Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами

Разделы: Внеклассная работа


«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»
Поль Торренс

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

По мнению большинства исследователей, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению.

В школьных занятиях главенствующая роль, безусловно, принадлежит коре левого полушария головного мозга, отвечающего за логику и речь. Восприятие же структур, связей, чувство прекрасного – это функции правого полушария, ответственного за творческое мышление, интуицию, воображение. Самые большие достижения отмечены интеграцией обоих полушарий. В детях нужно развивать оба пути познания. Для этого следует использовать такие виды деятельности, в которых задействованы обе руки.

Для развития творческих способностей детей необходимо расширение содержания учебной деятельности, которое может быть осуществлено в результате взаимодействия основного и дополнительного образования, которое предполагает свободный выбор ребенком вида и формы деятельности и ориентировано на выявление и развитие в процессе занятий интересов и способностей.

Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях и потенциале обучаемых, но и развивает их, и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности.

Учебная деятельность в дополнительном образовании средство создания условий для непрерывного учебного диалога между педагогами и детьми, формирующего активное отношение к учению и позволяющее реализовать творческие способности каждого ребенка (активная деятельность за пределами основных учебных занятий).

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности – динамические образования, формирование и развитие которых происходит в деятельности и общении. К развитию способностей приводит интеллектуальная деятельность, которая мотивирована познавательной потребностью.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный, который обеспечивает высокое умение осваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Следует учитывать, что репродуктивный уровень включает творческие элементы, и наоборот.

Творчество (креативность) это способность удивляться и познавать, это умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Понятие «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов. Главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П.Торренс.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление (схождение) – когда человеку надо на основе множества условий найти единственно верное решение (тождественно интеллекту).

Дивергентное мышление (расхождение) – «тип мышления, идущего в различных направлениях» (варьирование путей решения проблемы), приводит к неожиданным выводам и результатам (творческое мышление).

Дальнейшее продолжение эта программа получила в исследованиях Торренса, который рассмотрел более полусотни формулировок. В итоге остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты.

Высокие показатели тестов креативности у детей не гарантируют их творческие достижения, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям (уровень), творческим умениям (овладение знаниями и технологией) и творческой мотивации (стремление к новому). Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.

Неотъемлемой частью творчества является воображение.

Воображение можно определить как оперирование разнообразными образами, которые создались в прошлом опыте человека, как следы, оставшиеся после восприятия разных предметов и явлений. Если в данный момент эти образы просто актуализируются один за другим, то это процессы долговременной памяти. Если же вслед за актуализацией образов памяти происходит их перекомбинация, конструирование новых образов, которых еще не было в сознании данного человека, следует говорить о работе воображения … Таким образом, воображение – это способность, которая в большей мере зависит от прошлого опыта человека и, следовательно, может быть развита путем целенапрвленной тренировки.

По характеру происхождения воображение можно разделить на репродуктивное (воссоздающее, неоригинальное – вторичный образ) и продуктивное (оригинальное – первичный образ). Совершенствуя репродуктивное воображение, мы тем самым создаем необходимые предпосылки для развития продуктивного воображения.

Степень выраженности творчества: не творческие работы – копии чужих работ; полутворческие работы – работы с частичным изменением образца и творческие работы – оригинальные работы.

Одним из способов выявления и развития творческих способностей детей являются занятия оригами.

Искусство оригами зародилось в Японии в десятом веке. «Оригами» в переводе с японского означает «ори» – складывание, «ками» – бумага.

Оригами складывание из бумаги фигур с соблюдением канонов (запрет использования разрезания и клея). Геометрия листа определяется каноном (квадрат) или творческим желанием (прямоугольник, треугольник, круг, многоугольники и т.д.).

Содержание творчества с бумагой основывается на законах математики, может охватывать самые различные тематики, удовлетворяющие детей обоего пола и разных возрастов. Моделями могут быть животные, птицы, цветы, коробочки и даже динозавры. Некоторые феноменальные фигурки машут крыльями или открывают рты.

Кроме того, оригамика является игрой – содержательной, удивительной по своей сущности и проявлениям (бумажный лист оживает), полезной и любимой детьми всех возрастов.

