1. Пояснительная записка
Актуальность разработки и реализации данной рабочей программы в нашем ДОУ была обусловлена наличием двух подготовительных к школе групп воспитанников, которые в будущем учебном году должны начать обучение в школе. Современная школа предъявляет некоторые требования к уровню знаний и умений воспитанников, что необходимо учитывать, переводя ребенка из детского сада на следующую ступень образования. Кроме того, родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. А если ребенок, имеющий недостаточный уровень готовности к школе, станет первоклассником, велика вероятность сложной адаптации к условиям школьного обучения, трудности при вхождении в режим школьной жизни, а так же других сопутствующих проблем (повышение уровня тревожности, постоянный стресс из-за психологического дискомфорта и др.). Такая ситуация, в свою очередь, может оказать не только негативное влияние на школьные успехи, но и привести к невротизации ребенка, ухудшению его здоровья и психологического самочувствия.
Кроме того, по результатам уже проведенного диагностического исследования с использованием «Диагностической программы в системе предшкольного образования» Ю.А. Афонькиной было выявлено, что многие дети показывают достаточно низкие результаты в рамках личностно-мотивационного компонента готовности к школьному обучению.
Программа составлена с использованием материалов
- практического руководства Н.Л. Кряжевой «Готов ли ребенок к школе?»,
- методики формирования «школьной зрелости» дошкольника М.Ю. Стожаровой,
- программы Л.А. Пеньковой, Т.И. Самофаловой и Г. М. Картаевой «Изучаю себя, изучаю других»,
- сборника психологических занятий с детьми 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю. Куражевой и И.А. Козловой,
- пособия В.Я. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»,
- а так же пособия Б.С. Волкова «Подготовка ребенка к школе».
Предусмотрено 14 занятий – по 1 занятию в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 минут.
Цель программы: формирование готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Задачи:
- формирование у воспитанников подготовительной группы положительного отношения к обучению в школе и желания учиться (личностно-мотивационный компонент готовности к обучению в школе);
- развитие учебной мотивации дошкольника (формирование внутреннего мотива к обучению, не зависящего от учебной атрибутики);
- формирование готовности ребенка к принятию новой социальной позиции (положение школьника), «школьной зрелости» дошкольника и готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности;
- развитие эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции;
- формирование у детей социально-психологической готовности к ситуации школьного обучения – развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения;
- развитие мелкой моторики.
В качестве основных методов и приемов на занятиях используются: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, психогимнастические упражнения, беседы на различные темы, коммуникативные игры, психологические этюды, чтение и обсуждение сказок.
В качестве методики оценки результата предполагается использование «Диагностической программы в системе предшкольного образования» Ю.А. Афонькиной.
Модуль диагностического обследования:
Компонент психологической готовности |
Предмет диагностики |
Методика |
информационный | Умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи | Составь рассказ по картинкам. |
Уровень развития вербального мышления | 5 вопросов по тесту школьной готовности Кёрна-Йерасека | |
произвольность | Способность действовать по образцу | «Домик» Н. И. Гуткиной |
личностно-мотивационный | Новая внутренняя позиция, оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе | Тест «Представь себе…» |
психофизиологический | Зрительно-моторная координация | Тест Бендера |
Предполагаемый результат реализации рабочей программы: повышение уровня личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы, как одного из компонентов общей психологической готовности к школьному обучению и профилактики дезадаптации при поступлении воспитанников в первый класс после окончания детского сада.
2. Тематический план
№ |
Название темы |
Количество занятий |
1. | Проведение диагностического исследования уровня психологической готовности воспитанников подготовительной группы к обучению в школе. |
|
2. | Беседа с воспитателями подготовительных групп «Мотивационная готовность детей к школе». | 1 |
3. | Стендовая консультация (или беседа) для родителей воспитанников подготовительных групп «Почему он не хочет учиться?» | 1 |
4. | Занятия с воспитанниками
подготовительной группы (имеющими низкий
уровень готовности) по повышению уровня
готовности к обучению в школе по темам:
|
1 |
|
2 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
2 |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
