнить это задание? Как вы поняли, в каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст? Какие подсказки вам встретились в тексте? Кстати, такое задание тоже встречается в ЕГЭ, только в более трудной части В – необходимо найти средства связи между предложениями в тексте. Какое средство связи существует между 4 и 5-м предложениями текста? Конечно, вводное слово. Мы с вами знаем, что вводные слова помогают выразить отношение автора к высказыванию.

5. Повторение изученного материала, запись предложений – потом проверка

Рисунок 3 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

1. Как гласит народная мудрость правда ни в огне не горит ни в воде не тонет.

Не все люди правда осознают глубокий смысл этой пословицы.                                                   

Комментарий учителя:В ЕГЭ по русскому языку есть такое же задание, где одно и то же слово является вводным и членом предложения.

Рисунок 4 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

2. Без сомнения большое зло лицемерие угодничество приспособленчество.

Без тени сомнения ставь заслон этому многоликому злу.

Рисунок 5 (предложение написано на интеракивной доске, знаки препинания не расставлены)

3. Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия капризность обидчивость раздражительность. Несомненно из этих семян вырастает эгоизм.

Ученики записывают предложения, расставляют знаки препинания, потом на доске один ученик с помощью инструмента Перо расставляет знаки препинания, объясняя, почему в одном случае ставятся знаки препинания, а в другом – нет.

Вопросы учителя: Могут ли эти высказывания стать темой вашего выступления? Волнуют эти проблемы нас сегодня? Значит, выступление на общественно значимую тему включает в себя и эти проблемы.

Примерные ответы учеников: Да, каждое высказывание может стать темой выступления. Сегодня эти проблемы актуальны.

6. Работа по созданию текста – публицистического выступления

Итак, возвращаемся к нашему публицистическому выступлению. Проблему мы с вами определили. Скажите, ваше выступление перед сверстниками может быть просто сочинением? Будут ли вас слушать? А зал большой – только восьмиклассников у нас 125 человек. Что необходимо для того, чтобы вас слушали?

Примерные ответы учеников: У публичного выступления свои правила, хотя оно, конечно, похоже на сочинение. Выступление должно быть на определенную тему, выступающий составляет четкий план речи. Чтобы тебя слушали, надо говорить убедительно, красиво, эмоционально, использовать средства выразительности.

Рисунок 6 (Задание на интерактивной доске)

Какие средства выразительности необходимы для создания публичного выступления?

Запишите в первый столбик средства, которые можно использовать в публичном выступлении, а во второй - которые нельзя.

  • Риторические вопросы
  • Обращения
  • Оценочная лексика
  • Эмоционально-окрашенные слова
  • Книжная лексика
  • Метафоры
  • Термины

А какие использовать нельзя? Почему?

  • Слова разговорного стиля
  • Просторечные слова
  • Диалектные слова
  • Сленговые выражения

Ученики в тетради выполняют задание, у доски ученик , с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивает нужный ответ, располагая слова в два столбика.

Теперь давайте подумаем, как композиционно должны мы построить свое выступление? С чего начать? Приветствие, обращение. Должна ли быть сформулирована проблема? Чтобы вас интересно было слушать, какие приемы вы употребите? Какие доказательства приведете?

Закончить выступление надо обязательно как? Кольцевая композиция-с чего начали к этому и вернуться. И когда вы выполните все эти требования, у вас получится такое выступление, которое с удовольствием будут слушать все.

Примерные ответы учеников: В публицистическом выступлении должна быть обязательно сформулирована проблема, слушающие нас должны хорошо понимать, о чем идет речь, в чем их убеждают. Доказательства надо приводить такие, чтобы они были яркими, интересными. Это могут быть афоризмы, примеры из литературных произведений, из биографий известных людей, из периодической печати, рассказ об общественно значимых событиях. Кольцевая композиция позволяет нам правильно расставить приоритеты в выступлении.

7. Домашнее задание

Дома вы подготовите публичное выступление на одну из предложенных тем «Олимпиада в Сочи – это здорово!»

«Почему надо изучать русский язык?»

«Каким человеком я хочу быть?»

Ваше выступление должно быть построено с учетом всех тех рекомендаций, которые прозвучали сегодня на уроке. Вы можете использовать те материалы, которыми вы пользовались на уроке и в качестве тезиса, и в качестве аргументов.

8. Рефлексия

Вы уже поняли, что сегодняшний наш урок – это подготовка к созданию публичного выступления. Какие разделы науки о языке мы сегодня вспомнили, чтобы вы могли выполнить домашнее задание: и пунктуация, и стилистика, и типы речи, и изобразительно-выразительные средства языка. Посмотрите, как богат, как выразителен наш язык, как много надо знать, чтобы владеть им, чтобы быть образованным, интересным человеком. Чтобы услышав ваше выступление, каждый мог воскликнуть: КРАСОТА-ТО КАКАЯ!