Складывание моделей из нескольких листов бумаги, соединяющихся между собой с помощью оригамных замкòв, применяется в модульном оригами (занимательный бумажный конструктор – моделирование).

Один из популяризаторов науки и автор множества книг по занимательной математике Мартин Гарднер восторженно отзывается об оригами: «Подобно тому, как прелесть восточной поэзии заключена в полноте выражения мысли и чувства при минимальном числе слов и весьма жёстких правилах стихосложения, точно также и оригами привлекает нас необычным реализмом своих произведений, хотя для создания их не требуется ничего кроме квадратного листа бумаги и пары искусных рук. Листок бумаги, согнутый вдоль ничем не примечательных геометрических линий, внезапно преображается, превращаясь на наших глазах в изящное миниатюрное произведение полу абстрактной скульптуры, поражающее нас своим совершенством».

Оригами – это радостное искусство, приносящее людям улыбки и хорошее настроение.

Оригами не только популярное развлечение и тренировка ума и рук, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе образования разных стран мира.

Складывание из бумаги применялось в школах во всем мире с конца XIX века. В Европе, Южной Америке, Великобритании, Северной Америке и Японии, где в 1880-х годах открылись первые детские сады, работавшие по методике Ф.Фребеля.

Знаменитый немецкий педагог, последователь Песталоцци, и основатель системы дошкольного образования Фридрих Фребель (1782-1852) первым предложил использовать складывание бумажного листа как метод для обучения детей основам геометрии.

Оригами распространилось в школах всего мира с различной степенью успеха. К сожалению, преподаватели зачастую не принимали во внимание объяснения Ф.Фребеля о важности игры с бумагой и использовали эту методику механически. Складывание превращалось в скучное повторение готовых образцов. О творчестве речь не шла.

В Японии идеи Фребеля соединились с японским традиционным оригами, включающим множество изящных фигурок.

Широкому и быстрому распространению Оригами в мире во второй половине XX века способствовало создание профессиональным японским оригамистом Акирой Йошидзавой универсальных и простых условных знаков, с помощью которых можно записывать схемы складывания любых фигур. После изобретения азбуки схемы складывания моделей мог «прочитать» без перевода человек любой национальности. Знаки стали международными.

Проблема использования оригами в школе состояла в том, что педагоги полностью игнорировали возможность создания детьми новых моделей в технике оригами. Творческое оригами не возникало и среди взрослых, пока в начале XX века поэт и философ М.Унамуно (Испания) и А. Йошидзава (Япония) в 1940-х годах не начали создавать собственные оригинальные модели. Йошидзава назвал это «творческим складыванием». При этом нельзя забывать, что творческий потенциал детей огромен.

Оригами – это такой вид деятельности, в котором равноценно задействованы обе руки (в отличие от письма и рисования, где доминирует ведущая рука).

Оригами развивает: мелкую моторику, координацию движений пальцев, сообразительность и смекалку, пространственное воображение, внимание и память, терпение и аккуратность, точность и глазомер, фантазию и творческий потенциал. При этом повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

Торренс провел изучение креативности мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок в период предпубертата.

В соответствии с этим для развития творческих способностей детей рекомендуется заниматься оригами особенно детям младшего школьного возраста, что подтверждается также практикой.

Обучение ведется по оригинальной примерной авторской программе дополнительного образования детей «Трансформация бумажного листа – оригами (сертификат № 40, М., 2001).

Модели проведения занятий оригами.

Используются два основных способа проведения занятий оригами (возможно совмещение способов):

  • имитационный путь, когда «секрет» складывания передается из рук в руки, от педагога к ученикам – дети повторяют, продвигаясь шаг за шагом; педагог проверяет правильность складывания после каждого шага (универсальный метод для любого возраста);
  • путь освоения по схемам складывания – необходима предшествующая определенная имитационная стадия обучения (разъяснение условных символов и показ основных приемов складывания оригами).

Для освоения схем складывания применяются различные методики, включающие игры. Например, педагог, заранее предупредив и не говоря, последовательно чертит на доске или показывает серию схем. После каждой очередной схемы он показывает не само складывание, а только результат. Так можно поступать с большинством несложных моделей.