5. | Проведение второго этапа диагностического исследования и подготовка на основе его результатов рекомендаций для родителей и педагогов по выбору образовательного маршрута. |
|
3. Поурочное планирование
№ |
Тема |
Задачи |
Ход занятия |
Оборудование |
1 | Что такое школа? | – дать детям общее представление о
школе; – обнаружить уровень их знаний о школе. |
1. Приветствие «Передай улыбку» 2. Беседа «Что такое школа?», «В чем её отличие от детского сада?», «Зачем она нужна?» 3. Игра «Имена» 4. Рисунок «Школа» |
Листы бумаги и карандаши |
2. | Что в школе хорошего? | – определить причину
отрицательного отношения к школе; – формирование положительного отношения к школе; – сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других. |
1. Приветствие «Как первоклассник». 2. Беседа «Что вам в школе нравится, а что нет?» 3. Упражнение «Школьные предметы» 4. Игра «Паровозик» 5. Пальчиковая игра «Кошка» |
Доска и мел (или большой лист (несколько
маленьких) и фломастеры) – записывать плюсы и
минусы. Рисунок «школьные предметы» на каждого – см. папку разд. материал. |
1. Приветствие «Как школьник, выучивший
урок на «отлично» заходит в класс» 2. Беседа «Почему в школе учиться интереснее, чем дома или в саду?» 3. Упражнение «Лабиринт» 4. Игра «Строим цифры» 5. Игра «Иголка и нитка» 6. Пальчиковая игра «Шарик» |
«Лабиринт» на каждого ребенка, карандаши. | |||
3. | Я буду первоклассником! | – формирования желания учиться в
школе, ходить в первый класс – развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми |
1. Приветствие «Передай прикосновение» 2. Беседа «Чем ты будешь заниматься, когда будешь первоклассником?» 3. «Какими качествами должен обладать мальчик или девочка, чтобы быть хорошим школьником или школьницей?» 4. Игра «Ты мне нравишься» |
Клубок цветной шерсти |
1. Приветствие «Передай прикосновение» 2. Беседа «Почему хорошо быть первоклассником?» 3. Этюд «Первый день в школе». 4. Рисунок «Я в первом классе» |
Листы бумаги, карандаши | |||
4. | Как себя вести в школе | – определение знаний детей о
правилах поведения в школе – формирование произвольного поведения – формирование коммуникативных навыков; – обучение навыкам саморегуляции; – научить детей уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, считаться с интересами и желаниями других. |
1. Приветствие «Передай хорошее
настроение» 2. «Кто знает правила поведения в школе? Почему нужно вести себя именно так?» 3. Сказка «Игры в школе» 4. Этюд «Умные ученики» 5. Игра «Зернышки» 6. Тренируем эмоции |
|
1. Приветствие «Пожелание» 2. «Какие правила поведения в школе вы запомнили?» 3. Игровая проблемно-практическая ситуация «Где кабинет?» 4. Сказка «Школьные правила» 5. Игра «Возьми себя в руки» 6. Игра «Рыбки» |
Листы с рыбками, карандаши, ножницы. | |||
1. Игра-приветствие «Друг к другу» 2. Какие правила поведения в школе вам не нравятся? 3. Зачем они нужны? 4. Этюд с содержанием проблемной ситуации «Школа без правил» 5. Игра «Воздушный шарик» 6. Пальчиковая игра «Мышка» 7. Игра «Кричалки – шепталки – молчалки» |
Три силуэта ладошки из картона разного цвета (красная – кричалка, желтая – шепталка, синяя – молчалка) | |||
5. | Школьные страхи | – определение возможных страхов
детей, относящихся к школе; – обучение навыкам саморегуляции; – научить детей уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников; – уменьшение уровня тревожности |
1. Приветствие «Передай хорошее
настроение» 2. Беседа «Что в школе страшного?» 3. Сказка «Смешные страхи» 4. Игровая проблемно-практическая ситуация «Ответ у доски» 5. Игра «Ива на ветру» |
|
1. Приветствие «Батарейка» 2. Этюд «Двойка», этюд «Пятерка» 3. Сказка «Школьные оценки» 4. Игра «Воздушный шарик» 5. Рисунок «Я правильно ответил» |
Листы бумаги, карандаши. | |||
6. | Трудности нам нипочем | – настрой участников на
положительное отношение к школе; – помочь осознать свои силы; – научить не бояться трудностей. |
1. Приветствие «Батарейка» 2. Беседа «Трудности – это интересно» 3. Этюд «Трудное задание» 4. Игра «Солнышко» |
Листы с солнышком, карандаши, ручки. |
1. Приветствие «Подари улыбку» 2. Беседа «Кто что умеет?» 3. Игра «Поменяемся местами» 4. Игра «Я могу…», «Я делаю лучше всего…» 5. Сказка «Шапка-невидимка» |
||||
7. | Учитель – наш друг | – познакомить с ролью учителя; – формирование коммуникативных навыков. |
1. Приветствие «Я рад вас видеть!» 2. Беседа «Кто такой учитель?» 3. Рисунок «Учитель – мой друг» 4. Этюд «Как задать вопрос учителю?» 5. Игра «Ладошки» |
Листы бумаги, карандаши |
8. | Дружный класс | – формирование коммуникативных
навыков, развитие навыка налаживать дружеские
отношения; – научить детей уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, учитывать интересы других. |
1. Приветствие «Друзья» 2. Игра «Хороший друг» 3. Игра «Парашют» или игра «Черепаха» 4. Упражнение «Чудесные картинки» 5. «Ты мне нравишься» 6. «Мостик дружбы» |
Бумага, карандаш, фломастеры для
каждого ребенка, Покрывало и мяч. Бумага, карандаши, секундомер. Клубок цветных ниток. |
Конспект занятий представлен в Приложении 1.