Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- закрепить умение выделять криволинейные трапеции из ряда геометрических фигур и отработать навык вычислений площадей криволинейных трапеций;
- познакомиться с понятием плоской фигуры;
- научиться вычислять площадь плоских фигур;
- способствовать развитию логического мышления, грамотной математической речи, аккуратности при построении чертежей;
- воспитывать интерес к предмету, к оперированию математическими понятиями и образами, воспитать волю, самостоятельность, настойчивость при достижении конечного результата.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Повторение ранее изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итога урока.
- Постановка домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие класса. Сообщение учащимся целей урока.
II. Повторение ранее изученного материала
- На прошлом уроке мы познакомились с понятием криволинейной трапеции и научились вычислять площадь этой фигуры. Давайте вспомним, какая фигура называется криволинейной трапецией?
- Криволинейной трапецией называется фигура, ограниченная осью ОХ, прямыми x = a, x = b (a < b) и графиком непрерывной и не меняющей на отрезке [a; b] знак функцией y = f(x).
- Какую формулу можно использовать для вычислений площади криволинейной трапеции?
- Формулу Ньютона-Лейбница.
- Формулу вывели английский физик Исаака Ньютона (1643–1727) и немецкий философ Готфрида Лейбница (1646–1716). И это не удивительно, ведь математика – язык, на котором говорит сама природа.
- Для того чтобы вспомнить основные моменты ранее изученного материала, выполним тест по теме: «Первообразная. Площадь криволинейной трапеции» (Приложение 1). (Для применения теста, ознакомьтесь, пожалуйста, с инструкцией.)
III. Изучение нового материала
Тема нашего урока: «Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла». (Слайд 1)
- Обратите внимание на экран. Что изображено на первом рисунке? (Слайд 2)
- Криволинейная трапеция.
- Что изображено на втором рисунке? Является ли эта фигура криволинейной трапецией?
- На рисунке представлена плоская фигура. Рассмотрим ее более подробно. (Слайд 3)
- Плоская фигура - это фигура ограниченная прямыми x = a, x = b и графиками непрерывных функций y = f(x), y = g(x), причем на отрезке [a; b] выполняется неравенство g(x) f(x).
- Как можно вычислить площадь этой фигуры?
(Слайд 4)
Итак, площадь S фигуры, ограниченной прямыми x = a, x = b и графиками функций y = f(x), y = g(x), непрерывных на отрезке [a; b] и таких, что для всех х из отрезка [a; b]выполняется неравенство g(x) f(x), вычисляется по формуле:
Рассмотрим, как при решении практических заданий используется эта формула.
(Слайд 5)
Пример 1: Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями y = x, y = 5 – x, x = 1, x = 2.
Решение: Построим на координатной плоскости графики функций y = x, y = 5 – x, x = 1, x = 2. Заштрихуем площадь фигуры, площадь которой надо найти.
Воспользовавшись формулой , получим
Ответ: S = 2.
(Слайд 6)
Пример 2: Вычислить площадь фигуры, ограниченной прямойy = x – 2 и параболой y = x2 – 4x + 2.
Решение:
Построим прямую y = x – 2 по точкам, например (2; 0) и (0; -2).
Для построения параболы найдем координаты вершины по формулам ; yв = y(xв). Имеем:
;.
Значит, вершиной параболы служит точка (2; -2). Возьмем пару дополнительных точек, например (0; 2), (4; 2) и построим график данной квадратичной функции.
Найдем абсциссы точек пересечения прямой и параболы, для чего решим уравнение
х2 – 4х + 2 = х – 2
Находим последовательно: х2 – 5х + 4 = 0;
х1 = 1; х2 = 4.
Фигура, площадь которой надо найти, ограничена линиями y = x2 – 4x + 2 (снизу) и y = x – 2 (сверху). С боков эта фигура ограничена прямыми х = 1 и х = 4.
(Слайд 7)
Для вычисления площади фигуры можно применить изученную сегодня формулу. Тогда площадь данной фигуры:
Ответ: S = 4,5.
IV. Закрепление изученного материала
Задания решаются самостоятельно с проверкой у доски.
(Слайд 8)
Задание 1: Вычислите площадь фигуры, ограниченной прямыми:
а) y = x, y = -0,5x + 5, x = -1, x = 3;
б) y = 1 – x, y = 3 – 2x, x = 0.
(Слайд 9)
Задание 2: Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками функций:
а) y = 1 – x2, y = -x – 1;
б) y = x2 – 3x + 2, y = x – 1;
в) y = x2 + 2x-3, y = -x2 + 2x +5;
г) y = cos x, y = -x, x = 0, x = ;
д) y = sin 2x, y = x - , x = 0.
V. Подведение итога урока
Что сегодня изучили на уроке?
Чем отличается плоская фигура от криволинейной трапеции?
Как вычисляется площадь плоской фигуры?
Сформулируйте основные шаги вычисления площади криволинейной трапеции и плоской фигуры.
VI. Постановка домашнего задания
(Слайд 10)
Домашнее задание:
Вычислите (предварительно сделав рисунок) площадь фигуры, ограниченной линиями:
а) y = x3, y = 8, y = 1;
б) y = 4x – x2, y = 4 – x;
в) y = x2 – 2x + 2, y = 2+ 6x – x2;
г) y = sin x, y = , .
Спасибо за урок! До свидания.