Для проверки и закрепления знаний применяются схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесёнными ошибками.

Методика проведения занятий оригами.

Дети на занятиях оригами осваивают ряд классических фигурок оригами, а также модульные фигурки из них и учатся моделировать. Также осваивается чтение чертежей. Многие дети изобретают оригамные фигурки.

В противоположность используемому в прежние времена репродуктивному методу преподавания, наряду с ним используется продуктивный (творческий) метод (сложность зависит от возраста и года обучения), использующий современные технологии: логические задачи, образно-логические цепочки – оригамные сказки, технологические игры, творческие задания (вплоть до изобретательства – частичного и полного).

Древнегреческому философу Аристотелю (384 – 322 гг. до н.э.) принадлежит мысль: «Познание начинается с удивления».

Ребёнка необходимо удивить и, тем самым, привлечь его внимание, поддержать и удержать его интерес, и, наконец, сделать заинтересованность ребёнка устойчивой привычкой на всю жизнь.

Для осуществления данной задачи используются фигурки раздела «феноменальное оригами» (действующие, летающие, плавающие модели оригами, забавы и фокусы) и «оригамные сказки» (образно-логический метод для запоминания последовательности операций изготовления модели)).

Курс занятий начинается с демонстрации образцов фигурок оригами разного уровня сложности, как классических, так и авторских.

Затем следует показ оригамной сказки – изготовление простой феноменальной фигурки, со сказочным комментарием схемы изготовления.

Следующий этап – совместное складывание показанной фигурки, при этом даются разъяснения относительно ориентации на листе бумаги: верх, низ, середина, угол и т.д.

Для развития воображения в процессе обучения используются различные задания. Например: дорисовывание не законченных рисунков или оформление готовых моделей оригами изобразительными средствами и т.п.

В заключении осуществляется игра с действующей фигуркой.

В дальнейшем, в зависимости от цели занятия, можно как демонстрировать образец фигурки перед складыванием, так и складывать без предварительного показа. На разных этапах можно предлагать детям высказывать предположения о том, что получится, где будет в дальнейшем, например, «спинка/животик» или на что похож промежуточный результат.

Можно использовать игру в «Соединялки» – соединение двух-трёх готовых фигурок, в результате чего получается новая фигурка. Например, вставив фигурку «Водяная бомбочка» в коробочку «Санбо», можно получить фигурку «Инопланетянин». Усложнение задания: показав образец собранной фигурки, можно предложить детям самим догадаться как соединяются части в целое. Подобное задание может быть и без показа, а только при обозначении фигурки словом.

Для разнообразия занятий можно использовать задания сложить фигурку: по готовой фигурке (с разрешением её развернуть); с закрытыми глазами; по словесному описанию схемы сложения (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как «тепло» или «холодно»). Или, дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети с бòльшим или меньшим затруднением отгадывают, что было сделано.

Модульное оригами из традиционных фигурок (разработка Опаричевой С.В.).

Трансформация бумажного листа – оригами – исторически осуществляется в традиционных канонах. Мастера оригами используют исходные листы бумаги только квадратной формы. Они воздерживаются от разрезов, подклеивания и подрисовывания.

Столь жёсткие ограничения, тем не менее, позволили оригамистам, не нарушая исторически сложившиеся каноны, создать великое разнообразие фигурок, и даже целостные композиции.

Большое количество изобретенных фигурок оригами привело к концепции «оригами – идеальный конструктор (разнообразие форм из одной детали)». Расширение возможностей для конструирования происходит также за счет применения модульного оригами – соединение отдельных одинаковыхформ в единую формуи гетеромодульного оригами – соединение отдельных не одинаковых форм в единую форму(составное оригами).

Целостность конструкции обеспечивается возможностью зацепления модулей друг за друга (роль оригамных замкòв очень важна!).

Идея сборки фигурки или композиции из оригамных модулей расширила возможности классического оригами. По сути, эта инновация является пространственным моделированием, методом трансформации бумажного листа, которая особенно близка детям младшего школьного возраста, в силу возрастных особенностей.

Педагогический (дидактический) эффект от использования в образовательном процессе модульного оригами усилен методической инновацией. В качестве модулей использованы не абстрактные модули (без самостоятельной изобразительной ценности), а простые традиционные фигурки. Например: Стаканчик, Воздушный змей, Каркающая ворона, звезда Сюрикен и Двухтрубный пароход, знакомые детям и обладающие изобразительной ценностью.

Модульные модели:

гомомодульныемодели: из Стаканчика – Мяч, Бумеранг, Кактус, Орнаменты

из Стаканчика и Воздушного змея – Петушок и Цыпленок

из Каркающей вороны – Бублик

из Сюрикена – Черепаха

и Зáмок; из «Двухтрубного парохода» – Сороконожка;

гетеромодульныемодели: Бычок и Роза (автор С.В.Опаричева).

Эта инновация позволяет использовать модульное оригами на занятиях оригами с детьми самого раннего возраста и на самых первых занятиях, с объединением индивидуальной и коллективной форм деятельности.

По данной разработке был сделан ряд сообщений на семинарах и конференциях.

После стадии усвоения основных приемов оригами можно проводить упражнения, направленные на придумывание фигурок оригами, как индивидуальное, так и в парах и коллективное. При этом необходимо поощрять дивергентное мышление у каждого ребенка: «Давайте придумаем что-нибудь необычное, будьте изобретательны».

Педагогические наблюдения и психологические исследования подтверждают развитие творческих способностей у детей в процессе занятий оригами.

Кроме того, данный вид творчества предусматривает также совершенствование органов чувств (тренировка зрения, слуха и осязания) и управление эмоциями; удовлетворяетпотребность и стремление к деятельности, труду и знаниям; развивает координацию движений пальцев обеих рук и синхронизацию полушарий головного мозга (равноправно задействованы обе руки), фантазию и творческий потенциал, сообразительность, смекалку и интуицию; воспитывает терпение и аккуратность.

Занятия обладают благоприятными психолого-педагогическими преимуществами для развития и воспитания – естественный выход на социальную адаптацию.

Процесс является малозатратным, имеет достаточное обеспечение литературой и обладает неисчерпаемыми возможностями.

Полученные знания и умения пригодятся детям во многих областях деятельности в будущем: педагогам, врачам и биологам, математикам и философам, конструкторам и технологам, архитекторам и дизайнерам. Занятия детей оригами – важная составляющая успеха в их будущих профессиях.

Результатом обучения данному виду деятельности станет развитие творческого потенциала ребенка, а предельным результатом – способность воплотить в бумаге любые идеи. В дальнейшем эта способность останется с человеком на всю жизнь.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
  2. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М., «Мир», 1971, с. 295.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.
  4. Опаричева С.В Оригами: игра, головоломка или нечто большее? Оригами в жизни великих людей. // Наука и жизнь. – 1999. – № 12. – С. 47–52.
  5. Опаричева С.В. Оригами для педагогов: Мигель де Унамуно. //Оригами. Искусство складывания из бумаги. 2000, № 3 (23), с. 18.
  6. Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс. //Вестник образования и развития науки (РАЕН). – 2001. – Т. 5. – № 2. – С. 110-120.
  7. Опаричева С.В. Оригами – для чего... чему... и как учить? //Школьные технологии. Научно-практический журнал школьного технолога (завуча). 2003. – № 2. – . С. 152-158.
  8. Опаричева С.В. Бумажное чудо с научной точки зрения. //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. 2004. – № 8(89). – С. 13.
  9. Опаричева С.В. Образовательная программа детского творческого объединения «Трансформация бумажного листа – оригами» (объединение «Ребята-оригамята»). Программно-методическое обеспечение дополнительного образования детей. Серия «Дополнительное образование детей: мастерство и творчество». Сборник № 5. //Редактор составитель З.А.Каргина. – М.: СОУО ДОМ, 2005, С. 145-171.
  10. Опаричева С.В. Программа педагогического мониторинга детского объединения «Трансформация бумажного листа – оригами». – Методический потенциал дополнительного образования детей // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Составители: Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – С. 124-135.